13.5.2.2. КОГДА ОБЯЗАННОСТИ ВЕСТИ РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ НЕ ВОЗНИКАЕТ

Вы вправе не вести раздельный учет «входного» НДС в те налоговые периоды, в которых доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Все суммы «входного» НДС в указанных налоговых периодах подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ, без распределения их на облагаемые и необлагаемые виды деятельности (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Таким образом, рассматриваемую норму могут применять в том числе и торговые организации.

Отметим, что до 1 октября 2011 г. по вопросу применения правила о 5% в отношении торговых операций существовали две противоположные позиции.

Так, по мнению Минфина России, торговые организации вправе были пользоваться указанными положениями и могли не вести раздельный учет «входного» НДС, если доля расходов на необлагаемые операции не превышала 5% (Письма от 11.01.2012 N 03-07-11/03, от 08.11.2011 N 03-07-11/303, от 28.06.2011 N 03-07-11/174, от 30.05.2011 N 03-07-11/149, от 22.04.2011 N 03-07-11/106, от 05.07.2010 N 03-07-11/287).

В то же время специалисты ФНС России указывали, что применение положений правила о 5% в отношении торговой деятельности неправомерно (Письмо от 22.03.2011 N КЕ-4-3/4475 (п. 2)).

Президиум ВАС РФ, рассматривая спор о применении прежних правил, пришел к такому же выводу, что и Минфин России. По мнению суда, право не вести раздельный учет распространяется на всех налогоплательщиков независимо от того, какую деятельность они осуществляют (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 2676/12).

Уточним, что при решении вопроса о необходимости ведения вами раздельного учета не принимаются во внимание такие показатели, как стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) или объемы выручки от не облагаемой НДС деятельности. В данном случае следует учитывать объем ваших затрат на осуществление не облагаемых НДС операций, а также тех операций, местом реализации которых территория РФ не признается (Письма Минфина России от 08.09.2011 N 03-07-11/241, от 01.11.2010 N 03-07-07/70, от 14.09.2009 N 03-07-11/223, от 01.04.2009 N 03-07-07/26, УФНС России по г. Москве от 11.03.2010 N 16-15/25433).

Таким образом, даже если доля выручки от не облагаемых НДС операций составляет 1% от общей выручки, но при этом расходы на осуществление этих операций превышают 5%, вы не можете быть освобождены от ведения раздельного учета.

Важно помнить, что в расчет пропорции включаются расходы по всем не облагаемым НДС операциям одновременно. Исчисление 5%-ной величины в отношении только одной или некоторых таких операций правилами п. 4 ст. 170 НК РФ не допускается (см. также Письмо ФНС России от 03.08.2012 N ЕД-4-3/12919@).

Например, ООО «Альфа» осуществляет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции. За истекший квартал затраты по каждому виду не облагаемых НДС операций в отдельности не превысили 5% общей суммы расходов на производство и реализацию, в том числе:

— расходы на оказание услуг по бесплатному гарантийному ремонту (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ) составили 3,5%;

— расходы на операции по выдаче займов (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ) составили 2,5%.

Общая сумма расходов по не облагаемой НДС деятельности в совокупной величине затрат на производство и реализацию за квартал составила 6% (3,5% + 2,5%).

Следовательно, в данном налоговом периоде организация обязана вести раздельный учет сумм «входного» НДС.

 

Отметим, что порядок определения совокупных производственных расходов нормами гл. 21 НК РФ не установлен. По мнению Минфина России, указанные расходы следует определять на основании данных бухгалтерского учета (Письмо от 29.05.2014 N 03-07-11/25771). Методику расчета совокупных расходов вы можете разработать самостоятельно. В том числе вы можете определить, какие данные бухгалтерского учета необходимо взять и какие действия над ними нужно совершить (суммировать, определить пропорцию и др.). Разработанную методику мы рекомендуем закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Однако имейте в виду, что налоговые органы будут настаивать на том, что долю расходов по не облагаемым НДС операциям вы должны рассчитывать с учетом всех расходов, включая и прямые, и общехозяйственные, приходящиеся на необлагаемые операции. Такой вывод следует из разъяснений контролирующих органов (Письма Минфина России от 12.02.2013 N 03-07-11/3574, от 02.08.2012 N 03-07-11/223, от 28.06.2011 N 03-07-11/174, от 30.05.2011 N 03-07-11/149, от 29.12.2008 N 03-07-11/387, ФНС России от 13.11.2008 N ШС-6-3/827@). При этом, по мнению ФНС России, порядок определения доли косвенных расходов на необлагаемые операции налогоплательщик может установить самостоятельно, закрепив его в учетной политике (Письмо от 22.03.2011 N КЕ-4-3/4475 (п. 1)).

В то же время ФАС Поволжского округа в Постановлении от 23.07.2008 N А06-333/08 признал правомерным учет только прямых расходов при определении доли производственных расходов на операции, не облагаемые НДС. Основание: именно такой способ исчисления совокупных расходов на производство был закреплен в учетной политике налогоплательщика.

Примечание

С тем, как в учетной политике отражается порядок отнесения расходов к совокупным расходам по операциям, не облагаемым НДС, вы можете ознакомиться:

— на примере учетной политики организации, осуществляющей оптовую торговлю;

— на примере учетной политики организации, осуществляющей производственную деятельность;

— на примере учетной политики организации, осуществляющей строительную деятельность.

Приложение 1 к главе 13

Порядок возмещения НДС

на55

на56

———————————

<1> При проведении камеральной проверки по декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению, налоговые органы вправе истребовать документы, подтверждающие применение налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ, см. также п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

<2> Решение о зачете (возврате) возмещаемых сумм в счет предстоящих платежей по НДС и иным федеральным налогам принимается на основании заявления налогоплательщика (п. 6 ст. 176 НК РФ). Мы рекомендуем такое заявление подавать одновременно с декларацией. Если на момент вынесения решения о возмещении соответствующего заявления у инспекции не будет, возврат (зачет) НДС будет производиться в порядке и сроки, предусмотренные ст. 78 НК РФ (абз. 3 п. 14 ст. 78, п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

Примечание

Подробнее о порядке и сроках возврата налога читайте в разд. 13.2 «Возмещение «входного» НДС».

Подробнее о порядке и сроках зачета и возврата налога по правилам ст. 78 НК РФ вы можете узнать в разд. 3.3 «Порядок и срок зачета излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов налоговым органом по заявлению налогоплательщика» и разд. 4.1 «Порядок и срок возврата налоговым органом излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов» Практического пособия по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов).

 

<3> О принятом решении налоговые органы уведомляют налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня его принятия (п. 9 ст. 176 НК РФ).

<4> Если за период с даты подачи декларации до даты возмещения НДС образовалась недоимка, то пени на нее не начисляются в случае, если сумма недоимки не превышает сумму НДС, подлежащую возмещению.

Приложение 2 к главе 13

Порядок ускоренного возмещения НДС

на53

на54

———————————

<1> В заявлении вы должны указать, что если решение о возмещении НДС в заявительном порядке будет полностью или частично отменено, то вы обязуетесь вернуть в бюджет излишне полученные (зачтенные) суммы НДС, включая те проценты, которые налоговые органы уплатили вам за нарушение сроков возврата. Кроме того, вы будете обязаны уплатить проценты, которые налоговики начислят на излишне полученные (зачтенные) суммы НДС (абз. 2 п. 7 ст. 176.1 НК РФ).

<2> С 1 января 2015 г. возможность возмещать НДС в ускоренном порядке предоставляется налогоплательщикам — резидентам территорий опережающего социально-экономического развития (пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Для этого вместе с декларацией, в которой заявлена сумма налога к возмещению, они должны представить договор поручительства управляющей компании либо его копию (пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Договор поручительства должен соответствовать требованиям п. 4.1 ст. 176.1 НК РФ и предусматривать обязательство управляющей компании по требованию налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика излишне возмещенные ему суммы налога (пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Данные изменения предусмотрены пп. «а» — «ж» п. 1, ст. 2 Федерального закона от 29.11.2014 N 380-ФЗ.

Примечание

С 1 января 2016 г. пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ предусматривает, что управляющая компания определяется Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ (пп. «а» п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 214-ФЗ).

Под управляющей компанией понимается акционерное общество, которое определено Правительством РФ в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития и 100% акций которого принадлежит РФ, и (или) дочернее хозяйственное общество, созданное с участием данного акционерного общества (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ).

Таким образом, изменение, внесенное в пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, носит технический (уточняющий) характер.

 

С 1 января 2016 г. резиденты свободного порта Владивосток также вправе возмещать НДС в ускоренном порядке при соблюдении определенных законом условий (пп. 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, пп. «б» п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 214-ФЗ). Для этого они должны представить вместе с декларацией, где заявлена сумма налога к возмещению, договор поручительства управляющей компании, которая определена Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ, либо его копию (пп. 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Договор поручительства должен соответствовать требованиям п. 4.1 ст. 176.1 НК РФ и предусматривать обязательство управляющей компании в случае, указанном в пп. 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, уплатить по требованию инспекции за налогоплательщика излишне возмещенные ему суммы налога. Резиденты свободного порта Владивосток могут воспользоваться ускоренным порядком возмещения НДС на основании пп. 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ за налоговые периоды начиная с 1 октября 2015 г. (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 214-ФЗ).

<3> При наличии письменного обращения налогоплательщика налоговый орган возвращает ему банковскую гарантию в срок не позднее трех рабочих дней с даты получения обращения (п. 6 ст. 6.1, п. 8 ст. 176.1 НК РФ).

<4> Начисление пеней на недоимку производится до дня принятия налоговыми органами решения о зачете сумм НДС (абз. 1 п. 9 ст. 176.1 НК РФ).

Если суд приостановил решение налогового органа о взыскании имеющейся недоимки, штрафа и пеней, налоговики не имеют права зачесть НДС, заявленный к возмещению в заявительном порядке, в счет погашения такой недоимки в порядке п. 9 ст. 176.1 НК РФ (Письмо Минфина России от 05.04.2010 N 03-07-08/95).

Приложение 3 к главе 13

Порядок проведения камеральной проверки декларации, в которой отражены суммы НДС к возмещению в заявительном порядке

на51

на52

<1> При наличии письменного обращения налогоплательщика налоговый орган возвращает ему банковскую гарантию в срок не позднее трех дней с даты получения такого обращения (абз. 2 п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

<2> О принятом решении налоговые органы уведомляют налогоплательщика в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня его принятия (п. 16 ст. 176.1 НК РФ).

<3> Требование составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 18.05.2010 N ММВ-7-8/235@. В нем должны быть указаны следующие сведения (п. 18 ст. 176.1 НК РФ):

— сумма НДС, которая подлежит возмещению по итогам камеральной проверки;

— сумма НДС, которая излишне получена (зачтена) в заявительном порядке;

— сумма процентов, которые были получены налогоплательщиком в связи с нарушением сроков возврата в порядке п. 10 ст. 176.1 НК РФ и теперь подлежат возврату;

— сумма процентов, начисленных на все подлежащие возврату в бюджет суммы, в том числе на излишне полученный (зачтенный) в заявительном порядке НДС и на соответствующие ему проценты, ранее выплаченные налогоплательщику согласно п. 10 ст. 176.1 НК РФ (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

При этом проценты рассчитываются на момент направления требования со дня фактического получения налогоплательщиком возвращенных средств либо со дня принятия решения о зачете. Проценты начисляются исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России, действующей в период пользования бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Примечание

Информацию о действующей ставке рефинансирования, а также о последовательных ее изменениях в течение последних лет вы можете узнать в разделе «Ключевая ставка и процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленная Центральным банком Российской Федерации» Справочной информации;

 

— срок исполнения данного требования;

— меры по взысканию подлежащих уплате сумм в случае неисполнения данного требования.

Требование вручается непосредственно руководителю, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под роспись или иным способом с подтверждением факта и даты получения. Если это невозможно, требование направляется по почте и считается полученным по истечении шести дней с даты его отправления (п. 19 ст. 176.1 НК РФ).

<4> При наличии письменного обращения налогоплательщика налоговый орган возвращает ему банковскую гарантию в срок не позднее трех дней с даты получения такого обращения (абз. 2 п. 20 ст. 176.1 НК РФ).

<5> Указанные проценты рассчитываются исходя из ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Банка России, за период пользования бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Важно отметить: налогоплательщик должен уплатить проценты по правилам п. 17 ст. 176.1 НК РФ, даже если в течение всего периода начиная с момента получения денежных средств из бюджета (с момента принятия решения о зачете подлежащего возмещению НДС) у налогоплательщика имелась переплата в бюджет. Это разъяснил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.11.2012 N 9334/12. Дополнительно об этом см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

<6> Банковская гарантия должна предусматривать, что в случае неисполнения банком в установленный срок своих гарантийных обязательств налоговая инспекция обращает взыскание на его денежные средства и другое имущество по правилам ст. ст. 46 и 47 НК РФ (ст. 74.1 НК РФ).

 

Приложение 4 к главе 13

 

Пример (образец) заполнения книги покупок при подтверждении расходов на командировку первичными документами, в которых НДС выделен отдельной строкой

 

Приложение 5 к главе 13

Образцы заявлений о возмещении НДС путем возврата и зачета

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code