13.2.1. ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ «ВХОДНОГО» НДС

Кто и в каких случаях вправе воспользоваться заявительным (ускоренным) порядком возмещения НДС

 

Заявительный порядок возмещения НДС позволяет налогоплательщикам вернуть (зачесть) суммы налога еще до завершения камеральной проверки декларации (п. 12 ст. 176, ст. 176.1 НК РФ).

Подробная процедура возврата налога представлена на схеме.

Воспользоваться правом на ускоренное возмещение НДС можно в следующих случаях (п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

  1. За три предшествующих года до года подачи заявления на применение заявительного порядка вы уплатили в совокупности не менее 10 млрд руб. налогов, а именно НДС, НДПИ, акцизы, налог на прибыль. В сумму уплаченных налогов помимо непосредственно списанных со счета налогоплательщика средств (в том числе излишне уплаченных или излишне взысканных) включаются зачтенные в указанный период суммы налогов. Во-первых, это суммы НДС и акцизов, зачтенные в порядке ст. ст. 176, 176.1, 203 НК РФ в счет уплаты НДС, НДПИ, акцизов, налога на прибыль. А во-вторых, суммы иных налогов (кроме НДС, НДПИ, акцизов, налога на прибыль), зачтенные в порядке ст. ст. 78, 79 НК РФ в счет уплаты НДС, НДПИ, акцизов, налога на прибыль (Письмо ФНС России от 23.07.2010 N АС-37-2/7390@). Заметьте, что не нужно учитывать налоги, уплаченные при перемещении товаров через границу РФ, а также перечисленные вами в качестве налоговых агентов.

При этом совокупная величина учитываемых налогов уменьшается на возвращенные в порядке ст. ст. 78 и 79 НК РФ суммы излишне уплаченных или взысканных НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ. Исключение составляют суммы НДС и акцизов, возвращенные за три предшествующих года в порядке ст. ст. 176, 176.1, 203 НК РФ (Письма Минфина России от 13.07.2010 N 03-07-08/200, от 29.04.2010 N 03-07-08/142, от 01.04.2010 N 03-07-08/84, ФНС России от 23.07.2010 N АС-37-2/7390@).

Отметим, что применить заявительный порядок можно только по истечении определенного срока после создания организации. А именно с момента учреждения до дня подачи декларации с суммой НДС к возмещению должно пройти не менее трех лет.

  1. Вместе с декларацией, в которой сумма НДС указана к возмещению, вы представите банковскую гарантию. В ней должно быть предусмотрено, что банк обязуется уплатить в бюджет возмещенные вам в ускоренном порядке суммы НДС, если решение о таком возмещении впоследствии будет полностью или частично отменено (п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Кроме того, банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным п. п. 3, 5 ст. 74.1 и п. 4 ст. 176.1 НК РФ.
  2. С 1 января 2015 г. возмещать НДС в ускоренном порядке вправе также резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Для этого они вместе с декларацией, в которой заявлена сумма налога к возмещению, должны представить договор поручительства управляющей компании либо его копию (пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Договор поручительства должен соответствовать требованиям п. 4.1 ст. 176.1 НК РФ и предусматривать обязательство управляющей компании по требованию налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика излишне возмещенные ему суммы налога (пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Данные изменения предусмотрены пп. «а» — «ж» п. 1 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 29.11.2014 N 380-ФЗ.

 

Примечание

С 1 января 2016 г. пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ предусматривает, что управляющая компания определяется Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ (пп. «а» п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 214-ФЗ).

Под управляющей компанией понимается акционерное общество, которое определено Правительством РФ в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития и 100% акций которого принадлежит РФ, и (или) дочернее хозяйственное общество, созданное с участием данного акционерного общества (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ).

Таким образом, изменение, внесенное в пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, носит технический (уточняющий) характер.

 

  1. С 1 января 2016 г. резиденты свободного порта Владивосток также вправе возмещать НДС в ускоренном порядке при соблюдении определенных законом условий (пп. 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, пп. «б» п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 214-ФЗ). Для этого они должны представить вместе с декларацией, где заявлена сумма налога к возмещению, договор поручительства управляющей компании, которая определена Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ, либо его копию (пп. 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Договор поручительства должен соответствовать требованиям п. 4.1 ст. 176.1 НК РФ и предусматривать обязательство управляющей компании в случае, указанном в пп. 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, уплатить по требованию инспекции за налогоплательщика излишне возмещенные ему суммы налога. Резиденты свободного порта Владивосток могут воспользоваться на основании пп. 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ ускоренным порядком возмещения НДС за налоговые периоды начиная с 1 октября 2015 г. (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 214-ФЗ).

 

Каким требованиям должна отвечать банковская гарантия

 

Основные положения о банковской гарантии содержатся в ст. ст. 368 — 379 ГК РФ. Кроме них в целях ускоренного возмещения НДС в налоговом законодательстве установлены специальные требования к банковской гарантии и банку, который ее выдает (п. п. 3, 5 ст. 74.1 и п. 4 ст. 176.1 НК РФ).

Банковская гарантия должна предусматривать возможность взыскания по правилам ст. ст. 46 и 47 НК РФ суммы по банковской гарантии с банка, не исполнившего в установленный срок требование о ее уплате <1> (пп. 5 п. 5 ст. 74.1 НК РФ). Из банковской гарантии должно следовать, что взыскание производится за счет денежных средств (ст. 46 НК РФ) и иного имущества (ст. 47 НК РФ) банка-гаранта.

———————————

<1> Речь идет о требовании, направленном гаранту до окончания срока действия банковской гарантии.

 

Гарантия должна быть выдана банком, который имеет собственные средства в размере не менее 1 млрд руб. и соответствует другим условиям, установленным законодательством (ст. 74.1 НК РФ).

Если банк отвечает всем упомянутым требованиям (условиям), Минфин России вносит его в специальный перечень.

Сведения для формирования перечня представляет Центральный банк РФ (п. п. 3, 4 ст. 74.1 НК РФ).

 

Примечание

Соответствующий перечень размещен для общего доступа на сайте Минфина России (www.minfin.ru) и ежемесячно обновляется.

 

Отметим, что банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, в данном случае равноценны гарантиям, предоставляемым самими банками. Об этом сказано в Письме Банка России от 01.06.2010 N 04-15-7/2630 (доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 15.06.2010 N ШС-37-3/4049@). Кроме того, гарантию может выдать любой банк вне зависимости от того, зарегистрирован он в том же субъекте РФ, что и налогоплательщик, или нет. Главное, чтобы он был включен в перечень, сформированный Минфином России (Письмо Минфина России от 21.10.2010 N 03-07-11/415).

В дополнение к сказанному банковская гарантия должна соответствовать следующим требованиям (п. 5 ст. 74.1, п. 4 ст. 176.1 НК РФ):

1) она должна быть безотзывной и непередаваемой;

2) в гарантии не должно быть указаний для налогового органа о представлении банку документов, которые не предусмотрены ст. 74.1 НК РФ;

3) срок ее действия должен быть не меньше восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации с суммой НДС к возмещению;

4) сумма, на которую выдана гарантия, должна полностью покрывать обязательства по возврату в бюджет суммы НДС, которая заявляется к возмещению.

 

Примечание

Включение в сумму банковской гарантии помимо величины НДС, заявленной к возмещению, каких-либо других сумм (в том числе процентов, начисляемых согласно п. 17 ст. 176.1 НК РФ) правилами пп. 2 п. 4 ст. 176.1 НК РФ не предусмотрено. На это обращает внимание и ФНС России (Письмо от 05.02.2014 N ГД-4-3/1884@).

По заявлению налогоплательщика ускоренный порядок может применяться не ко всей сумме НДС, предъявленной к возмещению в декларации, а к определенной ее части. Нормам ст. 176.1 НК РФ это не противоречит (Письмо ФНС России от 07.11.2011 N ЕД-4-3/18516@). В таком случае банковскую гарантию можно представить лишь на ту сумму налога, которая заявлена к возмещению в порядке ст. 176.1 НК РФ (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, Письма Минфина России от 26.09.2012 N 03-07-15/127 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 17.10.2012 N ЕД-4-3/17586), от 07.06.2012 N 03-07-08/145).

 

Если представленная инспекции банковская гарантия соответствует изложенным требованиям Налогового кодекса РФ, то вы вправе претендовать на возмещение НДС в заявительном порядке.

Вместе с тем оговоримся: по мнению Минфина России, для применения указанного порядка возмещения налога в инспекцию должна быть представлена одна гарантия на полную сумму НДС, заявляемую к возмещению (Письмо от 27.12.2011 N 03-07-15/132). При этом Налоговый кодекс РФ не содержит положений, которые бы прямо запрещали представление в инспекцию более одной банковской гарантии по одному заявлению о применении ускоренного порядка возмещения НДС.

Банковская гарантия, как и заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС, может быть представлена в течение пяти дней со дня подачи декларации (п. п. 6.1, 7 ст. 176.1 НК РФ).

 

Какие последствия для налогоплательщика наступят, если в ходе камеральной налоговой проверки инспекция установит, что основания для возмещения НДС отсутствуют

 

Обоснованность суммы НДС, которую вы заявили к возмещению, налоговый орган проверяет путем проведения камеральной налоговой проверки декларации в соответствии со ст. 88 НК РФ (п. 11 ст. 176.1 НК РФ). Процедура проверки декларации и вынесения решений по ее результатам рассмотрена поэтапно на схеме. Выявленные в ходе такой проверки суммы НДС, безосновательно возмещенные налогоплательщику, признаются недоимкой со дня фактического получения им денежных средств или со дня принятия инспекцией решения о зачете сумм налога, заявленных к возмещению (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ).

Если в ходе проверки инспекция решит, что основания для возмещения НДС отсутствовали, полученные (зачтенные) суммы налога (вместе с процентами, выплаченными вам в порядке п. 10 ст. 176.1 НК РФ) вы должны вернуть в бюджет, уплатив сверх того проценты согласно п. 17 ст. 176.1 НК РФ.

Полагаем, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, в данном случае не должны начисляться (см. также абз. 4 п. 5 разд. VIII Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденных Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@).

Вынесенное по итогам камеральной налоговой проверки решение, которым возмещение налога признано безосновательным, а суммы возмещенного в ускоренном порядке НДС — недоимкой, может быть отменено. Сумму налога, которую вы уплатили в бюджет на основании отмененного решения, вам вернут в порядке, установленном ст. 79 НК РФ.

Вы также вправе настаивать на возврате процентов, уплаченных на основании п. 17 ст. 176.1 НК РФ. Как правило, суды в подобных спорах поддерживают налогоплательщика.

 

Какие последствия для налогоплательщика наступят, если в ходе выездной налоговой проверки инспекция установит, что основания для возмещения НДС отсутствуют

 

Наличие оснований для возмещения НДС инспекция также вправе проверить в рамках последующей выездной налоговой проверки.

Выявленные в ходе выездной налоговой проверки суммы НДС, безосновательно возмещенные налогоплательщику, признаются недоимкой со дня фактического получения им денежных средств или со дня принятия инспекцией решения о зачете сумм налога, заявленных к возмещению (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ). Сумму недоимки налогоплательщик должен вернуть в бюджет. В противном случае инспекция вправе провести взыскание в порядке ст. ст. 46, 47 НК РФ.

Кроме того, по нашему мнению, в этой ситуации на сумму необоснованно возмещенного НДС должны начисляться только пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ. Если в такой ситуации инспекция начислит проценты по п. 17 ст. 176.1 НК РФ, данное решение можно оспорить, аргументируя свой подход следующим образом.

По смыслу положений абз. 2 п. 7, а также п. п. 11, 14, 15 ст. 176.1 НК РФ проценты, установленные ст. 176.1 НК РФ, начисляются только в том случае, когда факт необоснованного возмещения налога в ускоренном порядке был выявлен в ходе камеральной проверки. Вывод о том, что проценты начисляются лишь в тех случаях, которые прямо оговорены в ст. 176.1 НК РФ, отражен и в разъяснениях ФНС России (Письмо от 21.02.2013 N АС-4-2/2940). При выявлении факта необоснованного ускоренного возмещения НДС в ходе выездной налоговой проверки (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ) установленных п. 17 ст. 176.1 НК РФ оснований для начисления процентов не возникает (в частности, отсутствует предусмотренное п. 15 ст. 176.1 НК РФ решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке).

 

Какие последствия для налогоплательщика наступят, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации, в которой НДС заявлен к возмещению, он подал уточненную декларацию за тот же налоговый период

 

Если вы согласно ст. 81 НК РФ будете подавать уточненную налоговую декларацию по НДС, то вы должны обратить внимание на следующие особенности:

— решение о возмещении (отказе в возмещении) НДС в заявительном порядке по ранее поданной декларации принимать не будут, если уточненную декларацию вы подадите до дня, когда такое решение должны были принять;

— решение по первичной декларации отменят, если уточненную декларацию вы представите после принятия такого решения, но до завершения камеральной проверки. Решение отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной декларации. И на следующий день налоговые органы должны сообщить налогоплательщику об отмене решения. Соответственно, в этом случае возмещенные (зачтенные) вам суммы вы должны вернуть. Кроме того, налоговые органы начислят на эти суммы проценты, которые вы должны будете уплатить (п. 24 ст. 176.1 НК РФ). При этом возмещенные суммы НДС с учетом начисленных процентов нужно вернуть независимо от того, большая или меньшая сумма налога указана к возмещению в уточненной декларации (Письмо Минфина России от 17.08.2012 N 03-07-08/249). Тем не менее вы не лишаетесь права на заявительный порядок возмещения сумм НДС, отраженных в уточненной декларации. На это указывает Минфин России в Письме от 01.04.2010 N 03-07-08/84.

Уточненную декларацию вы можете подать и после завершения камеральной проверки. Если инспекция признает обоснованной заявленную к возмещению сумму налога, возвращать денежные средства, полученные (зачтенные) в ускоренном порядке, вам не придется.

Но если в ходе проверки будет установлено, что возмещению подлежит сумма меньшая, чем была вам фактически возвращена (зачтена), разницу вы обязаны вернуть в бюджет. При этом вы также должны уплатить проценты исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период пользования бюджетными средствами (п. п. 15, 17 ст. 176.1 НК РФ, см. также Письмо Минфина России от 09.07.2012 N 03-07-15/73).

 

13.2.2. ВОЗМЕЩЕНИЕ «ВХОДНОГО» НДС ЭКСПОРТЕРАМИ

 

Возмещение налога при совершении экспортных операций вызывает наибольшее количество споров с налоговыми органами. Это связано с тем, что в отличие от возмещения «входного» НДС по внутренним операциям при возмещении налога при экспорте налогоплательщик вместе с декларацией должен представить также пакет документов, подтверждающих применение ставки 0% (ст. 165 НК РФ). А это значит, что у налоговиков есть больше оснований для отказа. Как правило, отказ возместить налог вынуждает налогоплательщиков обращаться в арбитражный суд.

 

Примечание

О возмещении НДС в ускоренном порядке вы можете узнать в разд. 13.2.1 «Заявительный порядок возмещения «входного» НДС».

 

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18.12.2007 N 65 разъяснил некоторые вопросы, связанные с судебными спорами по поводу отказа в возмещении НДС. Остановимся на некоторых из них.

  1. Перед обращением в суд налогоплательщик должен обязательно пройти внесудебную процедуру. А именно:

— подать декларацию по НДС и заявление о зачете (возврате) НДС непосредственно в налоговую инспекцию;

— представить вместе с декларацией полный комплект документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ;

— по требованию налоговиков представить документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Если внесудебная процедура не соблюдена, то суд отказывает в удовлетворении заявления либо оставляет его без рассмотрения (п. 3 Постановления).

Отметим, что эти разъяснения применяются региональными судами при рассмотрении споров (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2008 N Ф08-880/08-310А, ФАС Московского округа от 11.03.2008 N КА-А40/1630-08-П).

  1. Налоговики не могут отказать в возмещении налога, не истребовав и не проверив соответствующие документы (абз. 2 п. 4 Постановления).
  2. Наличие в документах, подтверждающих право на вычет, незначительных дефектов формы и содержания не означает, что документы не представлены. Оценивать значительность дефектов будет суд (абз. 6 п. 2 Постановления).
  3. Если документы, подтверждающие вычеты, не были направлены налоговикам по их требованию, но впоследствии были предъявлены в судебное заседание, то необходимо выяснить причины их непредставления в налоговый орган. Только при наличии уважительных причин суд рассматривает заявление об отказе в возмещении налога по существу. В противном случае считается, что внесудебная процедура возмещения НДС не соблюдена (п. 2 Постановления).

Вот основные моменты, которые, на наш взгляд, помогут налогоплательщику избежать отказа в удовлетворении иска по формальным основаниям и ускорить возврат налога.

 

13.3. ОТНЕСЕНИЕ НДС НА ЗАТРАТЫ

 

По общему правилу суммы «входного» НДС, уплаченные вами при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или при ввозе товаров на территорию РФ, не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль (налога на доходы физических лиц) (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Однако из этого правила есть исключения, которые предусмотрены п. п. 2 и 5 ст. 170 НК РФ. Рассмотрим эти два случая подробнее.

  1. В случаях, оговоренных п. 2 ст. 170 НК РФ, «входной» налог включается в стоимость товаров (работ, услуг) и затем в составе этой стоимости списывается на затраты, в том числе через амортизационные отчисления (ст. ст. 252, 253, п. 1 ст. 221 НК РФ).

Учесть «входной» НДС в стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав необходимо, если:

1) указанные товары (работы, услуги) приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ);

2) эти товары (работы, услуги) используются для операций, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ, Письма Минфина России от 26.08.2013 N 03-07-08/34905, от 26.08.2013 N 03-07-08/34909, от 16.08.2013 N 03-07-08/33412).

Отметим, что по общехозяйственным расходам «входной» НДС необходимо учесть в стоимости товаров (работ, услуг) в доле, приходящейся на операции, местом реализации которых не признается территория РФ. Такие разъяснения содержатся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1407/11;

3) покупатель (заказчик) товаров (работ, услуг) не является плательщиком НДС, применяет специальные налоговые режимы в виде УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентной системы налогообложения либо освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. ст. 145, 145.1 НК РФ (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, дополнительно см. также Письма Минфина России от 18.02.2013 N 03-07-14/11, от 11.11.2009 N 03-07-11/296, от 03.09.2009 N 03-11-06/3/227);

4) эти товары (работы, услуги), имущественные права используются для операций, которые не признаются реализацией в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, если иное не установлено гл. 21 НК РФ (пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ);

5) товары (основные средства, нематериальные активы, имущественные права) были приобретены банком, учитывающим «входной» НДС по правилам п. 5 ст. 170 НК РФ, и реализуются им до начала использования для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию (пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ).

 

Примечание

Данное основание учета НДС в стоимости товаров применяется с 1 октября 2011 г. (пп. «а» п. 18 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ, ст. 163 НК РФ).

При этом с 1 октября 2011 г. НДС со стоимости указанного имущества следует учесть в порядке пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ, если ранее сумма налога не была учтена в расходах по налогу на прибыль. А при реализации такого имущества после 1 октября 2011 г. налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 154 НК РФ.

Если же «входной» НДС до 1 октября 2011 г. учтен в расходах или не выделен в учете, то при реализации имущества после указанной даты положения п. 3 ст. 154 НК РФ не применяются (Письма Минфина России от 27.10.2011 N 03-07-05/32, от 24.10.2011 N 03-07-15/107 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 10.11.2011 N ЕД-4-3/18801), от 20.09.2011 N 03-07-05/21).

Подробнее об определении налоговой базы при реализации имущества, учтенного по стоимости с НДС, вы можете узнать в разд. 6.2.3 «Реализация имущества, учтенного по стоимости, включающей «входной» НДС».

 

По мнению Минфина России, учесть «входной» НДС в стоимости приобретенных товаров (основных средств, нематериальных активов, имущественных прав) банк может только при наличии соответствующего счета-фактуры (Письмо от 05.02.2013 N 03-07-05/2495).

Отметим, что правила пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ не применяются в отношении работ (услуг), связанных с приобретением и (или) реализацией товаров. Поэтому «входной» НДС в стоимости таких работ (услуг) банк учесть не вправе (Письмо Минфина России от 01.08.2012 N 03-07-05/32).

  1. В случаях, оговоренных в п. 5 ст. 170 НК РФ, банки <1>, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды могут списать «входной» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) на затраты по налогу на прибыль как самостоятельный вид прочих расходов, связанных с производством и реализацией (см., например, Письма Минфина России от 02.08.2012 N 03-07-11/226, от 17.03.2010 N 03-07-05/10, от 08.02.2010 N 03-07-05/04).

———————————

<1> Напомним, что в некоторых случаях, рассмотренных выше, НДС по приобретенным (полученным) товарам (имущественным правам) учитывается банками в их стоимости согласно пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ. Включение банком «входного» НДС в затраты при исчислении налога на прибыль организаций или его учет в стоимости приобретенных (полученных) объектов зависят от цели использования приобретенного (полученного) объекта (Письма Минфина России от 26.10.2012 N 03-07-05/51, от 18.10.2012 N 03-07-15/134, ФНС России от 13.12.2012 N ЕД-4-3/21230).

 

Принять к вычету суммы «входного» НДС банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды не могут.

 

Примечание

В то же время указанные организации не лишаются права на применение вычетов сумм НДС, которые они исчислили и уплатили в качестве продавца. Например, банк вправе принять к вычету суммы НДС, ранее исчисленные и уплаченные им в бюджет, в случае отказа клиента от оказанных услуг, выполненных работ, реализованных товаров (п. 5 ст. 171 НК РФ).

В том налоговом периоде, в котором банк принимает НДС к вычету (предъявляет к возмещению), он обязан вести книгу покупок (п. 3 ст. 169 НК РФ, п. 1 Правил ведения книги покупок). Если в течение квартала не возникло сумм налога, которые банк мог бы принять к вычету, то вести книгу покупок он не обязан (Письмо Минфина России от 03.07.2012 N 03-07-05/17).

 

В аналогичном порядке вправе учитывать «входной» НДС в затратах:

— с 1 апреля 2014 г. — организаторы торговли (в том числе биржи), клиринговые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (п. 5 ст. 170 НК РФ, пп. «в» п. 4 ст. 3, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ);

— с 1 октября 2013 г. — организация, осуществляющая страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков (п. 5 ст. 170 НК РФ, п. 4 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 07.06.2013 N 131-ФЗ). Такой организацией является открытое акционерное общество, созданное государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ч. 6, 7 ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О банке развития»);

— с 1 января 2012 г. — участники договора инвестиционного товарищества, ответственные за ведение налогового учета, при определении прибыли (убытка) от деятельности в рамках договора (абз. 2 п. 5 ст. 170 НК РФ, пп. «б» п. 2 ст. 3, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ).

Лица, перечисленные в п. 5 ст. 170 НК РФ, могут отнести «входной» НДС на затраты после оплаты товара (работы, услуги) поставщику (подрядчику, исполнителю) (Письма Минфина России от 26.10.2011 N 03-07-05/30, от 30.06.2010 N 03-07-05/28, от 25.05.2009 N 03-03-06/2/106, от 08.05.2009 N 03-07-07/40, от 09.02.2009 N 03-03-06/2/17). Счета-фактуры такие организации хранят в журнале полученных счетов-фактур без регистрации в книге покупок (Письмо Минфина России от 12.05.2009 N 03-03-06/2/103).

При этом отсутствие счетов-фактур не является препятствием для учета «входного» НДС в расходах по налогу на прибыль. Главное, чтобы в наличии были договоры, товарные накладные, акты сдачи-приемки, платежные документы, где сумма НДС выделена отдельной строкой (Письмо Минфина России от 12.01.2010 N 03-07-05/01).

Однако данное правило применяется лишь к «входному» НДС, который уплачен по товарам (работам, услугам). А суммы «входного» НДС по приобретенным имущественным правам указанные организации не вправе включить в расходы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 04.08.2009 N 03-03-06/2/153).

 

Обратите внимание!

В Письме от 05.11.2008 N 03-07-05/45 (с учетом изменений, внесенных Письмом от 28.11.2008 N 03-07-05/48) Минфин России применительно к основным средствам разъяснил, что если «входной» НДС предъявлен по объекту непроизводственного назначения, то в расходах по налогу на прибыль его учесть нельзя.

В то же время в более поздних Письмах финансовое ведомство уточнило, что это правило применяется к основным средствам, расходы по которым не учитываются при исчислении налога на прибыль. Если же имущество непроизводственного назначения получено, к примеру, по соглашению об отступном или при наложении взыскания на имущество, которое является обеспечением по кредиту, то суммы НДС правомерно признаются расходами по налогу на прибыль (Письма Минфина России от 09.04.2009 N 03-07-05/14, от 31.03.2009 N 03-07-05/10).

 

Отметим, что это право, а не обязанность данных организаций. То есть они могут выбрать тот способ учета «входного» НДС, который им наиболее удобен, — либо принимать его к вычету по правилам ст. ст. 171, 172 НК РФ, либо относить на расходы согласно п. 5 ст. 170 НК РФ.

Выбранный способ эти организации должны закрепить в своей учетной политике для целей налогообложения и применять его в отношении всех совершаемых операций, т.е. заявлять к вычету сумму «входного» НДС по какой-либо отдельной операции они не вправе (Письмо Минфина России от 14.05.2008 N 03-07-05/23).

В заключение отметим, что тот, кто руководствуется п. 5 ст. 170 НК РФ, не принимает к вычету не только «входной» НДС, но и суммы налога, которые он уплатил с полученных от покупателей авансов. Как разъясняет Минфин России, такие налогоплательщики перечисляют НДС в бюджет в особом порядке: по мере поступления оплаты от покупателей и правила п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ они не применяют. Поэтому счета-фактуры, зарегистрированные указанными лицами в книге продаж при получении аванса, при отгрузке (передаче) товаров (работ, услуг) в счет поступившей предоплаты, в книге покупок не регистрируются (Письма от 14.02.2013 N 03-07-05/3933, от 22.11.2012 N 03-07-05/57, от 14.11.2011 N 03-07-05/36).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code