13.1.1.3. НАЛИЧИЕ НАДЛЕЖАЩЕ ОФОРМЛЕННОГО СЧЕТА-ФАКТУРЫ ПОСТАВЩИКА И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Чтобы применить налоговый вычет, у вас должен быть счет-фактура, выставленный поставщиком, либо иной документ (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В частности, основанием для вычета «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам) является счет-фактура, выставленный поставщиком и оформленный в соответствии с требованиями п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ (п. п. 1, 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

 

Примечание

О счете-фактуре как об основании для вычета вы можете узнать в разд. 13.1.1.3.1 «Счет-фактура».

Также НДС может быть принят к вычету на основании универсального передаточного документа. Подробнее об этом читайте в разд. 12.4 «Универсальные документы для целей НДС».

 

В ряде случаев вычет может осуществляться на основании других документов. К примеру, чтобы принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров, налогоплательщику счет-фактура не требуется. Вместо этого необходимо представить таможенную декларацию на ввозимые товары и документы, подтверждающие фактическую уплату «ввозного» НДС в бюджет (п. 1 ст. 172 НК РФ).

 

Примечание

О том, в каких случаях для применения вычета требуется иной документ (не счет-фактура), вы узнаете в разд. 13.1.1.3.2 «Документы, которые могут являться основанием для вычета в предусмотренных законом случаях».

 

Кроме того, следует помнить, что обязательными условиями для применения вычета «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам) являются принятие их к учету и наличие соответствующих первичных документов (абз. 2, 3 п. 1 ст. 172 НК РФ). Первичные документы служат основанием для отражения товаров (работ, услуг, имущественных прав) в бухгалтерском учете (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, чтобы воспользоваться вычетом при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), необходимо помимо счета-фактуры поставщика иметь первичные учетные документы, на основании которых данные товары (работы, услуги, имущественные права) были поставлены на бухгалтерский учет.

 

13.1.1.3.1. СЧЕТ-ФАКТУРА

 

Счет-фактура — документ, на основании которого покупатель (заказчик) товаров (работ, услуг) может принять к вычету НДС, предъявленный ему поставщиком (исполнителем) (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ). Таким образом, счет-фактура является документом налогового учета в целях НДС и применяется для целей правильного исчисления и уплаты налога.

Действующая форма счета-фактуры и Правила его заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (Приложение N 1).

 

Примечание

О порядке оформления действующей формы счета-фактуры вы можете узнать в разд. 12.1 «Счет-фактура. Порядок заполнения и выставления».

Также НДС может быть принят к вычету на основании универсального передаточного документа. Подробнее об этом читайте в разд. 12.4 «Универсальные документы для целей НДС».

 

Основанием для вычета счет-фактура может служить лишь в том случае, если он оформлен в соответствии с требованиями п. п. 5, 5.1, 6 ст. 169 НК РФ (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Также следует помнить, что налоговые органы могут отказать налогоплательщику в вычете, если при проведении проверок они обнаружат в счете-фактуре ошибки, не позволяющие идентифицировать:

— продавца;

— покупателя;

— наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— налоговую ставку.

— сумму налога.

Если при оформлении счета-фактуры были допущены иные ошибки, отказать в вычете проверяющие не вправе (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 12.1.5 «Какие нарушения в оформлении счета-фактуры, в том числе корректировочного, являются существенными и могут повлечь отказ в вычете НДС».

 

СИТУАЦИЯ: Вправе ли покупатель (заказчик) применить вычет, если поставщик (исполнитель) выставил счет-фактуру несвоевременно (позднее установленного срока либо до отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав)?

 

Отметим, что налоговые инспекции в некоторых случаях отказывают налогоплательщикам в вычете НДС в связи с тем, что счет-фактура выставлен поставщиком (исполнителем) вне установленного срока: до отгрузки (получения предоплаты) либо в более поздние сроки, чем предусмотрено п. 3 ст. 168 НК РФ.

 

Примечание

Подробнее о сроке выставления счета-фактуры читайте в разд. 12.1.2 «В какие сроки нужно выставить (составить) счет-фактуру. Дата выставления счета-фактуры».

 

Такого же мнения придерживается и Минфин России (Письма от 09.11.2011 N 03-07-09/39, от 17.02.2011 N 03-07-08/44, от 26.08.2010 N 03-07-11/370, от 30.06.2008 N 03-07-08/159). Финансовое ведомство мотивирует свою позицию тем, что в счете-фактуре указывается дата его выписки (пп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ). По мнению чиновников, в случае нарушения пятидневного срока выставления счета-фактуры данное требование п. 5 ст. 169 НК РФ будет не выполнено. В силу этого счет-фактура не будет являться основанием для вычета согласно п. 2 ст. 169 НК РФ.

В то же время согласно абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ налоговые органы вправе отказать покупателю в вычете НДС, только если выявленные нарушения в оформлении счета-фактуры не позволяют идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму НДС. Таким образом, нарушение срока выставления счета-фактуры не относится к возможным причинам отказа покупателю в вычете сумм НДС. Этот вывод поддерживают и суды (Постановление ФАС Московского округа от 23.12.2011 N А40-142945/10-118-831).

 

13.1.1.3.2. ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ВЫЧЕТА В ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ СЛУЧАЯХ

 

В некоторых ситуациях основанием для вычета может являться не счет-фактура поставщика, а иные документы. Это предусмотрено п. 1 ст. 172 НК РФ. К таким случаям относятся:

— ввоз товаров на территорию РФ (п. 1 ст. 172 НК РФ).

 

Примечание

О порядке подтверждения права на вычет «ввозного» НДС вы можете узнать в разд. 15.3.1 «Ввозной» НДС принимаем к вычету»;

 

— приобретение товаров (работ, услуг) покупателем — налоговым агентом (п. 3 ст. 171 НК РФ).

 

Примечание

О порядке принятия НДС к вычету покупателями — налоговыми агентами вы можете узнать в гл. 10 «Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами»;

 

— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (п. 6 ст. 171 НК РФ).

 

Примечание

О порядке принятия НДС к вычету по СМР для собственного потребления см. в гл. 19 «Выполнение СМР для собственного потребления»;

 

— осуществление представительских расходов и расходов на командировки (по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы на наем жилого помещения) (п. 7 ст. 171 НК РФ).

 

Примечание

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 735 внесены изменения в форму книги покупок и Правила ее ведения (п. 3 Изменений, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 735).

Подробнее об этом, а также о порядке вступления изменений в силу читайте в разд. 12.6 «Книга покупок».

 

По командировочным расходам НДС принимается к вычету на основании счетов-фактур или выданных работнику и включенных им в отчет о командировке документов, оформленных на бланках строгой отчетности. Это следует из п. 18 Правил ведения книги покупок. В частности, по расходам на проезд командированного сотрудника налог можно принять к вычету на основании оформленных по установленным правилам электронных проездных документов, в которых НДС выделен отдельной строкой.

Бланки строгой отчетности должны содержать все реквизиты, установленные п. 3, либо соответствовать требованиям п. п. 5.1, 7 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее — Положение N 359)). Если для какого-то вида услуг формы БСО утверждены, организации и индивидуальные предприниматели должны применять утвержденные формы (абз. 2 п. 7 Положения N 359). Право на вычет возникает, только если документ строгой отчетности соответствует требованиям Положения N 359 (Письмо Минфина России от 21.11.2012 N 03-07-11/502).

Заменить документ строгой отчетности иными первичными документами нельзя. И если БСО у вас отсутствует или заполнен с нарушением установленных требований (например, не указана стоимость услуг), подтвердить право на вычет вы не сможете (Письмо Минфина России от 26.09.2012 N 03-07-11/398).

Документы строгой отчетности, оформленные в установленном порядке, регистрируются в книге покупок (п. 18 Правил ведения книги покупок).

— принятие продавцом к вычету сумм налога, исчисленных и уплаченных при поступлении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг (абз. 2 п. 5, п. 8 ст. 171 НК РФ).

 

Примечание

О порядке принятия к вычету НДС с сумм полученной предоплаты читайте в разд. 22.3.7 «Вычет продавцом НДС, исчисленного с полученных авансов».

 

Помимо перечисленных случаев счет-фактура не является основанием для вычета в следующих ситуациях.

Право на вычет при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществляется на основании корректировочных счетов-фактур, выставляемых поставщиком, при наличии первичных учетных документов, подтверждающих согласие покупателя с изменением стоимости либо факт его уведомления (п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ).

 

Примечание

О случаях и порядке выставления корректировочных счетов-фактур, а также о правилах их учета в целях налогообложения читайте в разд. 12.2 «Корректировочный счет-фактура. Единый (сводный) корректировочный счет-фактура».

 

Налогоплательщик, получивший в качестве вклада (взноса) в уставный капитал имущество, нематериальные активы или имущественные права, вправе принять к вычету суммы НДС, которые были восстановлены его акционером (участником, пайщиком) в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ (п. 11 ст. 171 НК РФ). Основанием для вычета в данном случае будут документы, которыми оформляется передача вклада, если в них указаны суммы налога, восстановленные передающей стороной. Это следует из п. 14 Правил ведения книги покупок.

 

Как принять к вычету НДС по электронному билету

 

В настоящее время широкое распространение получила практика дистанционного приобретения авиа- и железнодорожных билетов с помощью телекоммуникационных (электронных) средств связи.

Может ли электронный билет служить основанием для вычета?

Ответ на этот вопрос такой: он может являться основанием для вычета при соблюдении определенных условий.

Основанием для вычета «входного» НДС по расходам на проезд сотрудника к месту служебной командировки и обратно может являться в том числе бланк строгой отчетности, который заполнен в соответствии с законодательством РФ, если НДС в нем выделен отдельной строкой (п. 7 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, п. 18 Правил ведения книги покупок).

Формы бланков электронных пассажирских авиа- и железнодорожных билетов утверждаются Минтрансом России (п. 5 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, п. п. 1, 5.2.3, 5.2.49 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395).

Минтранс России установил формы следующих документов строгой отчетности, подтверждающих оплату перевозки (п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134, пп. 2 п. 1 Приложения к нему, п. 2 Приказа Минтранса России от 21.08.2012 N 322, п. 2 Приложения к нему):

— маршрут/квитанция электронного пассажирского авиабилета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) (далее — маршрут/квитанция авиабилета);

— контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) (далее — контрольный купон железнодорожного билета).

На основании указанных документов можно принять к вычету выделенный в них «входной» НДС, уплаченный по расходам на проезд работника к месту служебной командировки и обратно.

С этим согласен Минфин России (Письма от 30.01.2015 N 03-07-11/3522, от 30.07.2014 N 03-07-11/37594, от 10.01.2013 N 03-07-11/01). Заметим, что чиновники высказали свое мнение в отношении электронных авиабилетов. Однако полагаем, что они будут придерживаться аналогичной позиции и в отношении электронных железнодорожных билетов.

Таким образом, если вы приобретаете авиа- и (или) железнодорожные пассажирские билеты с помощью телекоммуникационных (электронных) систем связи, вам нужно распечатать маршрут/квитанцию авиабилета или контрольный купон железнодорожного билета. Их вы зарегистрируете в книге покупок (п. 18 Правил ведения книги покупок).

Как правило, маршрут/квитанция авиабилета и контрольный купон железнодорожного билета не содержат ИНН и КПП перевозчика или агентства, оформившего электронный билет. Поэтому полагаем, что на основании п. 7 Правил ведения книги покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, при регистрации указанных документов графу 10 книги покупок можно не заполнять.

Подобный подход в целом совпадает с позицией официальных органов. Так, ФНС России указывает, что при регистрации в книге покупок контрольного купона железнодорожного билета данные в графе 10 не отражаются (Письмо от 18.08.2015 N ГД-4-3/14544). Сходный вывод просматривается в разъяснениях Минфина России, согласно которым в данной ситуации в графе 10 книги покупок ставится прочерк (Письмо от 28.05.2015 N 03-07-11/30876).

Распечатанные маршрут/квитанцию авиабилета и (или) контрольный купон железнодорожного билета вы должны хранить в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 13, абз. 1, 2, 6 п. 15 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

 

13.1.1.3.3. ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Обратите внимание!

ФНС России разъяснила, что для целей бухгалтерского и налогового учета может применяться единый документ, который содержит все реквизиты, обязательные как для счета-фактуры, так и для первичного учетного документа. В частности, у покупателя данный документ может служить основанием для вычета по НДС, а также подтверждать расходы по налогу на прибыль организаций (либо по другим налогам). Разработать его форму налогоплательщики могут самостоятельно. Такие разъяснения дала ФНС России в Письме от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ (далее — Письмо ФНС России N ММВ-20-3/96@). При этом ФНС России указывает, что документ должен соответствовать одновременно требованиям:

— гл. 21 НК РФ, в частности ст. 169 НК РФ, и Постановления Правительства РФ N 1137;

— Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, в частности ст. 9 данного Закона.

Со своей стороны ФНС России разработала и рекомендует налогоплательщикам к использованию в работе:

— форму универсального передаточного документа (Приложение 1 к Письму ФНС России N ММВ-20-3/96@), разработанную на основе формы счета-фактуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, а также ранее обязательных для применения форм первичных учетных документов (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарного раздела ТТН);

— условия применения и порядок заполнения универсального передаточного документа (Приложения 2 — 4 к Письму ФНС России N ММВ-20-3/96@);

— порядок отражения показателей универсального передаточного документа в налоговом учете для целей НДС и для целей налога на прибыль (Приложения 5, 6 к Письму ФНС России N ММВ-20-3/96@).

Рекомендации ФНС России, данные в указанном Письме, согласованы с Минфином России.

Подробнее о применении универсального передаточного документа вы можете узнать в разд. 12.4 «Универсальные документы для целей НДС».

 

Кроме счета-фактуры для применения вычета вам необходимы первичные документы.

При этом гл. 21 НК РФ не содержит специальных правил относительно объема и вида первичных документов.

В частности, спорным является вопрос о том, относятся ли книги покупок и продаж к первичным документам, подтверждающим налоговые вычеты. Позиции судей по данному вопросу расходятся.

В одних случаях суды считают, что налоговые органы вправе требовать данные документы, а налогоплательщик обязан их представить. При непредставлении документов в вычете отказывают (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 16.03.2011 N Ф03-574/2011, ФАС Московского округа от 26.08.2008 N КА-А40/7945-08 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 26.11.2008 N 14920/08), ФАС Поволжского округа от 18.12.2008 N А55-8651/2008).

В других случаях суды признают, что книга покупок и продаж не относится к первичным документам, подтверждающим право на вычет НДС (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.12.2010 N А03-8337/2010, ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2010 N А56-23965/2010, ФАС Московского округа от 17.02.2009 N КА-А40/13087-08).

Добавим, что, по мнению Минфина России, налоговые органы вправе требовать у налогоплательщиков любые документы, которые подтверждают правомерность заявленного вычета. Ведь перечень таких документов, установленный в ст. 172 НК РФ, является открытым (Письма Минфина России от 01.11.2011 N 03-07-08/302, от 17.08.2011 N 03-07-14/85, от 11.01.2009 N 03-02-07/1-1 (п. 4)).

Однако некоторые суды придерживаются иной позиции. Они считают, что налоговые органы не вправе требовать документы, с которыми налоговое законодательство не связывает возникновения права на применение вычетов. К примеру, право на вычет не зависит от представления следующих документов (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.10.2011 N Ф03-5163/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2010 N А03-4565/2010, ФАС Московского округа от 10.08.2010 N КА-А40/8479-10, от 15.09.2009 N КА-А40/9257-09, ФАС Поволжского округа от 29.10.2009 N А12-762/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.08.2009 N А53-23163/2008, ФАС Уральского округа от 06.10.2009 N Ф09-7587/09-С3):

— акты технического состояния;

— приказы на командировку;

— авансовые отчеты;

— разрешение на работу иностранных работников;

— справка о стоимости выполненных работ;

— путевой лист;

— Главная книга;

— журнал регистрации полученных счетов-фактур;

— сертификат происхождения товара.

Что касается вида первичных документов, то товары (работы, услуги) приходуются на основании первичных документов, оформленных в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

 

Примечание

Закон N 402-ФЗ вступил в силу 1 января 2013 г. (ст. 32 данного Закона).

Первичные учетные документы, составленные до 1 января 2013 г., должны соответствовать требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В частности, они должны быть составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (ч. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов с 01.01.2013 см. комментарий.

 

Если же для оприходования товаров (работ, услуг) используются документы, составленные не по форме или содержащие ошибки в оформлении, то в вычете НДС вам могут отказать (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2009 N А44-3595/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.11.2009 N А27-1367/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 20.08.2009 N А53-20605/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 13.01.2010 N ВАС-15728/09), ФАС Поволжского округа от 14.08.2008 N А55-16335/07 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.10.2008 N 13714/08), ФАС Уральского округа от 14.10.2008 N Ф09-7431/08-С2).

В то же время есть решения, в которых суды признают правомерность вычета при наличии неправильно оформленных или составленных не по унифицированным формам первичных документов. В частности, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.08.2008 N Ф08-5040/2008 указал, что отсутствие в первичных документах некоторых реквизитов не опровергает наличия реальной хозяйственной операции и никак не влияет на применение налогового вычета (см. также Постановления ФАС Московского округа от 14.09.2011 N А40-123143/10-116-503, от 22.07.2010 N КА-А40/7564-10-2, от 05.10.2009 N КА-А40/10030-09, ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.09.2011 N А58-6676/2010, ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2011 N А13-7649/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.01.2010 N А53-12384/2009, ФАС Поволжского округа от 20.11.2009 N А06-116/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.08.2009 N Ф04-4911/2009(12765-А45-14), ФАС Уральского округа от 17.11.2009 N Ф09-8891/09-С3).

Вам также откажут в вычете, если документация у вас отсутствует (например, она утрачена в результате хищения или по иным не зависящим от вас причинам и вы ее не восстановили). Дело в том, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов лежит на покупателе, поскольку именно он является субъектом, который применяет вычет. На это последовательно указывают суды, включая ВАС РФ (Постановления Президиума ВАС РФ от 09.03.2011 N 14473/10, от 09.11.2010 N 6961/10, от 30.10.2007 N 8686/07, от 30.01.2007 N 10963/06, Постановление ФАС Московского округа от 07.12.2011 N А40-12389/11-75-48 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 17.04.2012 N ВАС-3896/12)).

 

13.1.1.3.3.1. КОГДА ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Представлять документы, подтверждающие налоговые вычеты, одновременно с налоговой декларацией не нужно. Ваше право на вычет обусловлено наличием у вас соответствующих первичных документов, а не фактом их представления в налоговый орган (п. п. 1 и 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ) (см. также Постановления ФАС Поволжского округа от 20.05.2010 N А57-17390/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2010 N А69-336/2009, ФАС Московского округа от 05.02.2010 N КА-А40/219-10).

Первичные документы вы должны представить только при получении соответствующего требования от налоговых органов (см., например, Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 266-О, Постановления ФАС Поволжского округа от 20.05.2010 N А57-17390/2009, ФАС Московского округа от 24.04.2009 N КА-А40/3110-09, ФАС Центрального округа от 24.09.2009 N А35-9026/08-С26 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 29.01.2010 N ВАС-330/10)).

Требования о представлении документов налоговые органы вправе направлять (вручать) налогоплательщикам при проведении налоговых проверок (ст. 93 НК РФ).

Причем имейте в виду, что при проведении камеральной проверки такое требование налоговики вправе предъявить вам в случаях, установленных в Налоговом кодексе РФ. На это указывают и контролирующие органы (Письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-02-07/2-209 (направлено для сведения Письмом ФНС России от 17.01.2008 N ШС-6-03/24@)).

В число таких случаев входит представление декларации, в которой заявлен НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Стоит учитывать, что положения нормы, предусматривающей право налогового органа истребовать документы в данной ситуации, нельзя толковать расширительно. В ней говорится не о любой декларации по НДС. Истребовать документы на основании п. 8 ст. 88 НК РФ можно только при условии, что величина вычетов по декларации превышает сумму исчисленного НДС и поэтому разница между ними подлежит возмещению налогоплательщику путем возврата (зачета). На это обратил внимание Пленум ВАС РФ в п. 25 Постановления от 30.07.2013 N 57.

Данный подход разделяет ФНС России (Письмо от 22.08.2014 N СА-4-7/16692). При этом чиновники напоминают, что в ходе камеральной проверки декларации инспекция может запросить у налогоплательщика письменные пояснения согласно п. 3 ст. 88 НК РФ. В таком запросе допустимо указать на возможность представления налогоплательщиком подтверждающих документов в добровольном порядке (Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

В настоящий момент арбитражные суды придерживаются аналогичной позиции.

Если налоговый орган не направил вам требование о представлении документов, то в вычете не может быть отказано по причине его необоснованности. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 04.03.2008 N 13797/07 указал, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в возмещении НДС по мотиву недоказанности или неправомерности применения налоговых вычетов, если он не истребовал и не проверил соответствующие документы, предусмотренные ст. 172 НК РФ. Аналогичное мнение высказал ФАС Московского округа в Постановлениях от 14.07.2010 N КА-А40/7309-10, от 30.06.2010 N КА-А40/6892-10.

При этом доказывать факт направления требования налогоплательщику должны налоговики (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2008 N КА-А40/631-08).

Отметим также, что из требования вы должны четко понять, какие документы запрашиваются. Причем эти документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. На это обратил внимание Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2008 N 15333/07.

Если вы не успели представить документы по требованию налогового органа в установленный срок, их можно представить до вынесения решения налогового органа вместе с разногласиями на акт налоговой проверки (см., например Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 N Ф04-1297/2008(1319-А45-34), ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2007 N А56-20136/2006, от 05.03.2007 N А56-20517/2006).

 

Обратите внимание!

Если затребованные документы составлены по установленным форматам в электронной форме, вы можете представить их в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Порядок представления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.

Если же документы составлены не по установленным форматам, вам придется представить их на бумажном носителе в виде заверенной копии с отметкой о подписании документа усиленной квалифицированной электронной подписью (Письмо Минфина России от 03.11.2011 N 03-07-11/297).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code