10.3.3. СРОКИ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ НДС В БЮДЖЕТ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПРИ ПОКУПКЕ И АРЕНДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Уплатить удержанный НДС вы должны по месту своего нахождения в тот же срок, который установлен для налогоплательщиков (п. п. 1, 3 ст. 174 НК РФ). То есть налог должен быть уплачен равными долями не позднее 25-го <1> числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором оплата по договору (арендная плата) была перечислена, а сумма налога удержана <2>.

———————————

<1> Такие сроки уплаты НДС введены с 1 января 2015 г. (пп. «а» п. 7 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ). До 2015 г. НДС следовало уплачивать не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ в редакции до 2015 г.).

<2> О том, что в рассматриваемой ситуации действуют общие сроки уплаты НДС, разъяснено, в частности, Письмами Минфина России от 03.08.2010 N 03-07-11/337, от 07.07.2009 N 03-07-14/64, ФНС России от 13.09.2011 N ЕД-4-3/14814@ в период действия редакции ст. 174 НК РФ, предусматривающей уплату налога не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Данные разъяснения актуальны и сейчас.

 

Примечание

Перечень КБК для уплаты НДС налоговым агентом приведен в приложении 1 к гл. 14 «Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет».

Дополнительно о порядке оформления платежного поручения, а также об общих правилах уплаты налога в бюджет читайте в гл. 1 «Общие условия уплаты налогов и авансовых платежей организациями и индивидуальными предпринимателями» Практического пособия по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

 

Если услуги по аренде государственного или муниципального имущества приобретаются обособленными подразделениями организации, то НДС уплачивается головной организацией по месту учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика (Письмо Минфина России от 26.11.2010 N 03-07-11/448).

 

Примечание

Если вы не удержали и (или) не перечислили (полностью или частично) НДС как налоговый агент, вас могут привлечь к ответственности. Подробнее о том, какие меры ответственности и в каких случаях они применяются к налоговым агентам, вы можете узнать в разд. 10.7 «Ответственность (штрафы) и пени за нарушение налоговым агентом своих обязанностей».

 

10.3.4. ПРИНЯТИЕ К ВЫЧЕТУ НДС НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПРИ ПОКУПКЕ И АРЕНДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

 

Удержанный НДС, который вы уплатили в бюджет, вы можете принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Условия вычета следующие:

1) вы состоите на учете в налоговых органах и являетесь плательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ).

Следовательно, если вы применяете специальные налоговые режимы в виде УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентную систему налогообложения или не платите НДС по ст. 145 НК РФ, то удержанный НДС к вычету принять нельзя;

2) у вас есть платежные документы, которые подтверждают то, что удержанный НДС был вами перечислен в бюджет (абз. 3 п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ);

3) имущество используется для деятельности, которая облагается НДС (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ).

 

К примеру, если вы арендуете имущество для операций, местом реализации которых территория РФ не является, то уплаченные суммы к вычету вы принять не сможете (Письмо Минфина России от 24.02.2009 N 03-07-08/41);

 

4) у вас есть надлежаще оформленный счет-фактура, выписанный вами за вашего продавца (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ);

5) товары (работы, услуги) приняты к учету (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Заявить к вычету НДС, который вы уплатили как налоговый агент, вы можете уже по итогам того периода, в котором перечислили налог в бюджет, при условии, что все прочие указанные условия в этом налоговом периоде также соблюдены (п. 3 ст. 171, ст. 172 НК РФ, Письма Минфина России от 26.01.2015 N 03-07-11/2136, ФНС России от 13.09.2011 N ЕД-4-3/14814@).

 

Например, российская организация «Альфа» 15 марта приобрела у муниципального учреждения имущество на сумму 590 000 руб. и оплатила его 25 марта. По итогам I квартала «Альфа» представила налоговую декларацию, где отразила сумму НДС к уплате в качестве налогового агента в размере 90 000 руб. (590 000 руб. x 18 / 118). Налог был перечислен в бюджет тремя равными платежами в размере 30 000 руб. в установленные сроки: в апреле, мае и июне. Следовательно, в декларации за II квартал организация «Альфа» вправе заявить к вычету уплаченные в бюджет суммы НДС.

 

Иногда на практике возникает вопрос: как применять вычеты в ситуации, когда вы покупаете имущество государственных (муниципальных) органов с условием о рассрочке оплаты?

Налоговое законодательство не предусматривает особенных правил для применения вычетов по НДС в такой ситуации. Поэтому полагаем, что право на вычет НДС возникает у вас на общих основаниях при соблюдении вышеперечисленных условий. Соответственно, заявить НДС к вычету вы можете по итогам того налогового периода, в котором уплатите налог в бюджет (Письмо Минфина России от 19.10.2010 N 03-07-11/414).

 

Например, российская организация «Альфа» 5 апреля приобрела у государственного учреждения объект недвижимости с рассрочкой оплаты на пять лет на сумму 14 160 000 руб. Оплата производится ежемесячно равными долями в размере 236 000 руб. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ организация исчисляет НДС каждый раз при очередной оплате имущества. Сумма НДС ежемесячно составляет 36 000 руб. (236 000 руб. x 18 / 118).

По итогам II квартала «Альфа» представила налоговую декларацию с отражением суммы НДС к уплате в размере 108 000 руб. (36 000 руб. x 3). Налог был перечислен в бюджет тремя равными платежами в размере 36 000 руб. в установленные сроки: в июле, августе и сентябре. Следовательно, в декларации за III квартал организация «Альфа» вправе заявить к вычету уплаченные в бюджет суммы НДС.

 

Если НДС вы удержали и уплатили при перечислении авансов в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), то в отношении вычета такого налога отметим следующее. По общему правилу нормами п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ для покупателей предусмотрено право на вычет суммы НДС с аванса. Однако, по мнению ФНС России, это право на налоговых агентов не распространяется. Обоснование данной позиции следующее: согласно указанной норме НК РФ к вычету можно принять ту сумму НДС, которую продавец предъявляет покупателю. Основанием для вычета служит выставленный продавцом счет-фактура. Налоговые агенты сами исчисляют НДС и сами выставляют себе счет-фактуру за своего продавца.

Поэтому суммы НДС с аванса, которые вы как налоговый агент уплатили в бюджет, подлежат вычету только после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов о принятии к учету. При этом у вас должны быть счета-фактуры на сумму предоплаты. Такие разъяснения содержатся в абз. 29 — 31 Письма ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ (Решением ВАС РФ от 12.09.2013 N 10992/13 данные абзацы признаны соответствующими Налоговому кодексу РФ). Добавим, что позицию налогового ведомства, изложенную в указанном Письме, подтвердил Минфин России (Письмо от 20.12.2011 N 03-07-11/344).

Кроме того, НДС, уплаченный с аванса, можно принять к вычету в случае возврата авансовых платежей при изменении условий (расторжении) договора (п. 5 ст. 171 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее о принятии к вычету НДС с аванса в случае изменения условий либо расторжения договора и возврата аванса вы можете узнать в разд. 10.3.5 «Принятие к вычету НДС налоговым агентом при возврате государственного и муниципального имущества (отказе от него), при отказе от услуг аренды, при изменении условий (расторжении) договора и возврате авансовых платежей».

 

10.3.5. ПРИНЯТИЕ К ВЫЧЕТУ НДС НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПРИ ВОЗВРАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА (ОТКАЗЕ ОТ НЕГО), ПРИ ОТКАЗЕ ОТ УСЛУГ АРЕНДЫ, ПРИ ИЗМЕНЕНИИ УСЛОВИЙ (РАСТОРЖЕНИИ) ДОГОВОРА И ВОЗВРАТЕ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

 

Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ вы вправе принять к вычету НДС, который был уплачен вами в качестве налогового агента при приобретении (аренде) государственного или муниципального имущества, в следующих случаях:

— при возврате приобретенного имущества либо отказе от него;

— при отказе от услуг аренды такого имущества;

— при возврате авансовых платежей с одновременным изменением условий (расторжением) договора.

Для принятия уплаченного налога к вычету при возврате (отказе) имущества должны быть соблюдены следующие условия (п. 4 ст. 172 НК РФ):

1) в учете проведена корректировка в связи с возвратом (отказом);

2) с момента возврата (отказа) товара прошло не более одного года.

 

Например, по договору купли-продажи стоимость муниципального имущества, приобретаемого организацией «Альфа», составила 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). В I квартале 2014 г. организация (арендатор) перечислила продавцу 100 000 руб., а 18 000 руб. (сумму НДС) она перечислила в бюджет.

Во II квартале 2014 г. договор был расторгнут и аванс был возвращен организации.

В такой ситуации организация «Альфа» вправе принять к вычету уплаченный НДС в сумме 18 000 руб., отразив его в декларации за II квартал 2014 г.

 

Примечание

Об особенностях вычета НДС при возврате товаров или отказе от них читайте в гл. 26 «Возврат товаров».

О принятии к вычету НДС с сумм авансовых платежей при расторжении или изменении условий договора вы можете узнать в разд. 22.3.7.1 «Вычет НДС при возврате аванса в случаях расторжения договора или изменения его условий».

 

10.3.6. КАК НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ ПРИНИМАЛ НДС К ВЫЧЕТУ В 2008 Г. И РАНЕЕ ПРИ ПОКУПКЕ И АРЕНДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

 

До 1 января 2009 г. при принятии НДС к вычету налоговый агент сталкивался со следующей проблемой: нужно ли ему было для получения вычета иметь счет-фактуру.

Дело в том, что Налоговый кодекс РФ не обязывал налоговых агентов выписывать какие-либо счета-фактуры и регистрировать их в книге покупок и книге продаж. Кроме того, органы государственной власти (местного самоуправления) не выписывали счета-фактуры. Поэтому между налоговиками и арендаторами часто возникали конфликты по поводу вычетов.

Налоговики требовали от налоговых агентов представлять им счета-фактуры для обоснования вычета НДС, а в случае их отсутствия в вычете отказывали.

При этом налоговые органы давали следующие разъяснения: арендатор должен самостоятельно выписать себе счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой «Аренда государственного имущества». Составленный счет-фактуру нужно регистрировать в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. В книге покупок счет-фактуру следовало регистрировать только в части арендного платежа, который подлежит отнесению на затраты в соответствующем отчетном периоде. В соответствующей доле подлежит возмещению из бюджета и НДС (Письма УФНС России по г. Москве от 15.11.2004 N 24-11/73835, УМНС России по г. Москве от 26.12.2003 N 24-11/72147, от 10.09.2003 N 24-11/49353).

Дополнительно чиновники ссылались на п. 16 Правил, утвержденных Постановлением N 914, где указано, что в книге продаж регистрируются счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС, в том числе в случае исполнения обязанностей налоговых агентов.

Однако, как мы упоминали выше, Налоговый кодекс РФ не обязывал налоговых агентов выписывать счета-фактуры. Из этого исходил и Конституционный Суд РФ, который в Определении от 02.10.2003 N 384-О разъяснил, что согласно п. 1 ст. 172 НК РФ счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику (налоговому агенту) вычетов по НДС. Из этого исходили и нижестоящие суды (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 22.05.2009 N КА-А40/2832-09).

Таким образом, по услугам аренды, оказанным до 1 января 2009 г., арендаторы государственного и муниципального имущества вправе были получить вычеты уплаченного ими НДС на основании документов, подтверждающих его уплату.

 

10.3.7. ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ДЕКЛАРАЦИИ ПРИ ПОКУПКЕ И АРЕНДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

 

Налоговые агенты сдают в налоговый орган декларацию в тот же срок, который установлен для налогоплательщиков. То есть не позднее 25-го <1> числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

———————————

<1> Такой срок подачи декларации введен с 1 января 2015 г. (пп. «в» п. 7 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ). До 2015 г. декларацию следовало подавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ в редакции до 2015 г.).

 

Суммы НДС, исчисленные в связи с арендой или приобретением государственного (муниципального) имущества, отражаются в разд. 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (п. п. 35, 36 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Раздел 2 декларации заполняется налоговым агентом отдельно по каждому арендодателю (продавцу) (п. 36 Порядка заполнения декларации).

При наличии нескольких договоров с одним арендодателем (продавцом) указанный раздел декларации заполняется на одной странице (абз. 2 п. 36 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Операции, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ, следует отражать в разд. 7 декларации по НДС (п. 44 Порядка заполнения декларации).

 

Примечание

Если вы не представили декларацию с данными по операциям, по которым вы платите НДС как налоговый агент, вас могут привлечь к ответственности. Подробнее о том, какие меры ответственности и в каких случаях они применяются к налоговым агентам, см. разд. 10.7 «Ответственность (штрафы) и пени за нарушение налоговым агентом своих обязанностей».

 

10.4. УПЛАТА НДС НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПРИ ПРОДАЖЕ КОНФИСКОВАННОГО ИМУЩЕСТВА, ИМУЩЕСТВА, РЕАЛИЗУЕМОГО ПО РЕШЕНИЮ СУДА, БЕСХОЗЯЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, КЛАДОВ И СКУПЛЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, А ТАКЖЕ ЦЕННОСТЕЙ, ПЕРЕШЕДШИХ ПО ПРАВУ НАСЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВУ

 

Согласно п. 4 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, реализующие на основании соответствующих полномочий конфискованное имущество, имущество, реализуемое по решению суда (кроме случаев реализации имущества (имущественных прав) должников, признанных банкротами), бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству.

Функции специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений, конфискованного имущества, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) <1>. Указанный орган может привлекать для реализации имущества отобранных им физических и юридических лиц (п. п. 1, 5.5, 6.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).

———————————

<1> Организацию реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обращенных в собственность государства (за исключением конфискованных), осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) (п. 5.3.5(1) Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154). Конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению, их реализация не производится (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

 

Примечание

В случаях когда решение о реализации конкретного имущества принимает уполномоченный орган, а саму реализацию осуществляют привлеченные организаторы, налоговым агентом следует признавать лицо или орган, которому первоначально поступают денежные средства от продажи имущества. Это разъяснил Пленум ВАС РФ (п. 8 Постановления от 30.05.2014 N 33).

 

Помимо случаев, когда реализуется имущество (имущественные права) должников, признанных банкротами, правила п. 4 ст. 161 НК РФ также не применяются (обязанностей налогового агента не возникает) в следующих ситуациях.

  1. Если вы осуществляете принудительную реализацию имущества на основании исполнительных документов, выданных не судами, а иными органами (например, на основании постановлений налоговых органов, вынесенных в соответствии со ст. 47 НК РФ). Налог в этих ситуациях уплачивается самим налогоплательщиком по общим правилам. Такие разъяснения дал Пленум ВАС РФ (п. 7 Постановления от 30.05.2014 N 33).
  2. Если вы уполномочены реализовать имущество во исполнение судебных решений, которые вынесены в отношении лиц, не являющихся плательщиками НДС. В таком случае налог не уплачивается и налоговым агентом вы не признаетесь. Это разъяснил Минфин России в Письме от 11.11.2009 N 03-07-11/300.
  3. Если вы по решению суда продаете имущество, реализация которого не образует объекта налогообложения по НДС (например, при реализации земельных участков либо в иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 146 НК РФ), исчислять и удерживать налог вы не должны. Налоговый агент уплачивает налог в бюджет за налогоплательщика и из его средств (п. 1 ст. 24 НК РФ). Но если налогоплательщик не должен уплачивать НДС, то и у налогового агента нет оснований удерживать налог. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если реализация имущества признается объектом налогообложения, но освобождается от обложения НДС на основании ст. 149 НК РФ. Этот подход поддерживают и Минфин России, и суды (Письмо Минфина России от 16.01.2012 N 03-07-07/01, Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 790/11).

 

10.4.1. КАК НАЛОГОВОМУ АГЕНТУ РАССЧИТАТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ И ОПРЕДЕЛИТЬ СТАВКУ НДС

 

Чтобы исполнить обязанности налогового агента при продаже конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов, скупленных ценностей или ценностей, перешедших по праву наследования государству, вам необходимо для начала определить ту сумму НДС, которую вы должны перечислить в бюджет. Для этого нужно определить налоговую базу и умножить ее на налоговую ставку.

Налоговая база определяется, как и при обычной реализации, на дату отгрузки и (или) получения предоплаты в счет предстоящих поставок. Рассчитывается она исходя из цены реализуемого имущества (ценностей) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) (п. 4 ст. 161 НК РФ).

Отметим, что для целей налогообложения по общему правилу принимается та цена товаров (работ, услуг), которая указана сторонами договора, если стороны не признаются взаимозависимыми. Предполагается, что такая цена соответствует уровню рыночных цен (абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

Налоговая база определяется как договорная стоимость реализуемого имущества с учетом акцизов и без учета НДС, предъявленного покупателю (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Налоговую базу вы умножаете на ставку налога 18% или 10% (п. п. 2, 3 ст. 164 НК РФ). Исчисленную сумму налога вы предъявляете покупателю дополнительно к цене договора (п. 1 ст. 168 НК РФ).

При удержании налога с продаваемого имущества вы должны применить ставку НДС в размере 18% или 10% (п. п. 2, 3 ст. 164 НК РФ).

Сумму исчисленного налога вам следует предъявить покупателю сверх цены договора (п. 1 ст. 168 НК РФ).

 

Например, цена продаваемого имущества по договору с покупателем составляет 1 000 000 руб. без учета НДС. Сумма налога, которую вы обязаны начислить и предъявить покупателю, составит 180 000 руб. (1 000 000 руб. x 18%).

 

10.4.2. ВЫСТАВЛЕНИЕ (ОФОРМЛЕНИЕ) СЧЕТА-ФАКТУРЫ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ (ПРОДАЖЕ) КОНФИСКОВАННОГО ИМУЩЕСТВА, ИМУЩЕСТВА, РЕАЛИЗУЕМОГО ПО РЕШЕНИЮ СУДА, БЕСХОЗЯЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, КЛАДОВ И СКУПЛЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, А ТАКЖЕ ЦЕННОСТЕЙ, ПЕРЕШЕДШИХ ГОСУДАРСТВУ ПО ПРАВУ НАСЛЕДОВАНИЯ

 

Счет-фактуру в адрес покупателя вы должны выставить при продаже:

— конфискованного имущества;

— имущества, реализуемого по решению суда;

— бесхозяйных ценностей, кладов, скупленных ценностей;

— ценностей, перешедших по праву наследования государству.

 

Примечание

О случаях, когда счета-фактуры не составляются, вы можете узнать в разд. см. также разд. 12.1.1.1 «В каких случаях счет-фактура не составляется».

 

Сделать это надо не позднее пяти дней с момента отгрузки имущества или со дня получения аванса в счет предстоящих поставок (п. 3 ст. 168 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее о правилах выставления счетов-фактур читайте в разд. 12.1.3 «Форма (бланк) счета-фактуры. Обязательные реквизиты счета-фактуры и требования по их заполнению (оформлению)».

 

После того как вы составили счет-фактуру в двух экземплярах, один из них вы должны зарегистрировать в книге продаж, а другой передать покупателю (п. 16 Правил ведения книги продаж).

 

Примечание

О порядке ведения книги продаж читайте в разд. 12.5 «Книга продаж».

 

10.4.3. СРОКИ, ПОРЯДОК УПЛАТЫ НДС И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ (ПРОДАЖЕ) КОНФИСКОВАННОГО ИМУЩЕСТВА, ИМУЩЕСТВА, РЕАЛИЗУЕМОГО ПО РЕШЕНИЮ СУДА, БЕСХОЗЯЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, КЛАДОВ И СКУПЛЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, А ТАКЖЕ ЦЕННОСТЕЙ, ПЕРЕШЕДШИХ ПО ПРАВУ НАСЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВУ

 

При реализации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (кроме реализации имущества (имущественных прав) должника, признанного банкротом), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, ценностей, перешедших по праву наследования государству, вы должны перечислить сумму удержанного НДС в бюджет в те же сроки, которые установлены для уплаты НДС налогоплательщиками. Таким образом, налог вам нужно уплатить тремя равными долями не позднее 25-го <1> числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в котором состоялась реализация и сумма НДС фактически была удержана (п. 1 ст. 174 НК РФ).

———————————

<1> Такие сроки уплаты НДС введены с 1 января 2015 г. (пп. «а» п. 7 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ). До 2015 г. НДС следовало уплачивать не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ в редакции до 2015 г.).

 

Примечание

Перечень КБК для уплаты НДС налоговым агентом приведен в приложении 1 к гл. 14 «Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет».

Дополнительно о порядке оформления платежного поручения, а также об общих правилах уплаты налога в бюджет читайте в гл. 1 «Общие условия уплаты налогов и авансовых платежей организациями и индивидуальными предпринимателями» Практического пособия по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

 

Сумму налога, которую вы начисляете, удерживаете и уплачиваете, принять к вычету вы не имеете права (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Декларацию вы представляете не позднее 25-го <1> числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

———————————

<1> Такой срок подачи декларации введен с 1 января 2015 г. (пп. «в» п. 7 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ). До 2015 г. декларацию следовало подавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ в редакции до 2015 г.).

 

НДС, подлежащий уплате в бюджет за истекший налоговый период, налоговый агент, уполномоченный осуществлять реализацию конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, отражает в разд. 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» налоговой декларации по НДС (п. 35, абз. 4 п. 36 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Раздел 2 декларации заполняется на одной странице (абз. 4 п. 36 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Если вы не удержали и не перечислили НДС в бюджет как налоговый агент или не представили декларацию с данными по соответствующим операциям, вас могут привлечь к ответственности.

 

Примечание

Подробнее о том, какие меры ответственности и в каких случаях применяются к налоговым агентам, см. разд. 10.7 «Ответственность (штрафы) и пени за нарушение налоговым агентом своих обязанностей».

 

10.5. ПОРЯДОК УПЛАТЫ НДС, ЕСЛИ НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ РЕАЛИЗУЕТ ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ, ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА) ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПОСРЕДНИЧЕСКИМ ДОГОВОРАМ

 

Если вы продаете товары (имущественные права, работы, услуги) в качестве посредника на основе заключенных договоров с иностранной компанией, то вы являетесь налоговым агентом при соблюдении следующих условий (п. 5 ст. 161 НК РФ):

1) вы состоите на учете в налоговом органе РФ как организация или предприниматель.

Следует обратить внимание на то, что налоговыми агентами признаются и те организации (предприниматели), которые не платят НДС по своей деятельности. Это лица, которые освобождены от уплаты НДС по ст. ст. 145, 145.1 НК РФ, а также те, кто применяет специальные налоговые режимы в виде УСН, ЕНВД, ЕСХН или патентную систему налогообложения (п. 2 ст. 161 НК РФ);

2) вы являетесь посредником на основе договоров поручения, комиссии или агентирования, которые вы заключили с иностранной компанией;

3) иностранная компания, которой принадлежит товар или имущественное право (которая выполняет работы, оказывает услуги), не состоит на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика (абз. 2 п. 2 ст. 11, п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ);

4) местом реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые вы реализуете, признается территория РФ (ст. ст. 147, 148 НК РФ);

5) вы как посредник участвуете в расчетах, т.е. получаете выручку от покупателя (заказчика) и перечисляете ее иностранной организации (или лицу, указанному иностранной организацией).

 

Примечание

Минфин России указывает, что, несмотря на положения п. 5 ст. 161 НК РФ, посредник признается налоговым агентом при безвозмездной передаче на территории РФ товаров, принадлежащих иностранному лицу, т.е. даже если посредник фактически не участвует в расчетах (Письмо от 14.11.2011 N 03-07-08/317).

 

Напомним, что иностранные организации встают на учет по месту нахождения обособленных подразделений (абз. 2 п. 2 ст. 11, п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ). При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации Свидетельство с указанием ИНН и КПП (п. 23 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н). В настоящее время применяется форма Свидетельства о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе (форма N 11СВ-Учет), утвержденная Приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@.

Если иностранная организация, которой вы оказываете соответствующие посреднические услуги, состоит на учете в налоговых органах РФ как налогоплательщик, то обязанностей налогового агента у вас как у посредника не возникает. Для исключения конфликтных ситуаций как с налоговыми органами, так и с иностранными партнерами рекомендуем при заключении подобных сделок требовать у иностранного лица представить вам копию свидетельства о постановке на налоговый учет.

Обратим ваше внимание также на следующее.

При продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав) в качестве посредника вы можете заключать договоры с покупателями (заказчиками) как от своего имени, так и от имени самой иностранной организации (п. 1 ст. 1005, п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Однако для налогообложения НДС это не имеет значения. В любом случае вы, будучи посредником, становитесь налоговым агентом при наличии всех перечисленных выше условий.

 

Примечание

Не забудьте, что помимо того, что вы выступаете налоговым агентом, вы должны исчислить и заплатить НДС с посреднических услуг. При этом вы должны выставить счет-фактуру на сумму вашего вознаграждения и представить по данной операции налоговую декларацию. Подробнее см. в гл. 28 «Сделки с посредниками (договоры комиссии, агентирования, поручения, транспортной экспедиции)».

 

10.5.1. КАК ПОСРЕДНИКУ РАССЧИТАТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ И СТАВКУ НДС ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ, ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ) ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Чтобы посреднику перечислить НДС в бюджет с выручки, полученной от продажи товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц, нужно определить налоговую базу и умножить ее на налоговую ставку.

Налоговая база определяется, как и при обычной реализации, на дату отгрузки и (или) получения предоплаты в счет предстоящих поставок.

Рассчитать налоговую базу следует исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога (п. 5 ст. 161 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.04.2009 N ШС-22-3/257@).

Таким образом, налоговая база будет равна договорной стоимости этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) с учетом акцизов и без НДС, предъявленного покупателю.

При удержании налога с выручки от реализации, которую вы должны перечислить иностранцу, нужно применить ставку НДС в размере 18% или 10% (п. п. 2, 3 ст. 164 НК РФ).

 

Например, цена товаров по договору с покупателем составляет 1 000 000 руб. без учета НДС. Реализация таких товаров облагается НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Сумма налога, которую вы обязаны удержать, составит 180 000 руб. (1 000 000 руб. x 18%).

 

Не забудьте, что вы должны предъявить покупателю соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). Фактически налог на стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) вы «накручиваете» самостоятельно.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code