3.5. ОПЕРАЦИИ, КОТОРЫЕ НЕ ПРИЗНАЮТСЯ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Объектом налогообложения по НДС являются операции, указанные в пп. 1 — 4 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Если конкретная операция не отвечает признакам какой-либо из операций, перечисленных в п. 1 ст. 146 НК РФ, она не образует объекта налогообложения по НДС. Исчислять и уплачивать налог при ее осуществлении не требуется. Так, не облагается НДС реализация товаров (работ, услуг), если местом реализации не является территория РФ. Этот вывод следует из формулировки пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

 

Примечание

Место реализации товаров (работ, услуг) определяется по правилам ст. ст. 147, 148 НК РФ. Подробнее об этом вы можете узнать в гл. 4 «Определение места реализации товаров (работ, услуг)».

 

Также не является объектом налогообложения по НДС выбытие (списание) имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и иных событий, не зависящих от воли налогоплательщика. Соответствующие разъяснения дают и официальные органы (см., в частности, Письмо Минфина России от 16.04.2014 N 03-07-08/17292), и суды (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

 

Примечание

Пленум ВАС РФ указал, что в подобных ситуациях налогоплательщик должен зафиксировать и подтвердить документально факт выбытия имущества, а также то, что имущество не было передано третьим лицам, а выбыло по независящим от него обстоятельствам. Иначе налог по данной операции будет исчислен по правилам п. 2 ст. 154 НК РФ, установленным для операций по безвозмездной реализации имущества (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

О налоговых последствиях выбытия (списания) имущества по причинам, не зависящим от воли налогоплательщика, см. также раздел «Ситуация: Нужно ли восстанавливать НДС при списании (выбытии) основных средств и товарно-материальных ценностей в результате их хищения, порчи, недостачи, потери, износа и т.п.?».

 

Кроме того, ряд операций, которые не признаются объектом налогообложения по НДС, прямо указан в п. 2 ст. 146 НК РФ.

Приведем их.

  1. Операции, которые не признаются реализацией (п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

1.1. Обращение российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики) (пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Например, не облагаются НДС:

— покупка у уполномоченного банка физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты (Письмо ФНС России от 08.02.2013 N ЕД-2-3/93@);

— безвозмездная передача юридическим лицом денежных средств в собственность физического лица (Письмо Минфина России от 11.04.2011 N 03-07-11/87);

— получение денежных средств в виде неосновательного обогащения (Письмо Минфина России от 28.10.2013 N 03-07-11/45656);

— предоставление грантов (Письмо ФНС России от 15.12.2011 N ЕД-21-3/375 (п. 1));

— операции по выдаче и возврату сумм займов (без учета процентов) в денежной форме (Письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-07-07/40, ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7896).

 

Примечание

Суммы процентов, уплачиваемые заемщиком, освобождаются от НДС на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ.

 

1.2. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации (пп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ, Письмо Минфина России от 22.04.2008 N 03-07-11/155).

 

Например, в результате реорганизации организации «Альфа» из ее состава выделилась организация «Бета». Согласно передаточному акту организация «Альфа» передала организации «Бета» офисную технику (компьютеры, ксероксы, сканеры), мебель и иное имущество. При таких обстоятельствах передача офисной техники организации «Бета» не является реализацией и, соответственно, не признается объектом налогообложения по НДС.

 

1.3. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Также следует иметь в виду, что если имущество передается некоммерческой организации для одновременного использования в уставной и предпринимательской деятельности, то такая передача должна облагаться НДС в общем порядке (Письмо Минфина России от 21.08.2009 N 03-03-06/1/542).

1.4. Передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов) (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Заметим, что, помимо прочего, в качестве инвестиций могут выступать и имущественные права (п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»). Вместе с тем в пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ речь идет только о передаче имущества. Передача имущественных прав в данном подпункте не упоминается. При этом для целей Налогового кодекса РФ имущественные права к имуществу не относятся (п. 2 ст. 38 НК РФ). Исходя из этого можно прийти к выводу, что к передаче имущественных прав нормы пп. 4 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не применяются.

Между тем существует и иной подход. Так, Минфин России, проанализировав нормы п. 2 ст. 38, п. 1 и пп. 4 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 146, ст. ст. 149 и 170 НК РФ в их системной связи, пришел к выводу, что передача имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации не облагается НДС (см., например, Письмо Минфина России от 28.06.2010 N 03-07-07/42). В то же время отметим, что ранее Минфин России по вопросу обложения НДС передачи имущественных прав в уставный капитал организации высказывал иное мнение.

 

Правоприменительную практику по вопросу о том, облагается ли НДС передача имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

 

1.5. Передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению (пп. 4.1 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Порядок передачи имущества (имущественных прав) по концессионному соглашению регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется создать и (или) реконструировать недвижимое имущество (а также, при наличии, технологически связанное с ним движимое имущество), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту). Кроме того, концессионер обязуется осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. В свою очередь концедент обязуется предоставить концессионеру право пользования и владения объектом концессионного соглашения (ч. 1 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

1.6. Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Если стоимость имущества, которое передается участнику при его выходе из общества, превышает стоимость его первоначального вклада, то с суммы такого превышения общество как передающая сторона обязано уплатить НДС по ставке 18 или 10% (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. п. 2, 3 ст. 164 НК РФ, см. также Письмо Минфина России от 14.05.2012 N 03-07-11/144).

 

Например, при создании ООО участник внес вклад стоимостью 100 000 руб. Спустя два года он решил выйти из состава участников общества. При выходе ему были переданы ТМЦ общей стоимостью 150 000 руб., что соответствует действительной стоимости доли этого участника на момент его выхода из общества.

Передача имущества в пределах стоимости вклада реализацией не является и не облагается НДС. В то же время с суммы превышения стоимости передаваемого имущества над величиной первоначального вклада организация должна исчислить и уплатить в бюджет НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Налоговая база в рассматриваемом случае равна 50 000 руб. (150 000 руб. — 100 000 руб.). Сумма налога составит 9000 руб. (50 000 руб. x 18%).

Также организация восстановит к уплате в бюджет «входной» НДС, принятый к вычету при приобретении ТМЦ: в пределах их стоимости, не превышающей первоначальный вклад участника (пп. 4 п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

 

Отметим, что если действительная стоимость доли выплачивается участнику деньгами, то объекта налогообложения по НДС не возникает, даже когда выплаченная сумма превышает стоимость первоначального вклада этого участника (пп. 1 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 03.09.2005 N 03-04-11/223).

1.7. Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества (пп. 6 п. 3 ст. 39 НК РФ).

 

Например, между организацией «Альфа» и организацией «Бета» заключен договор простого товарищества, целью которого является производство продукции. В качестве вклада в простое товарищество организация «Альфа» внесла денежные средства.

При прекращении указанного договора в связи с истечением срока его действия организации «Альфа» была передана готовая продукция, стоимость которой равна сумме ее вклада в простое товарищество.

 

Также не возникает объекта налогообложения в ситуации, когда участникам простого товарищества в пределах их первоначальных вкладов передается основное средство (здание), построенное в рамках договора о совместной деятельности. Однако при передаче, например, объекта капстроительства, стоимость которого превышает размер первоначального взноса, объект налогообложения по НДС возникает в части стоимости указанного объекта, превышающей размер взноса участника (Письмо Минфина России от 27.08.2008 N 03-07-11/287).

1.8. Передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации (пп. 7 п. 3 ст. 39 НК РФ).

 

Например, государственное унитарное предприятие (ГУП) имеет на балансе многоквартирный жилой дом. Дом закреплен за ГУП на праве хозяйственного ведения. Одну из квартир ГУП передает проживающей в ней работнице предприятия по договору безвозмездной передачи для приватизации.

 

1.9. Изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ (пп. 8 п. 3 ст. 39 НК РФ).

 

Например, организация «Альфа» осуществляет оптовую торговлю алкогольной продукцией при отсутствии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства. За указанное административное правонарушение организация привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (на нее наложен штраф, а алкогольная продукция конфискована).

В этом случае конфискация алкогольной продукции — принудительное и безвозмездное обращение (передача) в собственность РФ или субъекта РФ (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ) — не признается реализацией товаров и, следовательно, объектом налогообложения по НДС.

 

1.10. Передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, которая является иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета.

При этом создание и ликвидация такой организации должны осуществляться в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи: с 5 июля 2007 г. по 31 декабря 2016 г. (пп. 8.1 п. 3 ст. 39 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ).

Данные положения применяются до 1 января 2017 г. (ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

 

Примечание

Перечень лиц, относящихся к организаторам XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также к маркетинговым партнерам Международного олимпийского комитета, закреплен в ст. ст. 3, 3.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ.

 

1.11. С 8 июня 2015 г. — передача имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ (пп. 8.2 п. 3 ст. 39 НК РФ, п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).

  1. Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) (пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ).

 

Например, организация «Альфа» за счет собственных средств построила многоквартирный жилой дом для последующей продажи квартир в построенном доме. По условиям инвестиционного договора с администрацией города внешние коммуникации и инженерные сооружения после прохождения государственной приемочной комиссии передаются в собственность города.

 

  1. Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации (пп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Положения пп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ применяются при передаче имущества указанных предприятий в составе имущественного комплекса при приватизации путем реорганизации (ст. 11, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»). В иных случаях реализация имущества государственных (муниципальных) предприятий облагается НДС на общих основаниях (пп. 9 ч. 2 ст. 3 Закона N 178-ФЗ, Письмо Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/295, Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 N 10295/12).

Напомним, что облагается налогом передача в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 26.10.2011 N 03-07-14/100). В данном случае налог уплачивает налоговый агент — покупатель имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ) <1>.

———————————

<1> Из этого правила есть исключение. Не подлежит обложению НДС реализация (передача) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями (учреждениями) и составляющего государственную или муниципальную казну, которое выкупается арендаторами — субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Порядок выкупа государственного и муниципального имущества, установленный Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, применяется до 1 июля 2018 г. (ч. 3 ст. 10 данного Закона).

 

  1. Выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.08.2010 N ШС-20-3/1192 (п. 2)).

Если выполняемая органом государственной власти (органом местного самоуправления) работа (оказываемая услуга) не является его исключительным полномочием в конкретной сфере деятельности, то оснований для применения в отношении такой работы (услуги) положений пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не имеется.

 

Правоприменительную практику по вопросу о том, облагаются ли НДС выполнение органами власти работ, оказание услуг, которые не относятся к их исключительным полномочиям, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

 

  1. Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями не признается объектом налогообложения по НДС при одновременном выполнении двух условий:

— работы выполняются (услуги оказываются) в рамках государственного (муниципального) задания;

— источником финансового обеспечения этого государственного (муниципального) задания является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке (см., например, Письмо Минфина России от 18.03.2014 N 03-07-15/11691 (доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 07.05.2014 N ГД-4-3/8816@)).

Что касается работ (услуг), выполняемых (оказываемых) казенными учреждениями, то они в любом случае не являются объектом налогообложения по НДС (см. также Письма Минфина России от 24.03.2013 N 03-07-15/12713 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7605), от 23.07.2012 N 03-07-15/87 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 19.10.2012 N ЕД-4-3/17737@)).

Добавим, что положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не применяются казенными, бюджетными и автономными учреждениями при реализации товаров (в том числе собственного производства). В данном случае НДС они исчисляют и уплачивают в общем порядке (см. также Письмо ФНС России от 17.07.2012 N ЕД-4-3/11763@).

  1. Оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких дорог). При этом такие услуги должны осуществляться согласно договору доверительного управления, учредителем которого является Российская Федерация. Исключением являются услуги, плата за которые в соответствии с концессионным соглашением остается в распоряжении концессионера (пп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ).
  2. Передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).

 

Например, организация «Альфа» передает движимое и недвижимое имущество в казну Российской Федерации. В данном случае организации не нужно уплачивать НДС, поскольку объекта налогообложения не возникает (Письмо ФНС России от 07.09.2009 N ММ-20-3/1313).

 

Однако налог, принятый к вычету при приобретении (получении) такого имущества, передающей стороне необходимо восстановить в порядке пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. На это обращает внимание Минфин России (Письмо от 04.11.2012 N 03-07-09/158).

  1. Операции по реализации земельных участков (долей в них) (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ), в том числе:

— реализация арестованных земельных участков, являющихся предметом залога (Письмо Минфина России от 28.05.2010 N 03-07-11/217);

— выбытие у налогоплательщика земельных участков в связи с их изъятием для государственных нужд (Письмо ФНС России от 19.03.2010 N 3-1-11/192@ (п. 2));

— передача налогоплательщиком земельных участков в дар городу для проектирования и строительства объектов социальной инфраструктуры (Письмо ФНС России от 22.04.2015 N ГД-4-3/6907@).

  1. Передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам) (пп. 7 п. 2 ст. 146 НК РФ).

 

Например, в результате реорганизации организации «Альфа» из ее состава выделилась организация «Бета». Согласно передаточному акту организация «Альфа» передает организации «Бета» право требования дебиторской задолженности с должников организации «Альфа» в размере 1 млн руб. Такая передача не признается объектом налогообложения по НДС. Следовательно, исчислять и уплачивать НДС в данном случае не нужно.

 

  1. Передача денежных средств или недвижимого имущества некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (пп. 8 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Целевой капитал — это переданная в доверительное управление часть имущества некоммерческой организации, сформированная и пополняемая за счет пожертвований и иных определенных законом источников. Доход, полученный от доверительного управления, организация использует для финансирования своей уставной деятельности или деятельности иных некоммерческих организаций (п. 1 ст. 2 Закона N 275-ФЗ).

 

Например, индивидуальный предприниматель передает в качестве пожертвования недвижимое имущество стоимостью 10 млн руб. на пополнение целевого капитала общественного фонда.

Такая передача не образует объекта налогообложения, поэтому предприниматель в данном случае НДС не исчисляет.

 

  1. Передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае. Для применения освобождения возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала, должен быть предусмотрен договором пожертвования или Законом N 275-ФЗ. Данные положения применяются при передаче имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации согласно Закону N 275-ФЗ (пп. 8.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).
  2. Реализация российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Такая реализация должна быть согласована с иностранными организаторами игр и производиться в рамках соглашения, которое заключили Международный олимпийский комитет с Олимпийским комитетом России и г. Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. (пп. 9 п. 2 ст. 146 НК РФ). Российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр признаются лица, указанные в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ.
  3. Передача олимпийских объектов федерального значения в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» (пп. 9.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Данное положение применяется до 1 января 2017 г. (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 23.07.2013 N 216-ФЗ). Перечень указанных объектов установлен Распоряжением Правительства РФ от 05.08.2009 N 1090-р (ч. 22 ст. 14 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ).
  4. Передача олимпийских объектов федерального значения на безвозмездной основе в государственную или муниципальную собственность, в собственность Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (пп. 9.2 п. 2 ст. 146 НК РФ). Данное положение применяется до 1 января 2017 г. (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 23.07.2013 N 216-ФЗ).
  5. Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества. При этом имущество должно составлять государственную казну Российской Федерации, казну субъекта РФ или казну муниципального образования и передаваться некоммерческим организациям на осуществление их уставной деятельности (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Напомним, что государственную казну Российской Федерации и казну субъекта РФ составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна — это средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ).

  1. Выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, которые реализуются по решениям Правительства РФ в целях снижения напряженности на рынке труда субъектов РФ (пп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Например, объекта налогообложения по НДС не возникает в следующих случаях:

— при получении субсидий на создание (открытие) собственного дела, а также в целях создания дополнительных рабочих мест (Письмо Минфина России от 22.08.2011 N 03-11-11/214);

— при проведении опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения (Письмо Минфина России от 15.07.2010 N 03-07-07/47);

— при выполнении общественных и временных работ по договорам, заключенным с центром занятости (Письмо Минфина России от 23.04.2010 N 03-04-06/1-82).

  1. Реализация (передача) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями (учреждениями) и составляющего государственную или муниципальную казну, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Порядок выкупа государственного имущества субъектов РФ и муниципального имущества, установленный Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, применяется до 1 июля 2018 г. (ч. 3 ст. 10 данного Закона).

Отметим, что правила, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, не применяются при выкупе федерального имущества. Указанный вывод следует из анализа положений ч. 1 ст. 1 данного Закона. Исходя из этого реализация такого имущества под действие пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не подпадает.

 

Правоприменительную практику по вопросу о том, облагаются ли НДС операции по реализации субъектам малого и среднего предпринимательства государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

 

Примечание

Подробнее о применении пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ вы можете узнать в разд. 10.3.1.1 «Уплата НДС при приобретении государственного (муниципального) имущества субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ».

 

  1. Операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, связанные с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и осуществляемые следующими организациями (пп. 13 п. 2 ст. 146 НК РФ):

1) Организационным комитетом «Россия-2018» (п. 5 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);

2) дочерними организациями Международной федерации футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association (FIFA)).

Заметим, что применительно к данной категории организаций пп. 13 п. 2 ст. 146 НК РФ может быть истолкован неоднозначно. При его прочтении возникает вопрос: на какие из дочерних организаций FIFA распространяется рассматриваемая норма? Применима ли она только к российским организациям или касается и иностранных дочерних организаций FIFA?

По нашему мнению, независимо от того, какой из вариантов ее толкования считать правильным, операции по реализации в отношении как российских, так и иностранных дочерних организаций FIFA не влекут начисления НДС. Данный вывод основывается на том, что эти организации отнесены к числу лиц, не признаваемых налогоплательщиками НДС (п. 3 ст. 143 НК РФ).

Напомним, что под дочерними организациями FIFA понимаются российские и иностранные юридические лица, участвующие в мероприятиях по подготовке и проведению в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г., если выполняется хотя бы одно из условий (п. 18 ст. 2 Закона N 108-ФЗ):

— доля FIFA в уставном капитале организации составляет не менее 50%;

— FIFA имеет не менее половины голосов в высшем органе управления такой организации;

3) Российским футбольным союзом (п. 4 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);

4) российскими организациями, которые в соответствии с Законом N 108-ФЗ признаются:

— производителями медиаинформации FIFA (п. 23 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);

— поставщиками товаров, работ, услуг FIFA (п. 16 ст. 2 Закона N 108-ФЗ).

  1. Операции по реализации имущества и имущественных прав автономной некоммерческой организацией «Фонд защиты вкладчиков», а также оказание ею услуг по представлению интересов вкладчиков (пп. 14 п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 39-ФЗ).
  2. С 1 января 2015 г. — операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, п. 2 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ). В частности, реализация имущества, изготовленного в ходе текущей производственной деятельности организаций-банкротов, не является объектом налогообложения по НДС (п. 3 ст. 38 НК РФ, Письма Минфина России от 07.04.2015 N 03-07-14/19390, от 23.03.2015 N 03-07-14/15666, от 23.03.2015 N 03-07-11/15899, N 03-07-14/15901, от 20.03.2015 N 03-07-11/15436).

Однако работы (услуги), выполненные (оказанные) такой организацией, облагаются НДС в общеустановленном порядке, поскольку пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 07.04.2015 N 03-07-14/19390, от 19.03.2015 N 03-07-11/14996).

 

3.5.1. НЕ ПРИЗНАВАЕМЫЕ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НДС ОПЕРАЦИИ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — ВКЛАДЧИКОВ БАНКОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ

 

Для защиты интересов физических лиц — вкладчиков банков и обособленных структурных подразделений банков, зарегистрированных и (или) действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, создается и действует автономная некоммерческая организация «Фонд защиты вкладчиков» (далее — Фонд) (ст. ст. 1, 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.04.2014 N 39-ФЗ).

Фонд выполняет следующие функции:

— приобретает у вкладчиков — физических лиц (в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) права (требования) по вкладам в зарегистрированных и (или) действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя кредитных учреждениях, которые имеют лицензию Национального банка Украины, действующую по состоянию на 16 марта 2014 г. (далее — кредитные учреждения) (п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ст. ст. 5, 7 Закона N 39-ФЗ);

— осуществляет компенсационные выплаты вкладчикам в размере, не превышающем 700 000 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 8, ст. 9 Закона N 39-ФЗ);

— по поручению вкладчика осуществляет взыскание с кредитных учреждений, не исполнивших обязательства по договору банковского вклада (банковского счета), денежных сумм в части, не покрытой компенсационной выплатой (п. 4 ч. 1 ст. 3, ч. 8 ст. 4 Закона N 39-ФЗ).

Расходы на проведение мероприятий, связанных с приобретением прав (требований) вкладчиков, а также с осуществлением компенсационных выплат, покрываются за счет имущества Фонда (ч. 5, 7 ст. 4 Закона N 39-ФЗ).

Реализация Фондом имущества и имущественных прав, а также оказание им услуг по представлению интересов вкладчиков не признаются объектом налогообложения по НДС (пп. 14 п. 2 ст. 146 НК РФ, п. 1 ст. 1 Закона N 78-ФЗ, ст. 2 Закона N 39-ФЗ).

Указанное правило применяется к отношениям, возникшим со 2 апреля 2014 г., т.е. с даты вступления в силу Закона N 39-ФЗ (ч. 2 ст. 2 Закона N 78-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 39-ФЗ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code