РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ПУТЕМ ПЕРЕГОВОРОВ

  1. Особенности проведения непосредственных переговоров между работником и работодателем в целях урегулирования индивидуального трудового спора

 

В ч. 2 ст. 385 ТК РФ указывается, что индивидуальный трудовой спор (далее — ИТС) рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Однако в Трудовом кодексе РФ не разъясняется, что собой представляют непосредственные переговоры сторон, как они могут проводиться и в чем их преимущества.

На практике применяется три способа разрешения индивидуального спора:

— непосредственные переговоры;

— обращение в КТС;

— обращение в суд общей юрисдикции.

 

Важно! В соответствии со ст. 382 ТК РФ к числу способов, позволяющих разрешить ИТС, не отнесено обращение в инспекцию труда. Это обусловлено тем, что основной деятельностью инспекции является осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства в соответствии со ст. 356 ТК РФ. Однако в силу своих полномочий инспекция труда вправе способствовать устранению нарушений трудовых прав путем выдачи, например, предписаний (ст. 356 ТК РФ).

 

Переговоры — это процесс поиска взаимоприемлемого соглашения через согласование интересов сторон по предмету разногласия (разногласий).

Переговорный процесс состоит, как правило, из трех стадий: подготовки, непосредственного проведения переговоров и оформления соглашения (в случае квалифицированного проведения переговоров заключить соглашение удается в 90% случаев).

Подготовительный этап переговорного процесса требует выполнения следующих действий:

  1. определения лица, с которым предстоит вести переговоры;
  2. согласования места и время проведения переговоров;
  3. формулирования интересов и желаемых результатов предстоящих переговоров;
  4. формулирования интересов и ожиданий от переговоров второй стороны;
  5. подбора аргументов в поддержку своей позиции и возможных ответов на реплики второй стороны;
  6. подготовки речи с обоснованием позиции по делу и выявления приемлемых путей решения спорных вопросов;
  7. составления вопросов второй стороне с целью прояснения ее позиции по предмету разногласия.

В процессе непосредственного проведения переговоров необходимо предпринять следующие действия:

  1. совместно со второй стороной сформулировать список вопросов, по которым необходимо прийти к соглашению;
  2. сформулировать и обсудить предложения по достижению компромисса;
  3. выбрать вариант, устраивающий обе стороны (если такого нет, отказаться от дальнейшего ведения переговоров и использовать другой способ, например, медиацию).

После выполнения данных действий можно сформулировать соглашение по предмету разногласия и зафиксировать договоренность сторон.

 

Переговоры могут проводиться как самой стороной спора, так и ее представителем. Интересы работника вправе представлять различные субъекты. В частности, в качестве представителя может выступать профсоюз, адвокат или иной уполномоченный на то представитель без юридического образования. Объем полномочий должен подтверждаться доверенностью.

Представлять интересы работодателя может руководитель организации, работник кадровой службы и любой другой представитель работодателя, наделенный полномочиями принимать участие в переговорах с работниками и подписывать с ними соглашение по предмету разногласий. В соответствии с ч. 6 ст. 20 ТК РФ представители работодателя наделяются полномочиями в форме, установленной органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, определенном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Для наделения представителя полномочиями необходимо издать приказ руководителя организации и выдать доверенность.

Обратите внимание, что ст. 385 ТК РФ устанавливает правило, согласно которому ИТС рассматривается КТС в случае, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Однако проведение переговоров может быть инициировано не только работником. Работодатель также вправе выступить с подобным предложением. Как правило, переговоры применяются в организациях, где руководство понимает нерентабельность судебных тяжб с персоналом.

Переговоры сторон являются быстрым, эффективным, наименее затратным способом урегулирования разногласий в организации.

Следует отметить, что о необходимости проведения переговоров также говорят некоторые акты Международной организации труда (далее — МОТ):

— Конвенция МОТ от 11.07.1947 N 84 «О праве на объединение и регулировании трудовых конфликтов на территориях вне метрополий»;

— Рекомендация МОТ от 29.06.1967 N 130 «О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения»;

— Рекомендация МОТ от 29.06.1951 N 92 «О добровольном примирении и арбитраже».

Несмотря на то что часть актов не была ратифицирована Российской Федерацией, а рекомендации не имеют статуса международного договора и не подлежат ратификации, положения многих из них совпадают с действием основополагающих принципов в сфере труда. Это обстоятельство позволяет применять их в России.

Например, в п. 10 Рекомендации МОТ от 29.06.1967 N 130 «О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения» говорится о том, что на предприятии до начала разбирательства спора должны быть предприняты попытки урегулировать жалобу путем прямых переговоров между работником и его начальником. В тех случаях, когда такие попытки не приводят к соглашению или когда характер жалобы таков, что обсуждение не является целесообразным, работник должен иметь право на рассмотрение своей жалобы одной или несколькими более высокими инстанциями в зависимости от характера жалобы, структуры и размера предприятия.

Для применения данного способа рекомендуется включать соответствующие условия в содержание трудовых договоров с работниками. Также работодатели могут заключать дополнительные соглашения к трудовым договорам.

 

  1. Урегулирование индивидуальных трудовых споров при помощи посредников (медиаторов)

 

Медиация (посредничество) — это путь к взаимоприемлемому соглашению, основанному на консенсусе между сторонами, при участии третьего лица (лиц). Процесс медиации построен на том, что стороны совместно выбирают лицо, которое берет на себя функции посредника (медиатора) и с помощью специальных техник организует между сторонами коммуникацию, содействуя в урегулировании спора.

Медиация направлена на учет интересов обеих сторон. Процесс медиации характеризуется тем, что именно стороны спора вырабатывают возможные варианты разрешения разногласия и заключают взаимоприемлемое соглашение по спору.

 

Важно! По общему правилу, медиатор не предлагает сторонам спора никаких «готовых» решений. Стороны сами должны найти пути решения их проблемы. Медиатор лишь организует коммуникацию. Но если сторонам требуется помощь в предложении вариантов урегулирования разногласий, то медиатор вправе их предложить с согласия сторон.

 

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон N 193-ФЗ). Одним из возможных вариантов урегулирования разногласий является приглашение сторонами профессионального медиатора, специализирующегося на разрешении именно социально-трудовых разногласий.

Проведение медиации возможно в случае, если стороны заключили об этом соглашение.

В Законе N 193-ФЗ регулируются условия применения медиации, принципы деятельности медиаторов, требования к ним и др.

В соответствии со ст. ст. 2, 7, 8, 12 данного Закона проведение медиации предполагает заключение следующих видов соглашений:

  1. о применении процедуры медиации — соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;
  2. о проведении процедуры медиации — соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;
  1. медиативное — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Таким образом, медиация:

— является альтернативным и добровольным способом урегулирования индивидуального спора;

— построена на организации коммуникации между сторонами спора при участии третьего лица;

— представляет собой переговоры сторон с участием посредника (медиатора);

— проводится независимым и беспристрастным посредником (посредниками), который совместно выбирается сторонами;

— позволяет сторонам при участии посредника вырабатывать решение (в форме соглашения) по спору и добровольно принимать обязательства по его исполнению.

Включать условие о проведении медиации (или других альтернативных способов урегулирования разногласий) в тексты трудовых договоров лучше до возникновения конфликтной ситуации.

Эффективность данного способа зависит от того, насколько профессионально медиатор сможет выявить в процессе медиации истинные потребности сторон, реальность принимаемых сторонами обязательств и вероятность их исполнения.

Если на стадии проведения переговоров с посредником противоречия сторон не были устранены по каким-то причинам или были устранены не в полном объеме, работник вправе в трехмесячный срок обратиться за защитой своих прав в КТС. Работодатель также вправе воспользоваться иными способами разрешения разногласий.

 

Важно! Работник вправе обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 385 ТК РФ). Однако пропущенный по уважительным причинам срок обращения может быть восстановлен КТС.

 

Досудебные и внесудебные способы разрешения индивидуальных трудовых споров

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ПУТЕМ ПЕРЕГОВОРОВ

РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ (КТС)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code