Управляющая организация (УО), обслуживающая многоквартирный дом, потребовала заключить с арендатором договор на размещение информационной конструкции

Вопрос: Организация арендует первый этаж многоквартирного дома под магазин. Над входом в него установлена вывеска, где указаны товарный знак, которым владеет организация, режим работы, ИНН и ОГРН организации. Управляющая организация (УО), обслуживающая многоквартирный дом, потребовала заключить с арендатором договор на размещение информационной конструкции. Правомерно ли требование УО?

 

Ответ: В п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 08.03.2015) (далее — Закон N 38-ФЗ) определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, то заключение соответствующего договора возможно только при наличии согласия указанных собственников, полученного в установленном ЖК РФ порядке. Такой договор заключается лицом, уполномоченным на это общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия названного договора обязательства сторон по нему прекращаются.

 

Примечание. Поскольку пользование общим имуществом многоквартирного дома без согласия собственников неправомерно, то арендатор должен в любом случае получить такое согласие.

 

Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от их типов и видов и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет.

Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков.

В то же время следует учитывать, что приведенная норма применима только к такому конструктивному объекту, который содержит рекламную, а не какую-либо иную информацию.

Согласно ст. 3 Закона N 38-ФЗ реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» было разъяснено, что при использовании данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается согласно обычаям делового оборота.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со ст. 495 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», ст. 18 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст. ст. 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 16 ст. 2, ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О лотереях», ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст. 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная согласно обычаям делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не означает признания этой информации рекламой.

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информация о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В Письме ФАС России от 23.07.2009 N АЦ/24234 «О разграничении понятий реклама и вывеска» было отмечено, что размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, может быть признано обычаем делового оборота.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации вывеска не является рекламой.

Вместе с тем размещение любых информационных конструкций на общем долевом имуществе (в частности, многоквартирном доме) независимо от информационного содержания — это использование имущества собственников многоквартирного дома.

На основании п. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В пп. 3 п. 2 ст. 44 ЖК РФ установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, являясь органом управления многоквартирным домом, принимает решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для этого предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции). Поэтому размещение вывески с информацией лицом, не являющимся собственником многоквартирного дома, возможно лишь с согласия собственников.

Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 06.06.2014 N Ф03-1390/2014 было отмечено, что отсутствие у спорных вывесок признаков рекламы не освобождает ответчика от обязанности оплатить пользование общим имуществом многоквартирного дома, необходимым для размещения указанных вывесок (учитывая их площадь и место размещения). Судами установлен и подтверждается материалами дела факт использования организацией общего имущества многоквартирного дома для размещения вывесок соответствующей площади без оплаты по ставкам, установленным собственниками помещений этого дома.

Следовательно, требование управляющей организации правомерно.

«Финансовая газета», 2015, N 35

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code