Интернет-торговля и торговый сбор

Введение нового налога — торгового сбора — породило у его потенциальных плательщиков много сомнений. В прошлом номере журнала анализировался вопрос о том, должна ли организация, действующая на территории Москвы и осуществляющая такой вид предпринимательской деятельности, как оптовая торговля со склада, вставать на учет в качестве плательщика торгового сбора <1>. Сегодня поговорим о другом виде деятельности — интернет-торговле.

———————————

<1> См. статью М.О. Денисовой «Торговля со склада и торговый сбор», N 8, 2015.

 

Немного теории

Глава 33 «Торговый сбор» НК РФ введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ. Статьей 4 Федерального закона N 382-ФЗ предусмотрено, что с 1 июля 2015 г. торговый сбор может быть введен в трех субъектах РФ — Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе.

Принимают решение о введении (невведении) названного сбора (кстати, он относится к местным налогам и сборам) представительные органы соответствующих муниципальных образований. В настоящее время воспользовались данным правом лишь московские законодатели (Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62). Принятие решения о введении торгового сбора в Санкт-Петербурге отложено до 2016 г. Ну а крымчане и вовсе не торопятся его вводить.

Представительным (законодательным) органам муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) дано право определять ставку сбора в пределах, установленных гл. 33 НК РФ, а также льготы, основания и порядок их применения.

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого образования.

Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее — объект осуществления торговли) для торговой деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала. В целях гл. 33 НК РФ к торговой деятельности относится торговля (п. 2 ст. 413 НК РФ):

1) через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) через объекты нестационарной торговой сети;

3) через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

К торговой деятельности приравнивается также деятельность по организации розничных рынков.

 

Подпадает ли интернет-торговля под обложение торговым сбором?

Из формулировок, содержащихся в гл. 33 НК РФ, не ясно, подпадает ли такой вид предпринимательской деятельности, как продажа товаров через интернет-магазин, под обложение торговым сбором. Трудность состоит в том, что ни Налоговым кодексом, ни Законом о торговле <2> не установлено определение интернет-торговли, но оно содержится в некоторых иных нормативных документах.

———————————

<2> Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, продажа товаров через Интернет относится к категории «Розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет)» (код 52.61.2).

Согласно п. п. 57, 80 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» <3> интернет-торговля — это форма электронной торговли, при которой ознакомление покупателя с товаром и условиями продажи, а также сообщение продавцу о намерении купить товар происходит посредством информационно-коммуникационной сети Интернет. Интернет-магазин — это часть торговой организации или торговая организация, предназначенная для предоставления покупателю посредством Интернета сведений, необходимых при совершении покупки, в том числе об ассортименте товаров, ценах, продавце, способах и условиях оплаты и доставки, для приема от покупателей посредством Интернета сообщений о намерении приобрести товары, а также для обеспечения возможности доставки товаров продавцом или его подрядчиком по указанному покупателем адресу либо до пункта самовывоза.

———————————

<3> Утвержден Приказом Госстандарта от 28.08.2013 N 582-ст.

 

Если обратиться к гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ, то она относит торговлю, осуществляемую через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети, к продаже товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (кстати, в отношении названного вида деятельности система налогообложения в виде ЕНВД применяться не может).

В силу п. п. 5, 6 ст. 2 Закона о торговле:

— стационарный торговый объект представляет собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;

— нестационарный торговый объект — временное сооружение или временная конструкция, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Таким образом, если читать нормы налогового законодательства буквально, можно прийти к выводу, что торговля по каталогам, представленным на интернет-сайте, не подпадает ни под один вид деятельности, облагаемой торговым сбором. Однако у экспертов в области налогообложения все же существуют сомнения на сей счет. В частности, Е.С. Григоренко (советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса) высказал мнение, что квалифицирующее значение в этом вопросе будет иметь использование при осуществлении торговли объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории муниципального образования, в котором введен торговый сбор (минимум один раз в течение квартала).

По его мнению, если интернет-торговля будет осуществляться путем отпуска товаров со склада (например, при самовывозе клиентами товара, заказ по которому оформлен с использованием Интернета, иной выдаче товара со склада), можно говорить, что торговый сбор к налогоплательщику должен быть применен (напомним, что вид предпринимательской деятельности «торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада» поименован в пп. 4 п. 2 ст. 413 НК РФ).

 

Примечание. Однозначно ответить на вопрос о том, подпадает ли интернет-торговля под обложение торговым сбором (с учетом многообразия форм такой торговли), в настоящее время не представляется возможным. Не исключено, что по данному вопросу появятся два диаметрально противоположных мнения.

 

Разъяснение Минфина

Как выяснилось, опасения экспертов были не случайны. В Письме Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730 сообщается, что торговля, осуществляемая путем доставки товаров, заказанных с использованием Интернета или по телефону, в целях гл. 33 НК РФ признается торговлей, осуществляемой путем отпуска товаров со склада (отметим, что это первые официальные разъяснения чиновников по данной теме). Под названной деятельностью в Письме понимается осуществление торговли с использованием доставки курьером или почтой товаров, выбранных и заказанных с использованием Интернета или по телефону. Причем доставка товаров может осуществляться как из объекта торговой сети, так и со склада. Чиновники пояснили: если при осуществлении торговли с использованием доставки товаров невозможно определить площадь торгового объекта, из которого осуществляется доставка товаров, — помещения, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, то такой вид деятельности не является торговой деятельностью в виде торговли через объекты торговой сети.

 

Соответствует ли вывод чиновников нормам налогового законодательства?

Попытаемся посмотреть на обозначенный вопрос под разными углами. Действительно, торговля через интернет-магазин предполагает, как правило, наличие у организации складского (иного) помещения для хранения товаров. Отпуск товаров покупателям может осуществляться непосредственно из него. В этом случае считаем, что применение положений пп. 4 п. 2 ст. 413 НК РФ оправданно.

Но могут использоваться и иные способы торговли — доставка товаров, заказанных через Интернет, до покупателей посредством курьера:

— с собственного склада торговой организации;

— со складов поставщиков.

По нашему мнению, в первом из названных случаев однозначно утверждать, что в описанной ситуации применимо положение комментируемой нормы, нельзя, поскольку фактически отпуск товаров со склада покупателю не происходит, а налоговое законодательство не раскрывает понятие «торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада». Поэтому не исключено, что по данному вопросу появятся две диаметрально противоположные точки зрения.

Что касается второго варианта, предполагаем, что споров здесь возникнуть не должно: интернет-магазин, не имеющий собственных складов, не обязан уплачивать торговый сбор, если он введен на соответствующей территории. Нет объекта осуществления торговли, а значит, и объекта налогообложения (факта использования такого объекта).

 

А что на практике?

Итак, в настоящее время торговый сбор введен только на территории Москвы. Однако, как мы выяснили ранее (читайте прошлый номер журнала), организации, осуществляющие на территории Москвы торговлю товарами путем отпуска их со склада, не должны вставать на учет в качестве плательщика торгового сбора ввиду неопределенности норм федерального и регионального законодательства. Таким образом, в 2015 г. организации, осуществляющие продажу товаров через интернет-магазины, независимо от того, каким способом организованы продажи (путем самовывоза товара со склада организации, посредством доставки товара через курьера), не будут плательщиками торгового сбора.

 

Делаем выводы

Безусловно, нормы федерального законодательства, устанавливающие случаи и порядок взимания торгового сбора на территории РФ, в настоящее время являются «сырыми». Не хватает четких определений и понятий, характеризующих тот или иной вид торговой деятельности, с учетом их многообразия. Московский Закон, в котором названы ставки сбора, также не добавляет ясности. Можем лишь констатировать, что в этом году интернет-магазины, функционирующие на территории Москвы, не подпадают по действие положений гл. 33 НК РФ. Что будет далее? Как говорится, поживем — увидим.

С.В.Тяпухин
«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code