Глава 3. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения, то есть у него возникает общая, обусловленная самим законом способность иметь гражданские права и нести обязанности в силу самого факта рождения. Для того чтобы считать юридическое лицо возникшим, существующим, требуется осуществить определенную процедуру его создания.

Юридическое лицо создается по инициативе граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые решили совместными усилиями образовать организацию с целью осуществления каких-то видов деятельности, получения товаров, производства работ, оказания услуг. В случае учреждения юридического лица одним лицом (хозяйственного общества, частного, муниципального или государственного учреждения) решение о его создании принимается этим лицом единолично. Для создания юридического лица двумя или более учредителями решение принимается всеми учредителями единогласно. С целью формирования (складочного) капитала создаваемого юридического лица одним из его учредителей либо лицом, выбранным (назначенным) в соответствии с учредительными документами юридического лица в качестве его органа, заключается договор накопительного счета (860.17, 860.22 проекта ГК РФ).

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Поскольку данные государственной регистрации включены в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления, постольку лицо, полагающееся на эти данные, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо, представившее в реестр недостоверные данные, обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота.

На уполномоченный государственный орган возлагается обязанность провести проверку достоверности данных, включаемых в реестр, до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ.

Возложение на регистрационный орган обязанности по проверке достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, должно поставить преграду созданию фирм-однодневок, служащих проведению незаконных сделок и других неправомерных действий.

 

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

 

Государственная регистрация юридического лица может быть признана недействительной судом в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации, внесением в ЕГРЮЛ незаконных или недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного Законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

 

Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в Единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

 

Обновленные нормы ГК РФ показывают, что при сохранении регистрационного, заявительного порядка создания юридического лица роль и ответственность уполномоченных государственных органов за достоверность сведений Единого государственного реестра юридических лиц возрастает. Орган госрегистрации в случаях и порядке, предусмотренных Законом о государственной регистрации юридических лиц, обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ. Заинтересованные лица (их предстоит определить в законе) вправе направить в уполномоченный орган возражения, которые он обязан рассмотреть и принять соответствующие решения. Таким образом, орган госрегистрации выступает в качестве лица, которое защищает права участников гражданского оборота и несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение названных правил наряду с ответственностью юридического лица, не представившего, или несвоевременно представившего, или представившего недостоверные данные о нем в ЕГРЮЛ.

Юридическое лицо действует на основе устава, который утверждается его учредителями (участниками). В уставе должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и в уставе других организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. В уставе некоммерческой организации, осуществляющей также приносящую доход деятельность, должны быть определены виды такой деятельности, соответствующие целям ее создания и ее основной деятельности.

 

Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица (п. 5 ст. 52 ГК РФ).

 

При ныне существующем порядке создания юридических лиц нет необходимости говорить о разной степени участия органа государственной власти или органа местного самоуправления в процессе создания юридического лица: распорядительном, разрешительном или нормативно-явочном порядках. Юридическое лицо создается в результате ряда последовательных, определенных законом действий учредителя, являющегося обычно собственником или собственниками имущества, вносимого в качестве вклада, или участников (членов) будущего юридического лица. Какие правовые формы приобретает процесс создания конкретного юридического лица, устанавливается в федеральных законах, регулирующих те или иные его организационно-правовые формы.

Правоспособность юридического лица и компетенция его органов возникает в момент его создания, т.е. с момента внесения записей в ЕГРЮЛ, и с этой даты он вправе иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Представляется, что в новой редакции Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц органам госрегистрации должна быть предоставлена возможность контролировать начало деятельности вновь созданного юридического лица в течение первого года, удостоверяясь, что оно действительно создано для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а не для вида. Подобная норма позволила бы на практике реализовать уже существующее в законе правило об исключении из ЕГРЮЛ не представляющих финансовую отчетность и не осуществляющих операций хотя бы по одному из банковских счетов.

В ГК РФ нет понятия реорганизации юридического лица. Представление о ней можно получить, сопоставив п. 1 ст. 57 ГК РФ с п. 1 ст. 61.

 

Ликвидация юридического лица традиционно рассматривается как прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

 

Определение ликвидации юридического лица в сопоставлении с его реорганизацией позволяет рассматривать реорганизацию и ликвидацию как формы прекращения юридического лица <1>. Пункт 3 ст. 49 ГК РФ говорит не о прекращении юридического лица, а о прекращении правоспособности юридического лица в момент внесения записи об этом в ЕГРЮЛ. В случае такого способа реорганизации юридического лица, как выделение, нет прекращения юридического лица, более того, возникает одно или несколько других юридических лиц. В других способах реорганизации происходит прекращение ранее действующих субъектов права, но не прекращается его деятельность, в том или ином качестве она осуществляется другим юридическим лицом. В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает существование в дальнейшем имущественных и личных неимущественных прав, имущественных комплексов в сокращенном или в укрупненном виде.

———————————

<1> Гражданское право / Под ред. В.П. Мозолина. Т. 1. С. 163 (автор — Козина Е.А.).

 

Реорганизация юридических лиц является одним из способов реструктуризации экономики. Она позволяет придать народному хозяйству в целом оптимальную структуру, объединяя или разделяя те или иные экономические единицы, выбирая наиболее эффективную в данных хозяйственных условиях организационно-правовую форму юридического лица. Не случайно, что согласно абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных форм реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), также реорганизация с участием более чем двух юридических лиц, в том числе относящихся к различным организационно-правовым формам. Ограничения на такую реорганизацию юридических лиц устанавливает ГК РФ. Не допускается преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и некоммерческих в коммерческие, за исключением случаев реорганизации унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих корпораций, кроме общественных организаций, а также иных случаев, предусмотренных законом. Особенности реорганизации кредитных организаций определяются законами о кредитных организациях.

Реорганизация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции»). Если учредители (участники) юридического лица не осуществляют реорганизацию в срок, определенный решением уполномоченного государственного органа, суд по иску этого органа назначает арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. Арбитражный управляющий составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с уставами возникших в результате реорганизации юридических лиц. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Передаточный акт, составленный при всех формах реорганизации юридического лица (ранее существовал разделительный баланс), должен содержать положения о правопреемстве в отношении всех прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества, с возникновением (изменением, прекращением) прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации, и представляется вместе с уставами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в уставы существующих юридических лиц.

Юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган госрегистрации о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.

Далее, реорганизуемое юридическое лицо дважды с периодичностью в один месяц помещает в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации.

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первоначального уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Такое требование может быть предъявлено кредиторами не позднее 30 дней после даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица или имеются доказательства о недобросовестности распределения активов и обязательства реорганизуемых юридических лиц, вновь созданные юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (ст. 60 ГК РФ).

Ныне решение о реорганизации может быть признано недействительным по требованию участников юридического лица судом, при этом признание судом недействительным решения о реорганизации не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом. Участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против решения о реорганизации, возмещаются убытки (ст. 60.1 ГК РФ).

В случае признания судом реорганизации корпорации несостоявшейся восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением вновь созданных юридических лиц, о чем делается соответствующая запись в ЕГРЮЛ, сделки вновь созданных юридических лиц, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц и другие последствия, предусмотренные в ст. 60.2 ГК РФ.

Приведенное выше традиционное определение ликвидации как прекращения юридического лица без перехода его прав и обязанностей другим лицам в порядке универсального правопреемства не совсем точно, так как и при ликвидации юридического лица происходит передача его прав его кредиторам, правда, по другой процедуре. Ликвидация может совершаться добровольно по решению его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительным документом.

 

Ликвидация юридического лица означает полное его прекращение как субъекта гражданского права, а предусмотренный ГК РФ порядок ликвидации заключается в поэтапном выявлении его кредиторов и должников и удовлетворении их требований и выплате долга.

 

Юридическое лицо может ликвидироваться с истечением срока, на который оно создано, при достижении цели, ради которой оно создавалось, либо обнаружившейся практической нецелесообразности деятельности данного юридического лица.

Особую юридическую остроту приобретает принудительная ликвидация юридического лица по решению суда в случае:

— признания государственной регистрации юридического лица недействительной;

— осуществления деятельности без надлежащего разрешения (ликвидации) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

— осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

— систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций (п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Юридические лица, указанные в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и порядке, которые предусмотрены этим законодательством. Юридическое лицо, признанное судом неспособным в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть ликвидировано путем осуществления конкурсного производства в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, когда ГК РФ или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

 

Банкротство юридического лица является специальным способом ликвидации юридического лица, имеющим правовое регулирование в виде Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» и гл. 28 АПК РФ «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)».

 

Юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев не представило документы налоговой отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 64.2 ГК РФ).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. К этой комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица, от имени которого она выступает в суде.

Ликвидация юридического лица происходит в следующем порядке. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, в течение 3-х рабочих дней письменно сообщают в орган госрегистрации об этом для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Ликвидационная комиссия помещает в средствах массовой информации сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выполнению и письменно сообщает о ликвидации юридического лица, также ею проводится работа по взысканию дебиторской задолженности с должников ликвидируемого юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах его рассмотрения. Этот баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

 

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица ликвидация прекращается, а требования кредиторов при возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

 

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредитора, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с торгов, за исключением объектов, цена которых в соответствии с промежуточным ликвидационном балансом не превышает 100 тыс. рублей.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в следующей очередности:

— в первую очередь производятся расчеты по требованию граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо имеет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной собственности;

— в третью очередь удовлетворяются требования других кредиторов.

При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением предпринимательской или иной профессиональной деятельности (абз. 7 п. 1 ст. 64 ГК РФ).

 

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

 

Погашенными при ликвидации юридического лица считаются требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, не признанные ликвидационной комиссией и не оспоренные кредиторами в суде, а также требования, в удовлетворении которых решением суда отказано (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ).

 

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

 

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц.

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6   Часть 7   Часть 8    Часть 9   Часть 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code