ЭТАП 11. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, СОЗДАВАЕМОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

11.1. Подача документов в налоговый орган для государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования

 

Основные применимые нормы:

— ст. ст. 57, 59 ГК РФ;

— п. 3 ст. 333.18, пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ;

— ст. ст. 49, 60 ГК РФ;

— ст. ст. 7.1, 8, 9, 11, 14, 15 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ);

— ст. 56 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО);

— ст. 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон N 210-ФЗ);

— письмо ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@ «О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ» (далее — письмо ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@);

— Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н (далее — Административный регламент);

— Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);

— Приказ ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей» (далее — Приказ ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@);

— письмо ФНС России от 21.06.2013 N ПА-4-6/11289@ «О вступлении в силу Приказов ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ и от 13 ноября 2012 года N ММВ-7-6/843@» (далее — письмо ФНС России от 21.06.2013 N ПА-4-6/11289@);

— Приказ ФСФР России от 09.07.2013 N 13-57/пз-н «Об утверждении Требований к форме документа, подтверждающего присвоение выпуску акций, подлежащих размещению при реорганизации, государственного регистрационного номера или идентификационного номера в случае, если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество» (далее — Требования, утвержденные Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-57/пз-н);

— Приказ ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н «Об утверждении Требований к форме документа, подтверждающего внесение изменений в решение о выпуске облигаций в части замены эмитента в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент облигаций и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по облигациям передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения» (далее — Требования, утвержденные Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н);

— п. 38 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ, утвержденных Приказом Минюста России от 15.03.2000 N 91 (далее — Методические рекомендации N 91);

— ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (далее — Основы законодательства РФ о нотариате).

 

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, допускается не ранее истечения срока для обжалования решения о реорганизации. Указанный срок составляет три месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иное не установлено законом (п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н утвержден Административный регламент в соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона N 210-ФЗ.

Согласно п. 13 Административного регламента услуга носит следующее наименование: государственная услуга по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Следует отметить, что это наименование уточняется в зависимости от процедуры, которую осуществляет регистрирующий орган. В настоящем этапе Путеводителя речь идет о государственной услуге по государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (далее — государственная услуга).

Указанный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) структурных подразделений инспекций ФНС России, определяет порядок взаимодействия между ними, их должностными лицами, порядок взаимодействия инспекций с органами государственной власти и иными органами, физическими и юридическими лицами при предоставлении государственной услуги (п. 1 Административного регламента).

 

Документы, представляемые для регистрации общества

В соответствии со ст. 14 Закона N 129-ФЗ, п. п. 20, 46.1 Административного регламента в регистрирующий орган представляются следующие документы.

  1. Заявление о государственной регистрации по форме N Р12001.

Подробнее

Согласно абз. 1 п. 38 Административного регламента заявление представляется в инспекцию по форме, соответствующей требованиям Закона N 129-ФЗ, т.е. по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Общие требования к оформлению документов, подаваемых в регистрирующий орган, установлены разд. I Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

К оформлению документов предъявляются, в частности, следующие требования:

— форма заявления, уведомления или сообщения (далее — заявление) заполняется с использованием программного обеспечения либо от руки;

— не допускается наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок);

— незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого в регистрирующий орган заявления не включаются;

— после заполнения необходимых листов формы заявления и его комплектования проставляется сквозная нумерация страниц в поле «Стр.», расположенном в верхней части листа формы заявления. Показатель номера страницы, имеющий три ячейки, записывается следующим образом: для первой страницы — 001, для, например, шестнадцатой — 016;

— при распечатывании формы заявления для заполнения от руки или уже заполненной с использованием программного обеспечения отражение информации об утверждении формы (в верхнем правом углу первого листа формы заявления) не требуется;

— цвет шрифта заявления, подготовленного с использованием программного обеспечения, при распечатывании на принтере должен быть черного цвета;

— при распечатывании заявления на принтере допускается отсутствие обрамления для заполненных и незаполненных знако-мест. Изменение расположения полей и размеров знако-мест не допускается;

— форма заявления может заполняться с использованием программного обеспечения, предусматривающего вывод на страницах заявления двумерного штрихкода при распечатывании;

— не допускается двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством.

По вопросу заполнения текстовых полей заявления см. п. п. 1.1 — 1.9 разд. I Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Требования к оформлению заявления о государственной регистрации по форме N Р12001 установлены разд. III Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

 

Обратите внимание!

Раздел 5 «Сведения о записи о начале процедуры реорганизации, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении реорганизуемого юридического лица» листа А заявления по форме N Р12001 заполняется в отношении юридических лиц, решение о реорганизации которых принято после 30 декабря 2008 г. (п. 3.8.5 разд. III Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

Листы Б, В, Г, Д, Е заявления не заполняются, если в результате реорганизации создается акционерное общество (п. 3.14 разд. III Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

Лист Ж заполняется в отношении каждого физического лица, обладающего правом действовать без доверенности от имени юридического лица (п. 3.15 разд. III Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

 

Формы заявлений, используемых при предоставлении государственной услуги, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах ФНС России, управлений ФНС России по субъектам РФ и на едином портале государственных и муниципальных услуг (абз. 1 п. 39 Административного регламента). Образцы оформления указанных заявлений размещаются на информационных стендах в помещении инспекции (абз. 2 п. 39 Административного регламента).

 

Заявитель при государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования

Согласно п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Аналогичный перечень содержится в п. 2 Административного регламента.

В соответствии с разд. 1 стр. 1 листа О «Сведения о заявителе» заявления о государственной регистрации по форме N Р12001 заявителем может являться:

1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации;

2) иное лицо, действующее без доверенности от имени юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации;

3) лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

 

Обратите внимание!

Если функции единоличного исполнительного органа общества выполняет управляющая организация, то на листе О «Сведения о заявителе» заявления по форме N Р12001 в разд. 1 «Заявителем является» в поле, состоящем из одного знако-места, проставляется цифровое значение 3 и заполняются разд. 2 — 4 данного листа (пп. 3.22.2 разд. III Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

В разд. 4 листа О заявитель собственноручно указывает свою фамилию, имя, отчество (при наличии). В соответствующей строке этого листа он ставит подпись, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пп. 2.20.5 разд. II, пп. 3.22.4 разд. III Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

 

Подлинность подписи лица на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, абз. 1 п. 38 Административного регламента). При свидетельствовании в соответствии со ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает их личность и полномочия на право подписи (п. 38 Методических рекомендаций N 91). В подтверждение полномочий нотариусу, в частности, представляются:

— приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица;

— устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке;

— свидетельство о регистрации юридического лица;

— в необходимых случаях — доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.

Следует отметить, что Законом N 129-ФЗ предусмотрена возможность выбора заявителем способа получения документов из регистрирующего органа. Пунктом 3 ст. 11 указанного Закона установлено, что документ, подтверждающий внесение записи в государственный реестр, выдается заявителю в соответствии с указанным в заявлении способом получения. В разд. 4 листа О заявления по форме N Р12001 в поле, состоящем из одного знако-места, проставляется соответствующее цифровое обозначение способа выдачи (направления) документов, которые подтверждают внесение записи в ЕГРЮЛ, или решения об отказе в государственной регистрации (абз. 2 пп. 2.20.5 разд. II, пп. 3.22.4 разд. III Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

 

  1. Устав юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением).

Подробнее

Если документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре (п. «б» п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ, п. 20 Административного регламента).

 

СИТУАЦИЯ: Как использование типового устава повлияет на деятельность общества?

Ответ: Использование типового устава упростит государственную регистрацию создаваемого общества, а также дальнейшее изменение сведений о нем.

Вместе с тем в данный устав нельзя включить собственные положения.

Обоснование: Если создаваемое общество применяет типовой устав, то подтверждать его соответствие законодательству РФ не требуется (пп. «а» п. 5, п. 7 ст. 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ).

Кроме того, в указанном уставе не приводятся индивидуализирующие сведения, такие как фирменное наименование, место нахождения, размер уставного капитала общества. Данная информация содержится в ЕГРЮЛ (пп. «б» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ). В связи с этим при изменении таких сведений не нужно вносить поправки в устав общества.

В случае необходимости участники могут в любой момент утвердить собственный устав (пп. «д» п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ).

 

  1. Передаточный акт (в случае его составления).

Подробнее

Передаточный акт в случае его составления должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Он утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляется вместе с уставом для государственной регистрации. Непредставление вместе с уставом передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица являются основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 59 ГК РФ).

 

  1. Документ, подтверждающий присвоение выпуску акций государственного регистрационного номера (если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество).

Подробнее

Таким документом является заверенная реорганизуемым юридическим лицом или нотариусом копия решения о выпуске акций (с государственным регистрационным номером выпуска и отметкой о его регистрации), подлежащих размещению при реорганизации в форме преобразования, с государственным регистрационным номером выпуска и отметкой о его регистрации и указанием, что решение о государственной регистрации выпуска акций вступает в силу с даты государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации (п. 2.1 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-57/пз-н).

 

  1. Документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент названных эмиссионных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается.

Подробнее

В соответствии с п. 1.1 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н, данный документ представляется в составе документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, если реорганизация эмитента облигаций осуществляется в форме преобразования, все обязательства по облигациям определенного выпуска переходят к одному правопреемнику и организационно-правовая форма правопреемника дает ему право осуществлять эмиссию облигаций.

В случае внесения изменений в решение о выпуске облигаций таким документом является заверенная эмитентом облигаций или нотариусом копия изменений в решение о выпуске облигаций (с отметкой об их регистрации) и указанием о том, что такие изменения в части замены эмитента облигаций на его правопреемника вступают в силу с даты завершения реорганизации эмитента облигаций (п. 2.1 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).

При внесении изменений в решение о выпуске биржевых облигаций таким документом является заверенная эмитентом биржевых облигаций или нотариусом копия изменений в соответствующее решение с отметкой об их утверждении биржей, присвоившей выпуску биржевых облигаций идентификационный номер, и указанием, что такие изменения в части замены эмитента биржевых облигаций на его правопреемника вступают в силу с даты завершения реорганизации эмитента биржевых облигаций (п. 2.2 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).

 

  1. Документ об уплате государственной пошлины.

Подробнее

За государственную регистрацию общества уплачивается государственная пошлина в размере 4000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, п. п. 52, 53 Административного регламента).

 

Обратите внимание!

Согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ для подтверждения факта уплаты государственной пошлины может быть использована информация, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), предусмотренной Законом N 210-ФЗ. При наличии такой информации дополнительного подтверждения уплаты государственной пошлины не требуется.

Если заявитель не представил документ об уплате государственной пошлины, то его представляет Казначейство России путем размещения этого документа (содержащихся в нем сведений) в ГИС ГМП (п. 46.1 Административного регламента).

 

  1. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Подробнее

В случае если указанный документ не представлен заявителем, то он (содержащиеся в нем сведения) представляется в регистрирующий орган по его межведомственному запросу соответствующим территориальным органом ПФР в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ (пп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ), п. 41 Административного регламента). Непредставление заявителем указанного документа не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (п. 40 Административного регламента).

 

С 01.07.2011 представлять в регистрирующий орган в составе документов решение о реорганизации не требуется (пп. «б» п. 5 ст. 31 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).

 

Обратите внимание!

Регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя (п. 47 Административного регламента):

— представления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

— представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, за исключением документов, указанных в ч. 6 ст. 7 Закона N 210-ФЗ.

Следует отметить, что на практике налоговый орган может запросить дополнительные документы:

— перечень кредиторов и сумм задолженностей;

— гарантийные письма в отношении адреса места нахождения создаваемого юридического лица и копию свидетельства о праве собственности на помещение, которое указано в качестве места нахождения создаваемого общества;

— копии публикаций в «Вестнике государственной регистрации».

Представление перечисленных документов не является обязательным, но в этой ситуации существует риск отказа налоговым органом в регистрации создаваемого общества.

Некоторые налоговые органы требуют документ, подтверждающий оплату копии устава.

 

Место подачи документов на государственную регистрацию

Документы подаются в регистрирующий орган по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого общества (п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ). Пунктом 1 ст. 15 Закона N 129-ФЗ и п. 20 Административного регламента установлено, что государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.

 

Порядок представления документов на государственную регистрацию

Документы в регистрирующий орган могут быть (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 37 Административного регламента):

— направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

— представлены непосредственно;

— направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (порядок такого направления утвержден Приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@);

— представлены через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление может быть представлено одним из следующих лиц (п. 37 Административного регламента):

— заявителем;

— лицом, действующим от имени заявителя на основании нотариально заверенной доверенности (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации признается день их получения регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, абз. 4 п. 16 Административного регламента).

 

Прием и регистрация представленных в регистрирующий орган документов

Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации документов является получение регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения, представленных непосредственно либо через многофункциональный центр или направленных в форме электронных документов, которые подписаны электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, например, через единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 65 Административного регламента).

Специалист, ответственный за прием и регистрацию документов, осуществляет их регистрацию, присваивая им входящий номер с указанием даты поступления, и оформляет расписку в получении (далее — расписка). Расписка составляется в двух экземплярах: первый выдается (направляется) заявителю, второй приобщается к представленным в инспекцию документам (п. 66 Административного регламента).

 

Порядок выдачи расписки

  1. В день получения документов от заявителя либо его представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности (копии), регистрирующий орган выдает соответствующему лицу расписку с указанием перечня документов и даты их получения (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). В п. 67 Административного регламента уточняется, что в день получения документов расписка выдается заявителю в том случае, если документы представлены в регистрирующий орган непосредственно заявителем.
  2. Если заявитель либо его представитель, действующий на основании нотариально заверенной доверенности (копии), подает документы через многофункциональный центр, расписка выдается этим центром при условии, что заявитель не указал иного способа получения (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 67 Административного регламента).
  3. Если документы представляются в регистрирующий орган с использованием почтовой связи, расписка направляется по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, с уведомлением о вручении при условии, что заявитель выбрал такой способ получения расписки (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 68 Административного регламента).
  4. При поступлении в регистрирующий орган документов в электронной форме, переданных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 69 Административного регламента).

 

Обратите внимание!

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют (п. 48 Административного регламента).

 

Информирование о представлении в регистрирующий орган документов

Согласно п. 4 ст. 51 ГК РФ регистрирующий орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом N 129-ФЗ, обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ.

Информация о факте представления документов в регистрирующий орган размещается на официальном сайте данного органа не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

 

Направление возражений относительно предстоящей государственной регистрации

Физическое лицо согласно п. 6 ст. 9 Закона N 129-ФЗ вправе направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ с указанием своих паспортных данных или в соответствии с законодательством РФ данных иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии).

Подробнее

Возражение может быть представлено в регистрирующий орган непосредственно, направлено почтовым отправлением или в форме электронного документа, заверенного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи физического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

 

Следует отметить, что получение регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ является основанием для отказа в государственной регистрации (пп. «л» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ).

 

Формирование и направление межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги

Основанием для начала административной процедуры по формированию и направлению межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги, является получение представленных в регистрирующий орган документов специалистом, ответственным за выполнение данной процедуры (п. 72 Административного регламента).

 

Обратите внимание!

Согласно п. 73 Административного регламента формирование и направление межведомственного запроса осуществляется в случае непредставления заявителем в регистрирующий орган одного из документов, предусмотренных п. п. 41, 46.1 указанного Регламента.

Если такие документы представлены заявителем по собственной инициативе, они передаются специалисту, ответственному за их рассмотрение, межведомственный запрос не направляется (п. 75 Административного регламента).

 

Порядок формирования и направления межведомственного запроса установлен п. п. 73, 74 Административного регламента.

После направления межведомственного запроса представленные в регистрирующий орган документы передаются специалисту, ответственному за их рассмотрение (п. 74 Административного регламента).

 

Рассмотрение представленных документов, принятие решения о государственной регистрации и внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ

Основанием для начала административной процедуры по рассмотрению представленных в регистрирующий орган документов и принятию решения о государственной регистрации либо об отказе в ней является получение указанных документов специалистом, ответственным за их рассмотрение (п. 77 Административного регламента).

  1. Проверка представленных документов на наличие (отсутствие) оснований для отказа в госрегистрации (п. 78 Административного регламента), а также проверка достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 51 ГК РФ).

Подробнее

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, определенных Законом N 129-ФЗ (п. 5 ст. 51 ГК РФ).

В госрегистрации реорганизации может быть отказано по следующим основаниям (пп. «а» — «д», «ж», «з», «к» — «р» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ):

— заявитель не представил определенные Законом N 129-ФЗ документы, за исключением предусмотренных федеральным законодательством случаев направления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа;

— документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган;

— документы представлены для внесения в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, в которой участвует юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, или юридическое лицо, в отношении которого принято решение о его ликвидации;

— документы представлены для государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, или для государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в процессе ликвидации;

— не соблюдена нотариальная форма представляемых документов, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

— заявление о государственной регистрации подписано неуполномоченным лицом;

— наименование юридического лица не соответствует требованиям федерального законодательства;

— имеются сведения о невыполнении требований, предусмотренных пп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ;

— регистрирующим органом получены возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

— сведения об удостоверяющем личность гражданина РФ документе, указанные в заявлении о государственной регистрации, не соответствуют сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

— физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, и такой срок не истек;

— физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), дисквалифицировано в связи со вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении, и срок данного административного наказания не истек;

— индивидуальный предприниматель, являющийся управляющим юридического лица, дисквалифицирован в связи со вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении, и срок данного административного наказания не истек;

— регистрирующий орган располагает подтвержденной информацией недостоверности содержащихся в представленных документах сведений, предусмотренных пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ;

— в регистрирующий орган поступил судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.

Что касается последнего пункта, то согласно буквальному толкованию нормы отказ в государственной регистрации возможен только в случае, если соответствующие акты поступят в регистрирующий орган в период с момента начала течения срока, установленного для государственной регистрации, и до внесения записи в ЕГРЮЛ или принятия решения об отказе в государственной регистрации.

Вместе с тем установленное ограничение не должно применяться в той части, согласно которой указанные акты должны поступить в течение срока, предусмотренного для государственной регистрации, если судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий, поступит в данный орган до момента подачи обществом документов на государственную регистрацию.

Основанием для такого вывода может служить то, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ, а постановление судебного пристава-исполнителя согласно ч. 4 ст. 14 Закона об исполнительном производстве подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении.

Обжалование решения о госрегистрации (об отказе в госрегистрации) осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VIII.1 Закона N 129-ФЗ.

В случае незаконного отказа в госрегистрации юридического лица, уклонения от госрегистрации, включения в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушения порядка госрегистрации, предусмотренного Законом N 129-ФЗ, причиненные по вине уполномоченного государственного органа убытки возмещаются за счет казны РФ (п. 7 ст. 51 ГК РФ).

 

СИТУАЦИЯ: Как будет осуществляться государственная регистрация юридических лиц после вступления в силу с 01.01.2016 отдельных норм Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ?

Ответ: В настоящее время ст. 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган:

— не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (кроме заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ);

— не вправе требовать представить другие документы помимо установленных данным Законом (п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

С 01.01.2016 в соответствии с пп. «в» п. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ регистрирующий орган будет уполномочен провести проверку и приостановить регистрацию в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности представленных сведений.

В рамках такой проверки регистрирующий орган получит право:

— изучить имеющиеся документы и сведения, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем;

— получить необходимые объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

— получить справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

— провести осмотр объектов недвижимости;

— привлечь для участия в проведении проверки специалиста или эксперта.

Регистрирующий орган сможет также внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице (в том числе об адресе, руководителе, участнике юридического лица) (пп. «б» п. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ; п. 2 письма ФНС России от 27.03.2015 N СА-4-14/5039@).

Кроме того, с 01.01.2016 предусмотрены новые основания для отказа в государственной регистрации (п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ):

а) указание в качестве участника общества лица, имеющего право без доверенности действовать от имени общества, либо лица, которое ранее было задействовано в деятельности юридического лица, нарушившего законодательство;

б) несоблюдение порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, обязательных для осуществления государственной регистрации.

 

  1. Подготовка проекта решения (п. 78 Административного регламента).

Подробнее

Если основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют, подготавливается проект решения о государственной регистрации по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/180@ «Об утверждении формы «Решение о государственной регистрации».

Если по результатам проведенной проверки выявлено наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, то подготавливается проект решения об отказе в государственной регистрации. Данный проект должен содержать основания отказа со ссылкой на соответствующую норму Закона N 129-ФЗ.

 

  1. Подписание проекта решения (п. 79 Административного регламента).

Подробнее

Проект решения о государственной регистрации направляется на подпись руководителю регистрирующего органа либо должностному лицу, уполномоченному принимать решение о государственной регистрации.

 

  1. Внесение записи в ЕГРЮЛ (п. 80 Административного регламента).

Подробнее

Решение о государственной регистрации, подписанное руководителем регистрирующего органа либо уполномоченным должностным лицом, и представленные в инспекцию документы передаются для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Юридическое лицо, реорганизованное в форме преобразования, считается прекратившим деятельность.

Данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51 ГК РФ).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

После внесения в ЕГРЮЛ записи решение о государственной регистрации и представленные в инспекцию документы передаются специалисту, ответственному за подготовку и оформление документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги.

 

Обратите внимание!

Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (п. 6 ст. 51 ГК РФ).

 

Подготовка и оформление документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

Основанием для начала административной процедуры по подготовке и оформлению указанных документов является получение специалистом, ответственным за выполнение данной процедуры, решения о государственной регистрации, а также представленных в инспекцию документов (п. 83 Административного регламента).

Согласно п. 84 Административного регламента должны быть оформлены:

— документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ;

Подробнее

Документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования, является свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51003 с прилагаемым к нему листом записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме N Р50007 (п. п. 1, 3 Приказа ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@, п. 3 письма ФНС России от 21.06.2013 N ПА-4-6/11289@).

 

— выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения, внесенные соответствующей записью;

— один экземпляр устава юридического лица, на котором проставляется отметка регистрирующего органа.

Документы, являющиеся результатом предоставления государственной услуги, передаются специалисту, ответственному за их выдачу (направление) заявителю (абз. 5 п. 84 Административного регламента).

 

Выдача (направление) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

Основанием для начала административной процедуры по выдаче (направлению) указанных документов является их получение специалистом, ответственным за выдачу (направление) (п. 86 Административного регламента).

Не позднее одного рабочего дня с даты государственной регистрации регистрирующий орган передает документ, подтверждающий внесение записи в государственный реестр, заявителю либо его представителю, предъявившему нотариально удостоверенную доверенность (копию), в соответствии с указанным в заявлении способом получения (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, абз. 6 п. 16 Административного регламента).

Подробнее

Если заявителем способ получения документов не указан, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, по указанному заявителем почтовому адресу (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

 

Пунктом 87 Административного регламента уточняется, что при непосредственном обращении заявителя (его представителя) в регистрирующий орган за получением документов ему выдаются:

— документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ;

Подробнее

Документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования, является свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51003 с прилагаемым к нему листом записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме N Р50007 (п. п. 1, 3 Приказа ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@, п. 3 письма ФНС России от 21.06.2013 N ПА-4-6/11289@).

 

— один экземпляр устава юридического лица с отметкой регистрирующего органа (п. 15 Административного регламента).

Если документы, являющиеся результатом предоставления государственной услуги, не истребованы в день, указанный при их приеме, они передаются в структурное подразделение регистрирующего органа, осуществляющее отправку почтовой корреспонденции, для направления заявителю почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения и уведомлением о вручении (п. 88 Административного регламента).

В случае подачи заявителем документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в многофункциональный центр. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

При поступлении в регистрирующий орган документов в электронной форме, подписанных электронной подписью, переданных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан по соответствующему запросу представить заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

Если в заявлении о госрегистрации указан адрес электронной почты юридического лица, то документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, будет направляться по этому адресу в электронном виде (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

Пунктом 89 Административного регламента уточняется, что помимо документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, заявителю в этом случае направляется один экземпляр устава юридического лица с отметкой регистрирующего органа.

 

Срок государственной регистрации общества, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования

Не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Подробнее

Данный срок установлен п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ и абз. 1 п. 16 Административного регламента.

 

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр данных о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

 

Обратите внимание!

Государственная регистрация общества при его реорганизации может быть признана недействительной. По вопросу о том, что является основанием для признания такой регистрации недействительной, см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация общества с ограниченной ответственностью

Решение регистрирующего органа о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с реорганизацией признается недействительным, если решение, на основании которого произведена реорганизация, принято неуполномоченным лицом. Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация общества с ограниченной ответственностью

Дополнительно следует отметить, что признание недействительными записей в ЕГРЮЛ о реорганизации ООО в форме преобразования и о создании нового юридического лица влечет прекращение деятельности последнего и восстановление ООО в качестве действующего юридического лица. Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация общества с ограниченной ответственностью

 

Последствия государственной регистрации общества на основании недостоверных сведений

Следует обратить внимание на то, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, не вправе ссылаться на сведения, которые не включены в этот реестр, а также на недостоверность содержащейся в нем информации. Исключение составляют случаи, когда соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Кроме того, юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code