ГЛАВА 7. ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

  • 7.1. Международное сотрудничество в сфере финансового мониторинга

 

В настоящее время в сфере финансового мониторинга можно выделить несколько направлений международного сотрудничества.

Международные организации в сфере ПОД/ФТ. Наиболее важным направлением международного взаимодействия является участие государств в международных организациях, одна из задач которых — противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег). Наиболее влиятельная международная организация в сфере ПОД/ФТ — Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force).

ФАТФ была учреждена «семеркой» ведущих индустриальных держав (США, Японией, Германией, Великобританией, Францией, Италией, Канадой) и Европейской комиссией во время Парижской встречи на высшем уровне в июле 1989 г. по инициативе Президента Франции. В настоящее время членами ФАТФ являются 31 страна и 2 международные организации.

Примечание.

Россия была принята в постоянные члены ФАТФ на пленарном заседании ФАТФ в июне 2003 г.

Основные требования к кандидатам в члены ФАТФ:

— наличие политической воли для выполнения Рекомендаций ФАТФ 1996 г. в течение обоснованного срока (три года), проведение ежегодных самопроверок и прохождения двух раундов проверок, осуществляемых членами организации по отношению друг к другу;

— полноправное членство и активное участие в работе соответствующего регионального органа типа ФАТФ (если он существует), готовность к сотрудничеству с ФАТФ и готовность, при необходимости, принять на себя руководство работой по созданию такого органа;

— признание уголовными правонарушениями действий, связанных с отмыванием доходов, полученных торговлей наркотиками, а также с совершением других серьезных преступлений;

— введение обязательного требования, предусматривающего идентификацию финансовыми учреждениями своих клиентов и представление отчетности о необычных или подозрительных сделках.

Стратегия ФАТФ состоит из следующих основных компонентов: 1) разработка международных стандартов в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, 2) развитие надежных и эффективных региональных органов, организованных по тем же принципам, что и ФАТФ, и 3) расширение сотрудничества с международными организациями в сфере ПОД/ФТ.

Штаб-квартира ФАТФ размещается в Париже. ФАТФ поддерживает контакты с ООН, Советом Европы, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, Интерполом, Советом по таможенному сотрудничеству и другими международными организациями.

ФАТФ проводит ежегодные встречи для того, чтобы проанализировать методы и тенденции (типологии) отмывания преступных доходов и начиная с 2001 г. финансирования терроризма. Основная цель этой работы состоит в том, чтобы получить материалы, которые помогут лицам, формирующим политику ФАТФ, в разработке и совершенствовании стандартов по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Кроме того, результаты, получаемые в ходе ежегодных дискуссий, служат базой для информирования более широкой аудитории (сотрудников регулирующих органов, правоохранительных ведомств и органов финансовой разведки, равно как и общественности в целом) относительно характерных черт и тенденций отмывания преступных доходов и финансирования терроризма <183>.

———————————

<183> Письмо Банка России от 17.08.2004 N 100-Т «Об отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003 — 2004 гг.» // ВБР. 2004. N 51.

 

Все решения ФАТФ принимаются на пленарном заседании, которое собирается три раза в год (участники пленарного заседания стараются выбрать темы в соответствии с текущей работой всей организации или действовать в развитие методов и тенденций, выявленных в ходе предыдущих дискуссий по типологиям <184>, а также на рабочих группах 1) по оценке и имплементации; 2) по типологиям; 3) по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег; 4) по обзору международного сотрудничества.

———————————

<184> Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / Пер. с англ. М., 2012.

 

Высшей точкой дискуссий ФАТФ по типологиям является совещание экспертов, в котором принимают участие представители Аргентины, Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Гонконга (Китай), Греции, Дании, Индии, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Китая, Кореи, Люксембурга, Мексики, Новой Зеландии, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Российской Федерации, Сингапура, Соединенных Штатов Америки, Турции, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Японии, Еврокомиссии, Совета по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, а также представители региональных организаций ФАТФ: Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием преступных доходов, Карибской оперативной группы по борьбе с финансовыми преступлениями (CFATF, с участием представителей Багамских островов, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Панамы и Венесуэлы), Специального комитета экспертов Совета Европы по оценке мер по борьбе с отмыванием преступных доходов (Moneyval с участием представителей Монако, Румынии и Украины).

Своих представителей в качестве наблюдателей также направляют Группа «Эгмонт», Европол, Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация надзора за страховым рынком (IAIS), Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Интерпол, Офшорная группа банковского надзора, Организация американских государств и Всемирный банк.

Основным инструментом ФАТФ в реализации мероприятий в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения являются Рекомендации ФАТФ, которые представляют собой всеобъемлющий свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и пересматриваются и дорабатываются в среднем один раз в 5 лет.

Рекомендации ФАТФ устанавливают необходимые меры, которые странам следует иметь для того, чтобы:

— определять риски, разрабатывать политику и осуществлять координацию внутри страны;

— преследовать отмывание денег, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;

— применять превентивные меры для финансового сектора и других установленных секторов;

— устанавливать полномочия и ответственность компетентных органов (например, следственных, правоохранительных и надзорных органов) и иные институциональные меры;

— укреплять прозрачность и доступность информации о бенефициарной собственности юридических лиц и образований;

— обеспечивать международное сотрудничество.

Первая редакция Рекомендаций ФАТФ (так называемых Сорок Рекомендаций) была разработана в 1990 г. для защиты финансового сектора от преступных доходов, полученных от реализации наркотических средств, но жизненные реалии заставили расширить требования Рекомендаций за пределы отмывания выручки от продажи наркотиков, что было осуществлено в 1996 г.

По факту расширения полномочий ФАТФ на проблемы финансирования терроризма и террористических организаций в октябре 2001 г. были приняты восемь (позднее расширены до девяти) Специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма.

Рекомендации ФАТФ были признаны международным стандартом противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма и в рамках унификации были повторно пересмотрены в 2003 г. и вместе со Специальными рекомендациями легли в основу обновленных Рекомендаций ФАТФ, утвержденных 15 февраля 2012 г. и имеющих следующую структуру.

A — политика ПОД/ФТ и координация:

— оценка рисков и применение риск-ориентированного подхода;

— национальное сотрудничество и координация.

B — отмывание денег и конфискация:

— преступление отмывания денег;

— конфискация и обеспечительные меры.

C — финансирование терроризма и распространение оружия массового уничтожения:

— преступление финансирования терроризма;

— целевые финансовые санкции, относящиеся к терроризму и финансированию терроризма;

— целевые финансовые санкции, относящиеся к распространению оружия массового уничтожения;

— некоммерческие организации.

D — превентивные меры:

— законы о защите тайны финансовых учреждений.

Надлежащая проверка клиентов и хранение данных:

— надлежащая проверка клиентов;

— хранение данных.

Дополнительные меры по конкретным видам клиентов и видам деятельности:

— публичные должностные лица;

— банки-корреспонденты;

— услуги перевода денег и ценностей;

— новые технологии;

— электронные переводы средств.

Доверие третьим сторонам, контроль и финансовые группы:

— доверие мерам третьих сторон;

— внутренний контроль и зарубежные филиалы и дочерние компании;

— страны с более высоким риском.

Сообщения о подозрительных операциях (сделках):

— сообщения о подозрительных операциях (сделках);

— разглашение и конфиденциальность.

Установленные нефинансовые предприятия и профессии (УНФПП):

— УНФПП — надлежащая проверка клиентов;

— УНФПП — иные меры.

E — прозрачность и бенефициарная собственность юридических лиц и образований:

— прозрачность и бенефициарные владельцы юридических лиц;

— прозрачность и бенефициарные владельцы юридических образований.

F — полномочия и ответственность компетентных органов и иные институциональные меры.

Регулирование и надзор:

— регулирование и надзор финансовых учреждений;

— полномочия надзорных органов;

— регулирование и надзор за УНФПП.

Оперативная и правоохранительная деятельность:

— подразделения финансовой разведки;

— обязанности правоохранительных и следственных органов;

— полномочия правоохранительных и следственных органов;

— курьеры наличных.

Общие требования:

— статистика;

— руководящие принципы и обратная связь.

Санкции:

— санкции.

G — Международное сотрудничество:

— международные правовые инструменты;

— взаимная правовая помощь;

— взаимная правовая помощь: замораживание и конфискация;

— экстрадиция;

— иные формы сотрудничества.

Примечание.

Для более детального изучения указанного документа рекомендуется обратиться к официальному изданию «Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

ФАТФ постоянно осуществляет:

— взаимные оценки в странах — членах ФАТФ на предмет соответствия национальных законодательств и действующей практики в области борьбы с отмыванием денег рекомендациям ФАТФ (оценки проводятся по методике, согласованной ФАТФ с МВФ и МБРР);

— исследования по выполнению своих рекомендаций (составляемые по итогам этих мероприятий отчеты и доклады руководство организации направляет странам-участницам для передачи своим компетентным органам);

— изучение в методологических и практических целях ситуации в странах, которые активно используются международной организованной преступностью для отмывания преступных доходов;

— организацию и проведение на регулярной основе в различных странах мира конференций, симпозиумов и семинаров по финансовым, юридическим и законодательным проблемам;

— публикацию перечня несотрудничающих стран и территорий в сфере ПОД/ФТ.

Примечание.

В июне 2000 г. ФАТФ впервые опубликовала «черный список» государств и территорий, не сотрудничающих в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов. Наряду с Россией в список таких стран вошли Багамские острова, Каймановы острова, острова Кука, Доминика, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру, Ниуэ, Панама, Филиппины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины. В 2014 г. в перечне таких государств содержатся Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика.

ФАТФ проводит постоянную работу по совершенствованию мер борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Так, например, в октябре 2006 г. в рамках ФАТФ была сформирована новая Рабочая группа по проблемам международного сотрудничества.

Развитие ФАТФ осуществляется путем создания региональных организаций по типу ФАТФ, которые бы объединяли группы стран, с которыми ФАТФ планирует сотрудничать в сфере ПОД/ФТ.

В рамках деятельности ФАТФ создан ряд региональных организаций, таких как Специальная группа финансового действия стран Карибского бассейна, Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег, Африканская группа по борьбе с отмыванием денег.

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). По инициативе России 6 октября 2004 г. была сформирована Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Данная инициатива одобрена ФАТФ, МВФ, Всемирным банком и рядом государств.

ЕАГ является региональной группой по типу ФАТФ. Государствами — членами ЕАГ являются: Белоруссия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Среди наблюдателей можно выделить: Армению, Афганистан, Великобританию, Германию, Грузию, Италию, Молдову, США, Турцию, Украину, Францию, Японию, Литву, а также ФАТФ, Управление ООН по наркотикам и преступности, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Исполком СНГ, ЕврАзЭС, Интерпол, Совет Европы (МАНИВЭЛ), ОБСЕ.

Основные задачи ЕАГ: 1) содействие в распространении международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма с учетом особенностей регионов; 2) разработка и проведение совместных мероприятий в пределах компетенции подразделений финансовой разведки; 3) оценка эффективности мер, принимаемых в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма; 4) координация программ сотрудничества с международными организациями, рабочими группами и заинтересованными государствами; 5) анализ тенденций (типологий) в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма; а также 6) обмен опытом противодействия таким преступлениям и оказание технического содействия государствам-членам.

В рамках ЕАГ также проводятся взаимные оценки государств — членов ЕАГ по соответствию их национальных систем финансового мониторинга международным стандартам в данной сфере. В качестве основы для проведения взаимных оценок применяется методология ФАТФ 2004 г.

Ключевыми мероприятиями ЕАГ являются пленарные заседания, заседания рабочих групп, семинары для экспертов-оценщиков. Данные мероприятия проходят при активном участии представителей ФАТФ, МВФ, Всемирного банка, Комитета экспертов Совета Европы МАНИВЭЛ, США, Великобритании, Украины.

Группа «Эгмонт». Среди международных организаций в области финансового мониторинга выделяется группа подразделений финансовых разведок «Эгмонт».

В рамках реализации Рекомендаций ФАТФ во многих странах были созданы специализированные государственные структуры, занимающиеся противодействием отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Они получили название «подразделения финансовой разведки» <185>.

———————————

<185> Официальный сайт Росфинмониторинга: www.fedsfm.ru, 2008.

 

С 1995 г. подразделения финансовой разведки стали работать вместе в неформальной организацией, известной как Группа «Эгмонт».

Примечание.

Свое название Группа «Эгмонт» получила по месту первой встречи представителей подразделений финансовых разведок во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе.

Целью Группы «Эгмонт» стало создание форума подразделений финансовой разведки, который будет оказывать поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена финансовой информацией, повышению квалификации персонала, содействию развитию каналов связи с использованием новых технологий.

В настоящее время Группа «Эгмонт» объединяет подразделения финансовой разведки 100 государств и имеет представительства на всех континентах. Росфинмониторинг был принят в Группу «Эгмонт» в июне 2002 г. на ее девятом пленарном заседании.

В ноябре 1996 г. в Риме было сформулировано определение «подразделение финансовой разведки», закрепляющее минимальные требования к таким подразделениям. Согласно этому определению подразделение финансовой разведки является центральной государственной структурой, ответственной за получение (и, в рамках закона, затребование), анализ и передачу компетентным органам финансовой информации, касающейся доходов, подозреваемых в криминальном происхождении, требуемой в соответствии с национальным законодательством для осуществления борьбы с отмыванием денег, а также имеющей полномочия по работе по противодействию финансированию терроризма.

МАНИВЭЛ. Последней из наиболее известных международных организаций является Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ).

Российская Федерация — член МАНИВЭЛ, который действует по мандату Совета Европы и одновременно является региональной ФАТФ, отчитываясь перед ФАТФ.

В его состав входят страны Совета Европы, не являющиеся членами ФАТФ. Страны Совета Европы, бывшие членами Комитета, но впоследствии ставшие членами ФАТФ, также имеют право остаться членами Комитета.

Каждая из стран-участниц представлена в Комитете тремя экспертами. Одна из основных форм работы Комитета — проведение взаимных оценок стран-участниц на основе Рекомендаций ФАТФ.

Помимо указанных международных организаций, для которых вопросы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма — основные направления деятельности, ряд организаций занимается данными вопросами в ходе своей деятельности. Среди таких организаций можно выделить Организацию Объединенных Наций и Содружество Независимых Государств.

Организация Объединенных Наций (ООН). Функция по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма нашла свое отражение, прежде всего, в нормотворческой деятельности ООН.

Организация Объединенных Наций приняла следующие международные правовые акты:

— Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г.) <186>;

———————————

<186> См.: Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинский. М., 2004. С. 7 — 46.

 

— Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1999 г.) <187>;

———————————

<187> Там же. С. 105 — 122.

 

— Меры по борьбе с коррупцией. Меры по борьбе с отмыванием денег. Планы действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI в. (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи 15 апреля 2002 г.) <188>.

———————————

<188> Там же. С. 138 — 143.

 

В настоящее время представители Российской Федерации работают в Совете Безопасности ООН, Комитете по санкциям, в Контртеррористическом комитете ООН.

Одновременно с этим одна из главных функций ООН — установление и применение системы санкций и эмбарго в отношении государств, части государств, определенного круга лиц, не выполняющих обязанности, вытекающие из правоотношений международной ответственности.

Примечание.

Санкции — промежуточные меры, являющиеся более суровыми, нежели словесное осуждение, но менее суровые, чем применение силы.

Эмбарго — запрет, применяемый в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций, которые также могут применяться в рамках действия санкций.

Решение о применении санкций и эмбарго оформляется соответствующими нормативными актам — резолюциями Совета Безопасности ООН.

Содружество Независимых Государств (СНГ). В рамках деятельности Содружества Независимых Государств был принят ряд важных правовых актов, способствовавших развитию национальных систем финансового мониторинга на территории государств — бывших союзных республик:

— Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 г.) <189>;

———————————

<189> См.: Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. С. 390 — 397.

 

— Модельный закон «Об основах законодательства об антикоррупционной политике» принят на XXII пленарном заседании МПА СНГ 15 ноября 2003 г.) <190>;

———————————

<190> Там же. С. 398 — 430.

 

— Модельный закон «О борьбе с коррупцией» (принят на XIII пленарном заседании МПА СНГ 3 апреля 1999 г.) <191>;

———————————

<191> Там же. С. 431 — 443.

 

— Модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» (принят на XII пленарном заседании МПА СНГ 8 декабря 1998 г.) <192>.

———————————

<192> Там же. С. 444 — 459.

 

Таким образом, участие в работе международных организаций, а также активное содействие в работе уполномоченных органов в сфере финансового мониторинга иностранных государств дает право говорить о том, что Россия начинает играть важную роль на международной арене в сфере развития системы финансового мониторинга.

Международное сотрудничество в сфере ПОД/ФТ. Вторым направлением международного сотрудничества в сфере финансового мониторинга следует признать взаимодействие уполномоченных органов по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма иностранных государств на основе двухсторонних и многосторонних соглашений.

Среди функций Росфинмониторинга в сфере международного сотрудничества необходимо выделить взаимодействие с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.

Росфинмониторинг в сфере финансового мониторинга предоставляет соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос.

Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, предоставляется по запросу компетентного органа иностранного государства при условии, что она не будет использована без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, предоставивших ее, в целях, не указанных в запросе.

В свою очередь, органы государственной власти Российской Федерации, в том числе Росфинмониторинг, вправе направлять в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и давать ответы на запросы, сделанные указанными компетентными органами согласно международным договорам Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с финансовым мониторингом, направившие запрос, обеспечивают конфиденциальность предоставленной информации и используют ее только в целях, указанных в запросе.

Росфинмониторинг в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исполняет запросы компетентных органов иностранных государств, связанные с ПОД/ФТ.

В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами признаются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным путем.

В соответствии с заключенными Российской Федерацией международными договорами в России признаются и исполняются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) о конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем, или эквивалентного им имущества.

Конфискованные доходы, полученные преступным путем, или эквивалентное им имущество могут быть переданы полностью или частично иностранному государству, судом которого вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

Решение о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма или решение о транзитной перевозке данных лиц принимаются на основании обязательств Российской Федерации, вытекающих из международного договора Российской Федерации или на основании принципа взаимности.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code