Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В АГЕНТЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА

  • 6.1. Внутренние документы агента финансового мониторинга

 

Каждый агент финансового мониторинга действует на основании не только нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых уполномоченными органами власти, но и внутренних документов, утвержденных органами управления агента финансового мониторинга, как правило, единоличным или коллегиальным исполнительным органом агента финансового мониторинга.

Основной внутренний документ агента финансового мониторинга – правила внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее по тексту – ПВК в целях ПОД/ФТ или правила), разрабатываемым агентами финансового мониторинга, не являющимися кредитными организациями, нормативно закреплены в Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667 “Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” <174>, а для кредитных организаций в Положении Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П “О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” <175>.

——————————–

<174> СЗ РФ. 2012. N 28. Ст. 3901.

<175> ВБР. 2012. N 20.

 

ПВК в целях ПОД/ФТ являются комплексным документом или комплектом документов, которые утверждаются руководителем агента финансового мониторинга.

В Правилах регламентируются организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, агента финансового мониторинга; устанавливаются обязанности и порядок действий сотрудников агента финансового мониторинга в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также сроки выполнения данных обязанностей и лица, ответственные за их реализацию.

Основными целями и принципами организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма являются:

– обеспечение защиты агента финансового мониторинга от проникновения преступных доходов;

– управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в целях его минимизации;

– обеспечение независимости специального должностного лица, ответственного за соблюдение ПВК в целях по ПОД/ФТ;

– участие сотрудников подразделения, ответственного за организацию системы ПОД/ФТ и реализацию ПВК в целях ПОД/ФТ, подразделений агента финансового мониторинга, участвующих в осуществлении банковских операций и других сделок, юридического подразделения, подразделения безопасности, службы внутреннего контроля кредитной организации независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении операций, подлежащих обязательному и факультативному финансовому мониторингу.

ПВК в целях ПОД/ФТ включают следующие программы осуществления внутреннего контроля:

– программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля;

– программа идентификации клиентов, их представителей, установления и идентификации выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;

– программа, определяющая порядок взаимодействия с лицами, которым поручено проведение идентификации (для кредитных организаций);

– программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также оценки уровня риска совершения клиентами операций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

– программа документального фиксирования информации;

– программа, определяющая порядок организации работы по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом;

– программа, определяющая порядок организации работы по отказу от заключения договоров банковского счета (вклада) с физическими и юридическими лицами и отказу в выполнении распоряжения клиента об осуществлении операции (для кредитных организаций);

– программа проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (для кредитных организаций);

– программа документального фиксирования информации;

– программа представления в Росфинмониторинг сведений, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ;

– порядок обеспечения конфиденциальности информации;

– программа подготовки и обучения кадров по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– программа контроля за организацией системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и исполнения сотрудниками норм законодательства и внутренних документов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации агентом финансового мониторинга внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Требованиями Банка России установлены следующие сроки приведения ПВК в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ:

– ПВК должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ, если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом;

– ПВК должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативного акта в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления его в силу, если иное прямо не установлено соответствующим нормативным актом.

На агентов финансового мониторинга с иностранным участием в уставном капитале, как правило, распространяются также положения Глобальной политики участников (акционеров) агента финансового мониторинга. Одно из требований к зарубежным финансовым организациям – распространение процедур финансового мониторинга на все свои филиалы и представительства, дочерние и зависимые общества, находящиеся как в государстве регистрации данного лица, так и за рубежом.

Документы иностранных организаций, аналогичные российским ПВК в целях ПОД/ФТ, менее формализованы и, как правило, содержат описание основных принципов построения системы финансового мониторинга во всей организации.

В указанных документах, как правило, содержатся следующие разделы.

– Введение. В данном разделе подчеркивается значимость для агента финансового мониторинга реализации процедур финансового мониторинга.

– Определение “отмывания преступных доходов”, в частности, как процесс, в течение которого физическое или юридическое лицо пытается скрыть истинное происхождение или принадлежность доходов от противоправной деятельности.

– Описание действий в сфере финансового мониторинга, которые могут составлять административное или уголовное правонарушение.

– Санкции, перечень которых изменяется в зависимости от юрисдикции. В данный перечень, как правило, включаются штрафы, лишение свободы и конфискация имущества.

– Обязанности каждого сотрудника в сфере финансового мониторинга. В Политике особо подчеркивается, что каждый сотрудник несет ответственность за соблюдение положений в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

– Подразделения по ПОД/ФТ. В данном разделе описывается структура подразделений, связанных с противодействием отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма на уровне холдинговой компании (материнской компании), региональных групп, а также в отдельной компании. Их задачи и функции.

– Процедуры “Знай своего клиента”. В данном разделе закрепляются основные принципы идентификации клиентов и сопутствующих лиц: 1) обязательная идентификация клиента, 2) право отказать в открытии счета или заключении договора, если клиентом не предоставлены документы или документы вызывают сомнения, а также отсутствует необходимая информация.

– Процедуры одобрения специальных клиентов. К данным клиентам относят:

публичных должностных лиц;

государства, не имеющие эффективных процедур по ПОД/ФТ;

государства с высоким уровнем коррупции;

определенных политических лидеров;

иных лиц, оказание услуг которым может быть в дальнейшем противоречиво воспринято внутри государства или международным сообществом.

– Выявление и направление сообщений о подозрительных операциях, к которым могут относиться:

повышенное внимание клиента к вопросам конфиденциальности проводимой операции;

отсутствие экономической цели или инвестиционной стратегии при осуществлении операции;

внезапно возникшие и необычные отношения между клиентами;

необычные операции, особенно с привлечением иностранных финансовых институтов, зарегистрированных в государствах с низким уровнем противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;

операции, не характерные для данного клиента;

переводы денежных средств, при низкой торговой активности;

любые иные основания, вызывающие подозрения относительно отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.

– Процедура уведомления ответственных сотрудников по ПОД/ФТ. Как правило, в иностранных компаниях с разветвленной филиальной сетью существуют “горячие линии” по вопросам ПОД/ФТ.

– Взаимодействие с правоохранительными органами. Агенты финансового мониторинга обязаны предоставлять информацию по соответствующим запросам, вместе с тем любые контакты с правоохранительными органами осуществляются ответственными сотрудниками по ПОД/ФТ или сотрудниками контрольных подразделений.

– Уведомление о нарушениях. Обязанностью каждого сотрудника агента финансового мониторинга является сообщать о любых нарушениях Политики.

Нередко в иностранных финансовых институтах – агентах финансового мониторинга отсутствует универсальный документ – аналог ПВК в целях ПОД/ФТ. Вместе с тем в иностранных компаниях существуют локальные документы, в которых описываются отдельные мероприятия в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Содержание

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 86

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code