5.6. Представление информации в Росфинмониторинг

Представление информации в рамках обязательного и факультативного финансового мониторинга.

Самостоятельной процедурой финансового мониторинга выступает представление агентом финансового мониторинга информации об операциях и сделках, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу в Росфинмониторинге.

Агент финансового мониторинга обязан направить информацию об операции/сделке в Росфинмониторинг не позднее третьего рабочего дня со дня совершения операции, подлежащей обязательному мониторингу, или дня выявления подозрительной операции/сделки (данная операция может быть выявлена как непосредственно при ее проведении, так и в дальнейшем, например при проведении последующего финансового мониторинга).

В обоих случаях информация представляется в электронном виде. Однако, помимо сведений, представляемых в Росфинмониторинг в виде электронного сообщения, агенты финансового мониторинга вправе направить в Росфинмониторинг иную информацию на бумажном носителе. Представление информации на бумажном носителе допускается также в связи с возникновением причин природного и техногенного характера (аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей), в связи с которыми агент финансового мониторинга не в состоянии самостоятельно подготовить электронное сообщение с дальнейшим повторным направлением информации в электронном виде, по факту устранения препятствующих причин.

В целях исключения доступа третьих лиц к сведениям, содержащимся в сообщениях, агент финансового мониторинга при представлении информации по каналам связи подписывает данные сообщения ключом аутентификации (снабжает сообщение кодом аутентификации) и шифрует данное сообщение.

Как бумажные, так и электронные сообщения, содержащие информацию об операциях, подлежащих обязательному или факультативному финансовому мониторингу, строго формализованы. Так, для кредитных организаций состав и структура сообщения закреплены в Положении Банка России от 29 августа 2008 г. N 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <165>.

———————————

<165> ВБР. 2008. N 54.

 

Росфинмониторинг определяет каналы связи для передачи информации, формы кодирования сообщений, перечни кодов, подлежащих использованию при направлении сообщения.

Информация об операциях, подлежащих обязательному или факультативному мониторингу, представляется в виде формализованных сообщений. Защищенные электронные формализованные сообщения представляются в Росфинмониторинг в виде сообщения в виде электронного документа (СЭД), подготовленного с использованием программного обеспечения — «Автоматизированное рабочее место» (АРМ) «Организация» с применением средств криптографической защиты (для агентов финансового мониторинга, не являющихся кредитными организациями) или в виде отчетов в виде электронных сообщений (ОЭС), подготовленных с использованием программного модуля «АРМ финансового мониторинга (модернизированное)», разработанного ЗАО «Комита» (http://www.comita.ru/about/contact/), либо его аналога с применением средств криптографической защиты (для кредитных организаций).

При получении сообщения Росфинмониторинг проверяет как правильность кодов аутентификации и шифрования, так и правильность заполнения всех полей сообщения относительно операции, подлежащей обязательному или факультативному (дополнительному) финансовому мониторингу (формальный контроль), а также проверку достоверности получаемой информации (логический контроль). В случае обнаружения каких-либо несоответствий сообщение подлежит возврату агенту финансового мониторинга для исправления допущенных нарушений и повторного направления сообщения в Росфинмониторинг.

Представление информации по запросам Росфинмониторинга.

Информация в Росфинмониторинг представляется не только в отношении выявленных операций, подлежащих обязательному или факультативному финансовому мониторингу, но и по запросам Росфинмониторинга, которые могут быть направлены агенту финансового мониторинга по следующим основаниям.

Во-первых, в рамках международного взаимодействия по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на основании международного поручения или письменного запроса от иностранного органа власти («подразделения финансовой разведки») о проверке законности проведенной операции в Российской Федерации согласно международному договору, заключенному Российской Федерацией.

Во-вторых, основанием для направления запроса агенту финансового мониторинга является необходимость проверки Росфинмониторингом достоверности и полноты получаемой информации от агентов финансового мониторинга.

Агенты финансового мониторинга обязаны представить запрашиваемую информацию в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса от Росфинмониторинга, если Росфинмониторингом не установлены иные сроки представления ответа.

Положением Банка России от 02.09.2013 N 407-П «О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов в электронном виде» <166> определен особый порядок информационного обмена между кредитными организациями и Росфинмониторингом, предусматривающий внедрение с 31 марта 2014 года электронного документооборота, исключающего представление информации на бумажном носителе (за исключением отдельных случаев, согласованных с Росфинмониторингом).

———————————

<166> ВБР. 2013. N 67.

 

Особенности представления информации кредитными организациями.

Процедура направления кредитными организациями информации об операциях и сделках, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу, в Росфинмониторинг имеет ряд особенностей.

Во-первых, регулирование передачи сообщений в Росфинмониторинг кредитными организациями регулируется специальным нормативным правовым актом — Положением Банка России от 29 августа 2008 г. N 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <167>.

———————————

<167> ВБР. 2008. N 54.

 

Во-вторых, представление информации в Росфинмониторинг осуществляется кредитными организациями через территориальные учреждения Банка России, в подведомственности которых находится кредитная организация или ее филиал.

В-третьих, при представлении информации кредитными организациями применяются средства криптографической защиты информации, используемые для ее передачи в Банк России.

В-четвертых, определен перечень должностных лиц, которые вправе направлять запросы в кредитные организации от имени Росфинмониторинга.

Особенности представления информации адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, также представляют информацию об операциях, в отношении которых у них имеются основания полагать, что они совершаются или могут быть совершены в целях легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма через адвокатскую или нотариальные палаты, с которыми Росфинмониторинг заключил соответствующие соглашения о взаимодействии.

Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, информации о сделках или финансовых операциях регулируется Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. N 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» <168>.

———————————

<168> СЗ РФ. 2005. N 8. Ст. 659.

 

Информация представляется в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции.

Информация, в отличие от порядка представления информации иными агентами финансового мониторинга, представляется на бумажном носителе. В сообщении указывается информация, необходимая для идентификации клиента, вид операции и основания ее совершения, дата совершения операции и сумма, на которую она совершена, обстоятельства, давшие основания полагать, что операция совершена в целях противодействия легализации (отмывания) преступных доходов или финансированию терроризма.

Вместе с тем адвокаты не обязаны раскрывать сведения, которые можно отнести к адвокатской тайне. В свою очередь, при направлении сведений в Росфинмониторинг адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, не вправе разглашать факт передачи информации в Росфинмониторинг.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code