5.4. Факультативный (дополнительный) финансовый мониторинг

Факультативный (дополнительный) финансовый мониторинг — совокупность осуществляемых агентами финансового мониторинга мероприятий по выявлению, фиксированию и направлению в Росфинмониторинг информации о необычных операциях, критерии и признаки которых установлены в законодательных актах и во внутренних правилах осуществления агентом финансового мониторинга внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Термин «факультативный финансовый мониторинг» не предполагает выбор агентом финансового мониторинга относительно необходимости осуществлять данный вид мониторинга или нет. В этом случае речь идет о том, что факультативный мониторинг является дополнительным видом финансового мониторинга, который обязан проводить каждый агент финансового мониторинга.

Наличие факультативного финансового мониторинга продиктовано прежде всего тем, что законодатель не способен закрепить все критерии и признаки операций в рамках обязательного финансового мониторинга, а также незамедлительно реагировать на изменяющиеся экономические отношения, а значит, и на новые способы легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма.

Среди законодательно установленных критериев и признаков выделим:

— запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

— несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

— выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что цель их осуществления — уклонение от процедур обязательного мониторинга;

— совершение операции/сделки клиентом, в отношении которого Росфинмониторингом направлен или ранее направлялся запрос об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов <158>;

———————————

<158> Подпункт 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

 

— отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у сотрудников агента финансового мониторинга возникают подозрения, что указанная операция проводится в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

— иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции и сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Во внутренних документах агентов финансового мониторинга устанавливаются дополнительные критерии и признаки сделок и операций, подлежащих факультативному финансовому мониторингу.

Если у агента финансового мониторинга возникают подозрения, что какие-либо операции совершаются в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма, агент финансового мониторинга не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, направляет в Росфинмониторинг сведения о них независимо от того, относятся или не относятся они к критериями или признакам операций, подлежащих обязательному или факультативному финансовому мониторингу.

Объектом факультативного (дополнительного) финансового мониторинга являются необычные операции и сделки. В научной литературе также встречаются такие синонимичные понятия, как «подозрительные операции», «сомнительные операции», «suspicious transactions», «unusual deals» и пр.

В рамках изучения особенностей осуществления факультативного финансового мониторинга необходимо обратить внимание на принципиальные отличия между терминами «необычные»/»сомнительные» сделки и «подозрительные» сделки, так как рассматриваемые термины не синонимичны.

Под термином «необычные (сомнительные) операции (сделки)» следует понимать операции, содержащие возможные признаки и критерии необычных сделок, разработанные агентом финансового мониторинга на основании рекомендаций Банка России, Росфинмониторинга, ФСФР России, а также любые операции, которые, по мнению агента финансового мониторинга, могут совершаться с целью легализации (отмывания) преступных доходов и/или финансирования терроризма.

Термин «подозрительные операции (сделки) применяется при описании» необычных (сомнительных) операций (сделок), в отношении которых в результате реализации мер внутреннего контроля возникают подозрения в том, что такие операции могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и в отношении которых агентом финансового мониторинга принято решение о направлении информации в Росфинмониторинг.

Сравнительный анализ обязательного и факультативного (дополнительного) мониторинга позволяет выделить следующие отличия двух процедур.

Во-первых, необычные операции, в отличие от операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, как правило, не имеют «количественного критерия».

Во-вторых, в отличие от операций, подлежащих обязательному мониторингу, факультативный мониторинг не имеет законодательно определенного исчерпывающего перечня критериев или оснований выявления данных операций и сделок. Преимущество факультативного мониторинга заключается в том, что потенциальный правонарушитель не имеет информации о перечне критериев и признаков необычных операций у агента финансового мониторинга, что повышает риск быть выявленным при совершении операций у агента финансового мониторинга. При обязательном мониторинге все количественные и качественные критерии известны, что дает возможность структурировать противоправные операции вне указанных критериев.

В-третьих, сведения о необычных операциях направляются в Росфинмониторинг не в течение 3 рабочих дней с момента их проведения, а не позднее 3 рабочих дней с момента их признания подозрительными.

В рамках осуществления методологической деятельности органы финансового мониторинга в рекомендательном порядке вправе предлагать иные критерии и основания для выявления необычных операций. Перечень критериев необычных сделок приведен в Приложении 2. Вместе с тем следует отметить, что с момента включения данных критериев и оснований в Правила внутреннего контроля для противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма выявление и направление сведений о них в Росфинмониторинг становятся для агента финансового мониторинга обязанностью.

С развитием экономических отношений способы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма будут совершенствоваться, что, в свою очередь, повлечет изменение критериев и признаков факультативного мониторинга. Принимая во внимание зарубежный опыт развития системы финансового мониторинга, направлением развития финансового законодательства о финансовом мониторинге (противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма) должно стать расширение перечня критериев и признаков необычных сделок, а также отказ от обязательного финансового мониторинга как процедуры, наиболее эффективной на первоначальном этапе построения национальной системы финансового мониторинга отдельного государства.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code