5.3. Обязательный финансовый мониторинг

Под обязательным финансовым мониторингом понимается совокупность контрольных мероприятий, осуществляемых агентами финансового мониторинга, в отношении операций (сделок) с денежными средствами и иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю.

Особенность данного вида мониторинга заключается в том, что при наличии законодательно установленных «количественного» и «качественного» критерия и независимо от того, существуют ли у агента финансового мониторинга какие-либо сомнения о связи этой операции или сделки с преступной деятельностью, информация о данной операции должна быть направлена в Росфинмониторинг в установленные сроки — не позднее 3-го рабочего дня, следующего за днем совершения операции.

Объектом обязательного финансового мониторинга выступают сделки (операции), осуществляемые клиентами агента финансового мониторинга. В случае если операция с денежными средствами или иным имуществом проводится в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Банка России, действующему на дату совершения такой операции, за исключением операций, предусматривающих покупку или продажу наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации, поскольку подобные операции являются операциям с иностранной валютой, и сумма их рублевого эквивалента рассчитывается по курсу, установленному кредитной организацией.

Для отнесения операции к объекту обязательного финансового мониторинга необходимо одновременно наличие количественного и одного из качественных критериев, которые устанавливаются только на законодательном уровне путем принятия федерального закона.

Примечание.

При рассмотрении вопроса об отнесении операций с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых физическими лицами — индивидуальными предпринимателями, к категории операций, подлежащих обязательному мониторингу, следует руководствоваться требованиями Федерального закона N 115-ФЗ, предъявляемыми к операциям юридических лиц.

Операции дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств не являются объектом обязательного контроля <146>.

———————————

<146> См.: п. 2 информационного письма Банка России от 02.10.2013 N 22 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» // ВБР. 2013. N 55.

 

Финансовое законодательство не уменьшает сумму, о которой необходимо сообщать в Росфинмониторинг, на размер налога на добавленную стоимость.

Рассмотрим «количественный» и «качественные» критерии операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу.

  1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. рублей, или превышает ее (количественный критерий), а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций (качественный критерий):

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

— снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.

Примечание.

Характер хозяйственной деятельности юридического лица определяется на основании анализа данных, содержащихся в учредительных документах (при наличии в них информации о предмете и целях деятельности юридического лица), а также заявленных кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Для индивидуальных предпринимателей анализ базируется на кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

— покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

— приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет.

Примечание.

Операция подлежит обязательному контролю в случае одновременного наличия двух критериев: физическое лицо приобретает ценные бумаги (независимо от их вида и формы) и осуществляемые расчеты по данной сделке производятся в наличной форме.

Операции по приобретению физическими лицами дорожных чеков за наличный расчет не относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю <147>.

———————————

<147> См.: п. 2 информационного письма Банка России от 26 марта 2007 г. N 11 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» // ВБР. 2007. N 18.

 

В свою очередь, если при выдаче кредитной организацией собственных векселей физическое лицо приобретает их за наличный расчет и сумма, на которую совершается эта операция, равна или превышает 600 тыс. руб., то данная операция подлежит обязательному контролю и сведения о ней должны быть направлены в Росфинмониторинг <148>.

———————————

<148> См.: п. 2 информационного письма Банка России от 15 июня 2004 г. N 6 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // ВБР. 2004. N 37.

 

При приобретении физическим лицом у кредитной организации за наличный расчет сберегательных сертификатов на предъявителя и направлении информации в Росфинмониторинг требуется указание дополнительного критерия операции, подлежащей обязательному контролю, — размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

— получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

— обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

Примечание.

Распространяется также на замену неплатежных денежных знаков иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства и не распространяется на монету;

— внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.

Примечание.

Порядок распространяется на формирование уставного капитала создаваемого юридического лица (в том числе с использованием накопительных счетов), а также на увеличение размера уставного капитала путем взноса физическими лицами денежных средств в наличной форме в уставный (складочный) капитал следующих организаций: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), акционерных обществ (открытых и закрытых), обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью. Операции по взносу физическими лицами наличных денежных средств в виде паевых взносов в соответствующие фонды производственных и потребительских кооперативов, в виде членских и имущественных взносов в некоммерческие организации не подлежат обязательному контролю;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию.

Примечание.

Агент финансового мониторинга обязан уделять повышенное внимание любым операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым физическими или юридическими лицами, имеющими соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ, либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

Приказом Росфинмониторинга от 10 ноября 2011 г. N 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)» <149> к перечню таких стран отнесены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика;

———————————

<149> РГ. 2011. N 287

 

3) операции по банковским счетам (вкладам):

Примечание.

Обязательному мониторингу подлежат не данные бухгалтерского учета операций, а сами операции, совершенные по счетам, открытым на основании договора банковского счета (банковского вклада). При принятии решения о направлении сообщения в Росфинмониторинг следует руководствоваться характером и экономическим содержанием совершаемых операций, а также их размером и иными критериями операций, подлежащих обязательному мониторингу.

Обязательный мониторинг распространяется на счета, открытые на основании договора банковского счета (вклада), и не распространяется на временные (накопительные) счета, транзитные валютные счета, ссудные счета и счета депо.

При открытии на балансе кредитной организации банковских счетов (вкладов) использование в их наименовании слова «номерной» запрещено <150>.

———————————

<150> См.: письмо Банка России от 20.01.2003 N 7-Т «Об исполнении Федерального закона «О противодействий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // ВБР. 2003. N 6.

 

— размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя.

Примечание.

Под данной операцией следует понимать приобретение физическим лицом (резидентом или нерезидентом) за наличные или безналичные рубли сберегательного сертификата на предъявителя, а также депозитного сертификата на предъявителя;

— открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

— перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца.

Примечание.

Обязанность по направлению сообщения в Росфинмониторинг возникает у кредитной организации в случае, если при переводе денежных средств за границу/поступлении денежных средств из-за границы на основании информации, имеющейся в расчетных либо обосновывающих документах, кредитной организации не удается установить (идентифицировать) личность, на счет (во вклад) либо со счета (с вклада) которой совершен соответствующий перевод (например, наличие нулевого значения, равно как и указание «One of our customers», «one of our clients», «Anonymous», «Numeric account», или другого аналогичного по содержанию значения в полях SWIFT-сообщения формата MT103 (Field 50 (Applicant), Field 59 (Beneficiary)));

— зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

Примечание.

В случае осуществления операций по зачислению денежных средств на счет (вклад) и списанию денежных средств со счета между юридическими лицами — клиентами одной кредитной организации возможно направление кредитной организацией в Росфинмониторинг одного сообщения по операции, сторонами по которой в качестве плательщика и получателя выступают юридические лица — клиенты кредитной организации, период деятельности каждого из которых не превышает 3 месяцев со дня регистрации <151>.

———————————

<151> См.: п. 3 информационного письма Банка России от 31 июля 2007 г. N 12 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» // ВБР. 2007. N 45.

 

Первым днем трехмесячного срока является день внесения в государственный реестр регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации юридического лица, в том числе возникшего в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования, и истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, день окончания срока не переносится на следующий за ним рабочий день.

При выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, с кодом 4006 необходимо проведение анализа правовой природы договора, регламентирующего режим счета. В случае если договор, регламентирующий режим счета, не содержит атрибутов договора банковского счета (вклада), то операции по такому счету обязательному мониторингу не подлежат. Требование по выявлению операций, подлежащих обязательному мониторингу, с кодом 4006 не распространяется на операции, отражаемые на накопительных счетах, а также транзитных валютных счетах;

4) иные сделки с движимым имуществом:

— помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

— выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.

Примечание.

В целях выявления операций следует обращать внимание на наличие в платежных инструкциях ссылок на договоры/полисы страхования жизни, страхования до достижения определенного возраста, пенсионные договоры, договоры пенсионного страхования, обязательного пенсионного страхования и т.д. К иным видам накопительного страхования относятся, в частности, договоры страхования детей до совершеннолетия, страхование ренты (в том числе дополнительной ренты, аннуитетов), страхование пенсии, страхование для обеспечения средств на образование и т.д. Отличительной особенностью таких договоров является условие о выплате физическому лицу страхового возмещения в заранее установленный срок к определенной дате;

— получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Примечание.

Распространяется на случаи, когда из представленных клиентом документов стало известно о получении или предоставлении им имущества по договору финансовой аренды (лизинга). Днем (датой) совершения операции следует подразумевать дату фактического получения или предоставления предмета лизинга, то есть дату составления акта приема-передачи или иного документа, подтверждающего факт передачи имущества по договору финансовой аренды (лизинга), а ее суммой — стоимость предмета лизинга. Платежи, совершаемые в рамках договора финансовой аренды (лизинга), обязательному мониторингу не подлежат.

При выявлении операции/сделки, совершенной лицом, являющимся клиентом агента финансового мониторинга, в период, когда оно не находилось у него на обслуживании, обязанности представлять сведения в Росфинмониторинг по такой операции/сделке у агента финансового мониторинга не возникает;

— переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

Примечание.

Не подпадают под указанный критерий операции по зачислению денежных средств на счет (списанию их со счета), осуществляемые клиентом кредитной организации по поручению его контрагентов (например, по договору поручения, комиссии или агентскому договору или при исполнении обязательства третьим лицом) <152>;

———————————

<152> См.: п. 4 информационного письма Банка России от 15 июня 2004 г. N 6 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // ВБР. 2004. N 37.

 

— скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Примечание.

При выявлении операции/сделки, совершенной лицом, в настоящее время являющимся клиентом агента финансового мониторинга, в период, когда оно не находилось у него на обслуживании, обязанности представлять сведения в Росфинмониторинг по такой операции у агента финансового мониторинга не возникает.

Для кредитных организаций. Операции, осуществленные клиентами, отражаемые на счетах второго порядка N 20309, 20310 (символы А30 — родий, А33 — палладий, А76 — платина, А98 — золото, А99 — серебро, В99 — драгоценные камни), купля-продажа слитков драгоценных металлов, а также монет из драгоценных металлов; приобретение обеих частей двойного складского свидетельства Гохрана (складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта)). Обязательный мониторинг распространяется на сделки, заключенные клиентами агента финансового мониторинга с третьими лицами, в случаях, когда о таких сделках стало известно из представленных клиентами документов или в соответствии с положениями договоров, заключенных между агентом финансового мониторинга и клиентом (кредитные договоры, сделки, обеспечивающие исполнение обязательств).

В случае если кредитная организация располагает договором скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий своего клиента, в котором не установлена конкретная цена сделки, а согласованы лишь способ ее определения, сроки и порядок осуществления расчетов (то есть кредитная организация располагает всей имеющейся информацией о сделке), обязанность по направлению соответствующих сведений в Росфинмониторинг возникает у агента финансового мониторинга, когда общая сумма платежей будет равна или превысит 600 тыс. рублей либо будет равна или превысит сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. рублей;

— получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

— предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Примечание.

Беспроцентным признается заем, если в договоре о его предоставлении прямо установлено, что заем является беспроцентным или процентная ставка за использование займа составляет 0%. К беспроцентным займам следует относить операции по предоставлению/получению юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, финансовой помощи, в случае если по условиям договора она является возвратной и на ее сумму не начисляются проценты. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства/месте нахождения заимодавца ставкой рефинансирования на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Поскольку договор займа является реальным, т.е. считается заключенным с момента фактической передачи денег или других вещей, представление сведений в уполномоченный орган должно осуществляться отдельно по каждой из операций по предоставлению (получению) займа. Датой операции является дата документа, подтверждающего фактическую передачу/перечисление денежных средств на сумму, равную или превышающую 600 тыс. рублей либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. рублей, или превышающую ее.

В случае если суммы отдельных платежей, совершаемых в рамках одного договора займа, менее 600 тыс. рублей, а общая сумма договора равна или превышает указанную сумму и агент финансового мониторинга располагает такой информацией об общей сумме договора, предоставленного клиентом по запросу агента финансового мониторинга (в случае отсутствия в платежных инструкциях указаний на безвозмездность пользования денежными средствами либо в случае наличия в деятельности клиента «сомнительных» сделок), платежи по договору займа контролируются нарастающим итогом и сведения в Росфинмониторинг предоставляются в течение рабочего дня, следующего за днем, когда общая сумма платежей будет равна или превысит 600 тыс. рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте. Под датой совершения операции следует понимать дату платежного документа, увеличившего общую сумму платежей до 600 тыс. рублей. При этом законодательно не установлено требование о повторном направлении сообщения о сделке с движимым имуществом, подлежащей обязательному мониторингу, в случае увеличения суммы сделки за счет последующих платежей.

Обязанность по направлению сообщений в Росфинмониторинг возникает также в случае наличия у агента финансового мониторинга информации о безвозмездном характере выпуска и продажи облигаций (облигационного займа).

Предоставление физическими лицами беспроцентных займов юридическим лицам не относится к операциям, подлежащим обязательному мониторингу.

В отличие от вышеуказанных видов операций для сделок с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, количественный критерий составляет 3 млн. рублей или эквивалент в иностранной валюте. Уточним, что в данном случае речь идет именно о сделке, а не о платеже по договору, связанному с недвижимым имуществом.

Примечание.

При выявлении операции/сделки, совершенной лицом, в настоящее время являющимся клиентом агента финансового мониторинга, в период, когда оно не находилось у него на обслуживании, обязанности представлять сведения в Росфинмониторинг по такой операции у агента финансового мониторинга не возникает.

Обязанность агента финансового мониторинга по представлению в Росфинмониторинг сведений о сделке с недвижимым имуществом возникает со дня регистрации права собственности на недвижимое имущество как результат заключенной сделки.

Факт регистрации права собственности на недвижимое имущество может быть подтвержден: 1) свидетельством о государственной регистрации прав; 2) выпиской из Единого государственного реестра прав; 3) отметкой регистрирующего органа о регистрации права, проставленной на соответствующем договоре.

Одновременно с этим необходимо отметить, что обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, совершенные клиентами на основании договоров продажи недвижимого имущества, продажи предприятия, мены, дарения, ренты и соглашения об отступном, а также односторонние сделки (например, завещание).

Не является объектом обязательного мониторинга сделка купли-продажи закладной (пула закладных) <153>, так как данная операция рассматривается надзорным органом как операция с ценными бумагами, а не с недвижимым имуществом.

———————————

<153> См.: п. 4 информационного письма Банка России от 26 марта 2007 г. N 11 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» // ВБР. 2007. N 18.

 

По общему правилу агент финансового мониторинга должен представлять в Росфинмониторинг сведения о сделках с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, сумма которых равна или превышает 3 млн. рублей, если из представленных клиентами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации документов (в частности, при осуществлении функций агента валютного контроля) или в соответствии с положениями договоров, заключенных между агентом финансового мониторинга и клиентом (кредитные договоры, сделки, обеспечивающие исполнение обязательств), предполагается переход права собственности на недвижимое имущество.

Если же агент финансового мониторинга не располагает всей необходимой информацией, на основании которой он может сделать вывод о проведении его клиентом операции, подлежащей обязательному мониторингу, и указанная операция при реализации правил внутреннего «противолегализационного» контроля агента финансового мониторинга не отнесена к операции, в отношении которой возникает подозрение, что она связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению информации в Росфинмониторинг у агента финансового мониторинга не возникает <154>.

———————————

<154> См.: п. 1 информационного письма Банка России от 6 марта 2006 г. N 9 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» // ВБР. 2006. N 18.

 

Договор участия в долевом строительстве, заключенный на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» <155>, формально не относится к операциям, подлежащим обязательному мониторингу, поскольку буквальное толкование положений Федерального закона позволяет относить к операциям, подлежащим обязательному мониторингу, сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на недвижимое имущество. В обсуждаемом случае государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества осуществляется соответствующим государственным органом на основании документов, предоставляемых застройщиком, и регистрируется возникновение права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства, а не его переход <156>.

———————————

<155> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 40.

<156> См.: п. 3 информационного письма Банка России от 02.10.2013 N 22 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» // ВБР. 2013. N 55.

 

К категории операций, подлежащих обязательному мониторингу, также относятся операции по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 тыс. рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 тыс. рублей, или превышает ее.

Примечание.

Некоммерческие организации — это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

Обязанность по направлению сообщений о факте получения некоммерческой организацией, являющейся клиентом кредитной организации, денежных средств от иностранного государства, международной или иностранной организации, иностранного гражданина либо лица без гражданства возникает у кредитной организации при наличии совокупности следующих условий:

— проводимая операция предусматривает зачисление иностранной валюты и средств в валюте Российской Федерации на банковские счета второго порядка N 40503, 40603, 40701, 40703, 40704, транзитные валютные счета соответствующих разделов плана счетов, счета второго порядка N 40807, а также лицевые счета N 20309, 30601, 40811, 40901;

— из платежных инструкций (наличие кодов валютных операций, указывающих на осуществление расчетов с контрагентом-нерезидентом, либо наличие соответствующей информации в поле «назначение платежа» (70 и 72 поле платежного документа в формате SWIFT), а также наличие развернутой информации об отправителе (приказодателе, аппликанте)) либо из документов (разъяснений), представленных клиентом в рамках требований действующего валютного законодательства, следует, что отправителем (приказодателем, аппликантом) денежных средств является иностранное государство, международная или иностранная организация, иностранный гражданин либо лицо без гражданства.

Обязанность по направлению сообщения о данном виде операции возникает у агента финансового мониторинга при выявлении факта такого получения из документов, представленных клиентом, а также при отражении сделок на соответствующих разделах плана счетов.

При выявлении фактов получения некоммерческими организациями от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства ценных бумаг (векселей, в том числе выпущенных самим агентом финансового мониторинга) обязанность по направлению сообщений в Росфинмониторинг возникает у агента финансового мониторинга только при наличии в его распоряжении информации о дате совершения такой операции, а также стоимости ценных бумаг (номинальной, договорной, основанной на официальных котировках либо справедливой).

При отнесении лиц, передающих (отчуждающих) денежные средства или иное имущество, к категории «международная организация» (примерный перечень приведен в Приложении N 6) следует учитывать, что к данной категории относятся объединения государств или объединения национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера и индивидуальных членов, созданные для достижения общих целей, и сами международные организации делятся на:

— международные межправительственные (межгосударственные) организации-объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями;

— международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации-объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

Для выявления операций по расходованию денежных средств и (или) иного имущества некоммерческой организацией следует учитывать дебетовые обороты по следующим счетам второго порядка: N 40503, 40603, 40703, 40821, 41601 — 41607, 41901 — 41907, 42201 — 42207, 43301 — 43307, 43601 — 43607, 43901 — 43907, 40701 (пенсионные фонды и пр.), 40704 и 40811 (средства для проведения выборов и референдумов), 40807 (некоммерческие организации — нерезиденты), 20309, 30601, 40901 (в части перехода права собственности через товаросопроводительные и товарораспорядительные документы в рамках расчетов по аккредитивам).

И наконец, к объекту обязательного мониторинга относятся операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон выступает организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (физическое или юридическое лицо включено в Перечень террористов и экстремистов), либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица <157>. Особенность мониторинга данного вида операций заключается в том, что какого-либо «количественного» критерия в этом случае не требуется.

———————————

<157> См. подробнее раздел 5.5.

 

В настоящее время Перечень террористов и экстремистов составляется и рассылается Росфинмониторингом в агенты финансового мониторинга, которые ведут проверку своих клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев на принадлежность к Перечню террористов и экстремистов.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code