5.1.2. Порядок идентификации клиентов, их представителей, установления и идентификации выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них агент финансового мониторинга вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента следующие документы:

— документы, удостоверяющие личность;

— учредительные документы;

— документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Примечание.

Идентификация представителя клиента считается осуществленной при наличии в распоряжении агента финансового мониторинга информации о фамилии, имени и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчества представителя и реквизитов документа, удостоверяющего его личность. При этом обязанность по формированию анкеты, установлению уровня риска и обновлению данных в отношении представителя(-ей) требованиями нормативных правовых актов не предусмотрена.

Идентификация выгодоприобретателя проводится агентами финансового мониторинга при условии, что операция или сделка позволяет сделать вывод о действии лица, находящегося на обслуживании у агента финансового мониторинга, к выгоде другого лица, в частности, на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления.

Обязанность по установлению и идентификации выгодоприобретателя считается выполненной, если агентом финансового мониторинга подтверждено, что им предприняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.

В целях выполнения требований по идентификации лиц, принимаемых (находящихся) на обслуживание, агенты финансового мониторинга проводят сбор информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний. Одновременно с этим агенты финансового мониторинга могут использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные на законных основаниях.

Агенты финансового мониторинга проверяют наличие в отношении клиента — физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, его учредителей, постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности, и иных лиц, являющихся их представителями, а также в отношении выгодоприобретателя и бенефициарных владельцев клиента сведений об их участии в экстремистской деятельности. Информация о результатах проверки клиента, представителя клиента, лица, уполномоченного распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне террористов и экстремистов не должны быть доступны клиенту, представителю клиента, выгодоприобретателю или иным лицам, за исключением органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Одновременно с этим агенты финансового мониторинга осуществляют проверку тождественности реквизитов документов, удостоверяющих личность клиентов, с перечнем, содержащим сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, размещенным на сайте Федеральной миграционной службы Российской Федерации — http://services.fms.gov.ru.

Для идентификации и изучения физического лица — клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя агентам финансового мониторинга необходимо выяснить до приема на обслуживание следующие данные:

— на основании документа, удостоверяющего личность:

фамилия, имя, а также (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчество;

дата и место рождения;

гражданство;

адрес места жительства (регистрации);

реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется).

Примечание.

Для целей отнесения гражданина Российской Федерации к категории лица, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, следует обратить внимание на:

отсутствие в паспорте гражданина Российской Федерации отметки о нахождении на регистрационном учете;

наличие отметки на с. 33 или 32 общегражданского заграничного паспорта Российской Федерации в виде штампа установленного образца либо записи «Для проживания за границей»;

наличие в паспорте отметки о постановке на консульский учет лица в качестве постоянно проживающего в иностранном государстве (факультативно);

наличие у физического лица документа, выданного полномочным органом иностранного государства, содержащего разрешение на длительное пребывание в пределах его территории.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» <129> граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;

———————————

<129> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227.

 

— адрес места пребывания для лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, или лиц, временно проживающих не по месту регистрации;

— идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

— реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя физического лица;

— данные миграционной карты (номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания);

— данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, — серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания);

— уведомление, заполненное физическим лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации, для целей его идентификации в части принадлежности к категории иностранного публичного должностного лица (члена семьи, лица, действующего от имени).

Примечание.

В случае предъявления иностранным гражданином документа, удостоверяющего личность, миграционной карты и/или документа, подтверждающего право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не содержащих сведения о месте пребывания (проживания) данного иностранного гражданина, в целях его идентификации агент финансового мониторинга вправе зафиксировать сведения о месте пребывания (проживания) нерезидента на основании устного или письменного заявления клиента <130>.

———————————

<130> Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации от 19.07.2007 N 12-1-5/1646.

 

Категории иностранных граждан, освобождаемых от заполнения миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию и предъявления ее при выезде из Российской Федерации, установлены нормами пункта 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года (ратифицировано Федеральным законом от 9 января 2006 г. N 15-ФЗ) <131>.

———————————

<131> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 279.

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации:

Документом, удостоверяющим личность, для граждан Российской Федерации является:

— паспорт гражданина Российской Федерации (для гражданина Российской Федерации, достигшего 14 лет);

— общегражданский заграничный паспорт или иной основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

— паспорт моряка (для граждан Российской Федерации, работающих на судах заграничного плавания или на иностранных судах, курсантов учебных заведений);

— удостоверение личности военнослужащего (для офицеров, мичманов);

— военный билет военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования);

— временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта;

— свидетельство органов ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рождении гражданина (для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет);

— иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность.

Документом, удостоверяющим личность, для иностранных граждан является паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность, либо документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Для лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации, — вид на жительство.

Для иных лиц без гражданства:

— документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

— разрешение на временное проживание;

— вид на жительство;

— иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Примечание.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которому в установленном порядке оформлен вид на жительство, дающий право постоянного проживания на территории Российской Федерации, не относится к категории временно пребывающих или временно проживающих (имеющих разрешение на временное проживание) иностранных граждан или лиц без гражданства, в связи с чем для лиц, имеющих вид на жительство, наличие миграционной карты не является обязательным. Идентификация таких лиц производится при предъявлении действительного вида на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства, произведенной в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» <132>.

———————————

<132> СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285.

 

Для беженцев:

— свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо территориальным органом федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;

— удостоверение беженца.

Документами, подтверждающими право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются:

— вид на жительство;

— разрешение на временное проживание;

— виза;

— иные документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации право иностранных граждан или лиц без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (в частности, миграционная карта, подтверждающая право иностранного гражданина или лица без гражданства на временное пребывание в Российской Федерации, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы).

Примечание.

Документом, содержащим перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда на территорию России (по состоянию на 15 февраля 2006 г.), является письмо МИД России от 27.09.2006 N 32253/19 «О перечне стран и режимах въезда их граждан на территорию Российской Федерации». При применении документа следует учитывать, что он не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.

Ряд особенностей установлен для идентификации иностранных публичных должностных лиц. Согласно официальному разъяснению Росфинмониторинга, при решении вопроса о том, кто относится к числу «иностранных публичных должностных лиц», следует руководствоваться определением из пункта «b» ст. 2 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. <133>.

———————————

<133> Конвенция ООН против коррупции // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.

 

В соответствии с ним иностранным публичным должностным лицом является «любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия» <134>.

———————————

<134> См. также: письмо Банка России от 18 января 2008 г. N 8-Т «О применении пункта 1.3 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // ВБР. 2008. N 3.

 

Специальный мониторинг за операциями и сделками публичных должностных лиц существует в ряде развитых стран мира, например в США, Великобритании, Европейском союзе.

В настоящее время единого определения публичных должностных лиц или влиятельных политических лиц ни в зарубежной литературе, ни в отечественной науке не существует.

Международная организация в области противодействия отмыванию преступных доходов (ФАТФ) рекомендует использовать термин «влиятельные политические лица» («politically exposed persons», или сокращенно «PEPs») в отношении любых назначаемых или избираемых лиц, занимающих какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любых лиц, выполняющих какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, глава государства (в том числе правящие королевские династии) или правительств; министр, его заместитель и помощники; высший правительственный чиновник; должностное лицо судебных органов власти последней инстанции (Верховный, Конституционный Суды), на решение которых не подается апелляция; государственный прокурор и его заместители; высшие воинские чиновники; руководители и члены Советов директоров национальных банков; послы; руководители государственных корпораций; члены парламента или иного законодательного органа; руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный банк и т.д.), члены Европарламента; руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.)).

К ближайшим родственникам следует относить супругов, родителей, детей, дедушек, бабушек, внуков, полнородных и неполнородных (имеющие общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных.

В настоящее время российское законодательство содержит дополнительные требования к идентификации не только иностранных публичных должностных лиц, но и российских публичных должностных лиц (РПДЛ). К таким должностным лицам Российской Федерации относятся лица, замещающие (занимающие) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

Агенты финансового мониторинга обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание публичных должностных лиц (ПДЛ).

Так, в отношении публичных должностных лиц, чьим операциям присвоена высокая степень риска причастности к легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, агенты финансового мониторинга обязаны:

— принимать на обслуживание государственных и политических деятелей только на основании письменного решения руководителя агента финансового мониторинга либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения, которому руководителем агента финансового мониторинга либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия. В случае осуществления операций без использования банковских счетов указанное решение может оформляться в виде резолюции на служебной записке, подготовленной инициирующим подразделением;

— принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества публичных должностных лиц;

— на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении информацию о находящихся у него на обслуживании публичных должностных лиц;

— уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании у агента финансового мониторинга.

Примечание.

Указанные мероприятия не применяются в отношении публичных должностных лиц при проведении операций на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. рублей, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами либо осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, за исключением случая, когда у агента финансового мониторинга возникают подозрения, что данные операции проводятся в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Отдельная норма, регулирующая деятельность агента финансового мониторинга, — это запрет на открытие счетов (вкладов) физическим лицам без личного присутствия лиц, открывающих счет (вклад), либо их представителей.

Примечание.

Указанный порядок не распространяется на случаи, когда условиями договора, заключенного с клиентом, предусмотрено открытие нескольких банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту), и агент финансового мониторинга обладает документальным подтверждением волеизъявления клиента об открытии таких счетов, направленным в виде соответствующих инструкций посредством системы дистанционного банковского обслуживания, а также при изменении условий ранее заключенного договора <135>.

———————————

<135> Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации от 19.08.2010 N 12-1-5/1550 «Об открытии счета» // Вестник Ассоциации российских банков. 2010. N 16.

 

Упрощенная идентификация клиента — физического лица — совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

— с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

— с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;

— с применением единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Упрощенная идентификация клиента — физического лица может быть проведена при переводе денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.

Упрощенная идентификация клиента — физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:

— операция не подлежит обязательному контролю и в отношении клиента — физического лица отсутствуют полученные в установленном порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

— у агента финансового мониторинга отсутствуют подозрения в том, что целью клиента — физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

— операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и проведение указанной операции не дает оснований полагать, что цель ее осуществления — уклонение от процедур обязательного контроля.

В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом — физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, агент финансового мониторинга обязан провести полную идентификацию клиента.

При предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа упрощенная идентификация клиента — физического лица проводится одним из следующих способов:

— посредством личного представления клиентом — физическим лицом оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

— посредством направления клиентом — физическим лицом кредитной организации, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента — физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи;

— посредством прохождения клиентом — физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме, с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае получения, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации, подтверждения совпадения сведений, указанных выше, со сведениями в указанных информационных системах, а также при подтверждении клиентом — физическим лицом получения на указанный им абонентский номер подвижной радиотелефонной связи информации, обеспечивающей использование электронного средства платежа, клиент — физическое лицо считается прошедшим процедуру упрощенной идентификации в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.

Для идентификации и изучения клиента — индивидуального предпринимателя, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя агентам финансового мониторинга следует выяснить до приема на обслуживание, помимо сведений, необходимых для идентификации физического лица, информацию:

— о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (дата регистрации, государственный регистрационный номер, наименование регистрирующего органа, место регистрации);

— о наличии лицензий на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (вид, номер, дата выдачи лицензии, кем выдана, срок действия, виды лицензируемой деятельности);

— о почтовом адресе и номерах контактных телефонов и факсов;

— о кодах форм федерального государственного статистического наблюдения (при наличии).

Для идентификации и изучения клиента — юридического лица (представительства/филиала), представителя клиента и (или) выгодоприобретателя агентам финансового мониторинга следует выяснить до приема на обслуживание на основании учредительных документов, документов о государственной регистрации и иных документов такие данные:

— полное наименование, а также (если имеется) сокращенное и наименование на иностранном языке;

— организационно-правовая форма;

— государственный регистрационный номер;

— дата, номер, наименование регистрирующего органа и место регистрации;

— адрес местонахождения юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Примечание.

Адрес местонахождения, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц; адрес местонахождения, указанный в учредительных документах; фактический адрес местонахождения юридического лица; адрес (место нахождения) представительства, отделения, иного обособленного подразделения нерезидента на территории Российской Федерации;

— почтовый адрес;

— идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации;

— сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию: вид, номер, дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия; перечень видов лицензируемой деятельности;

— коды форм федерального государственного статистического наблюдения (при наличии);

— номера контактных телефонов и факсов.

При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов — юридических лиц агенты финансового мониторинга обязаны на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению информации:

— о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с Банком;

— о целях финансово-хозяйственной деятельности клиентов;

— о финансовом положении клиентов;

— о деловой репутации клиентов.

Получение информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с агентами финансового мониторинга Банком при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов осуществляется путем анализа заявленных видов деятельности или устной беседы с клиентом.

Примечание.

При заключении договора банковского счета (вклада) с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), а также при получении информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с кредитной организацией, при определении целей финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) агент финансового мониторинга выявляет намерение данного лица осуществлять операции по сделкам, связанным с ввозом товаров с территории Республики Беларусь и Республики Казахстан <136>, и реализует право на отказ от заключения договора банковского счета (вклада) клиенту-резиденту в случае наличия информации о намерениях такого юридического лица (индивидуального предпринимателя) осуществлять указанные операции <137>.

———————————

<136> См. подробнее п. 6.22 Приложения 2.

<137> Указание Банка России от 23.12.2013 N 3148-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // ВБР. 2014. N 12.

 

Определение целей финансово-хозяйственной деятельности и финансового положения клиентов осуществляется в рамках обновления сведений о клиентах, а также в рамках реализации агентом финансового мониторинга процедур Due Diligence, что предусматривает истребование у клиента:

— для юридических лиц/индивидуальных предпринимателей — резидентов, с момента регистрации которых прошло более трех месяцев, достаточно получить одно из следующего списка сведений (документов):

копия годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате) с отметками налогового органа об их принятии или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде);

копия годовой (либо квартальной) налоговой декларации с отметками налогового органа об их принятии или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде);

копия аудиторского заключения на годовой отчет за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;

справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом;

сведения об отсутствии в отношении юридического лица производства по делу о несостоятельности (банкротстве), вступивших в силу решений судебных органов о признании его несостоятельным (банкротом), проведения процедур ликвидации по состоянию на дату представления документов в кредитную организацию;

сведения об отсутствии фактов неисполнения юридическим лицом своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах;

сведения о рейтинге юридического лица, размещенные в сети Интернет на сайтах международных рейтинговых агентств (Standard & Poor’s, Fitch-Ratings, Moody’s Investors Service и др.) и национальных рейтинговых агентств;

— для юридических лиц/индивидуальных предпринимателей — резидентов, с момента регистрации которых прошло не более трех месяцев, достаточно получить одно из следующего списка сведений (документов):

справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом;

сведения об отсутствии в отношении юридического лица производства по делу о несостоятельности (банкротстве), вступивших в силу решений судебных органов о признании его несостоятельным (банкротом), проведения процедур ликвидации по состоянию на дату представления документов в кредитную организацию;

сведения об отсутствии фактов неисполнения юридическим лицом своих денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на банковских счетах;

данные о рейтинге юридического лица, размещенные в сети Интернет на сайтах международных рейтинговых агентств (Standard & Poor’s, Fitch-Ratings, Moody’s Investors Service и др.) и национальных рейтинговых агентств;

— для юридических лиц — нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками, достаточно получить одно из следующего списка сведений (документов):

финансовый отчет за последний отчетный период;

сведения об обязанности (или отсутствии таковой) юридического лица — нерезидента, не являющегося российским налогоплательщиком, представлять по месту его регистрации или деятельности финансовые отчеты компетентным (уполномоченным) государственным учреждениям с указанием наименований таких государственных учреждений;

данные о рейтинге юридического лица, размещенные в сети Интернет на сайтах международных рейтинговых агентств (Standard & Poor’s, Fitch-Ratings, Moody’s Investors Service и другие) и национальных рейтинговых агентств;

— для юридических лиц — нерезидентов, являющихся российскими налогоплательщиками, достаточно получить одно из следующего списка сведений (документов):

копии годовой (либо квартальной) налоговой декларации с отметками налогового органа об их принятии или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде);

справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом;

финансовый отчет за последний отчетный период;

сведения об обязанности (или отсутствии таковой) юридического лица — нерезидента, не являющегося российским налогоплательщиком, представлять по месту его регистрации или деятельности финансовые отчеты компетентным (уполномоченным) государственным учреждениям с указанием наименований таких государственных учреждений;

копия аудиторского заключения на годовой отчет за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;

данные о рейтинге юридического лица, размещенные в сети Интернет на сайтах международных рейтинговых агентств (Standard & Poor’s, Fitch-Ratings, Moody’s Investors Service и др.) и национальных рейтинговых агентств.

Указанная оценка финансового положения юридического лица может быть проведена в рамках исполнения иных требований законодательства либо внутренних нормативных актов агента финансового мониторинга.

Оценка деловой репутации проводится в рамках реализации агентом финансового мониторинга процедур Due Diligence и предусматривает сбор (в том числе с использованием коммерческих баз данных) информации о занимаемом клиентом или его контрагентом сегменте рынка, наличии или отсутствии информации об участии клиента или его контрагентов в аукционах, публичных торгах, поставках для государственных нужд, наличии или отсутствии информации об участии клиента или его контрагента в судебных процессах, инцидентах, получивших широкое публичное освещение, наличии фактов поступления в адрес агента финансового мониторинга информации о возможной вовлеченности клиента (его контрагента(-ов)) в противоправную деятельность и пр.

В рамках реализации указанных мероприятий агенты финансового мониторинга должны получить сведения (документы) о деловой репутации юридического лица/индивидуального предпринимателя в виде отзывов (в произвольной письменной форме, при возможности их получения) о них:

— от юридического лица/индивидуального предпринимателя — клиента Банка, имеющего с ним деловые отношения;

— от других кредитных организаций, в которых юридическое лицо/индивидуальный предприниматель ранее находилось на обслуживании, с информацией этих кредитных организаций об оценке деловой репутации данного юридического лица/индивидуального предпринимателя.

Одновременно с этим для оценки деловой репутации клиента агент финансового мониторинга может использовать широкий спектр критериев, а именно:

— наличие информации:

о применении в отношении клиента процедур по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

либо о том, что юридическое лицо прямо или косвенно находится в собственности или под контролем организации или лица, в отношении которых были осуществлены процедуры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

либо что физическое или юридическое лицо действует от имени или по указанию организации или лица, в отношении которых были осуществлены процедуры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

— включение клиента в Перечень юридических лиц — резидентов — участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых выявлено наличие перед ними задолженности нерезидентов по контрактам, по которым резидентами были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк и в дальнейшем ни в одном из уполномоченных банков эти паспорта сделок не были открыты либо паспорта сделок были закрыты уполномоченным банком самостоятельно по истечении 180 календарных дней после истечения срока действия контракта <138>;

———————————

<138> Письмо Банка России от 30.09.2013 N 193-Т «О снижении риска потери деловой репутации и вовлечения уполномоченных банков в осуществлением легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» // Документ опубликован не был.

 

— признание агентом финансового мониторинга операций клиента «подозрительными»;

— наличие в отношении учредителя/участника клиента либо лица, имеющего право распоряжаться счетом клиента, информации:

о совершении операций, признанных агентом финансового мониторинга подозрительными;

либо о том, что они являются (ранее являлись) руководителем/учредителем/представителем другого клиента агента финансового мониторинга, операции которого ранее были признаны подозрительными;

— наличие в отношении клиента информации:

о принятых в отношении указанных лиц мерах ограничительного характера;

о возможной вовлеченности клиента (его контрагента(-ов)) в противоправную деятельность и пр.

Новеллой российского законодательства о финансовом мониторинге следует рассматривать обязанность агентов финансового мониторинга осуществлять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах процедуры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений в объеме, соотносимом с объемом собираемой агентами финансового мониторинга информации в отношении физических лиц.

При этом идентификация бенефициарных владельцев не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

— органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;

— международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью;

— эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Несмотря на то что в Рекомендациях ФАТФ <139> отсутствует рекомендация об идентификации бенефициарных владельцев у физических лиц, российские органы финансового мониторинга (Росфинмониторинг <140> и Банк России <141>) считают, что исходя из того, что под клиентом следует понимать как физических, так и юридических лиц, обязанностью агентов финансового мониторинга является принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев клиентов — как юридических, так и физических лиц.

———————————

<139> См.: Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / Пер. с англ. М., 2012.

<140> См.: информационное письмо Росфинмониторинга «Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // URL: http://fedsfm.ru/ (дата обращения: 19.02.2014). Документ опубликован не был.

<141> Письмо Центрального банка Российской Федерации от 28 января 2014 г. N 14-Т «Об информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев» // ВБР. 2014. N 11.

 

Физическое лицо, не являясь непосредственно учредителем/участником клиента — юридического лица, может владеть таким клиентом либо иметь возможность контролировать его через третьих лиц (быть бенефициарным владельцем клиента). В случае если владение клиентом либо контроль за клиентом осуществляется через третьих лиц, агент финансового мониторинга обязан располагать информацией, подтверждающей факт владения клиентом либо возможность осуществлять контроль за клиентом через третьих лиц.

Агент финансового мониторинга принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможностей контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

— физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;

— физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.)), включая существенные условия сделок, а также финансовых операций, оказывать влияние на величину дохода клиента.

Владение клиентом может осуществляться одним или несколькими физическими лицами (в том числе лицами, имеющими родственные отношения). В таком случае агент финансового мониторинга должен рассматривать каждого из таких физических лиц в качестве бенефициарного владельца.

В рамках реализации функционала по выявлению бенефициарных владельцев агентом финансового мониторинга должны применяться следующие мероприятия:

— включение в договор с клиентом обязанности последнего представлять сведения о бенефициарных владельцах;

— анкетирование клиентов, в том числе в виде направления в адрес клиента запроса о представлении информации (документов) о наличии/отсутствии у клиента бенефициарных владельцев, при этом к документам, подтверждающим представленную клиентом информацию, следует относить копии документов, выданных/оформленных органами государственной власти Российской Федерации, а также иностранных государств. Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке (за исключением документов, удостоверяющих личности физических лиц, выданных компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках, включая русский язык), представляются агенту финансового мониторинга с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык;

— изучение учредительных документов клиентов — юридических лиц;

— устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету (досье) клиента;

— анализ структуры собственности клиента, осуществляемый с использованием внешних доступных агенту финансового мониторинга на законных основаниях источников информации (средства массовой информации, сеть Интернет, коммерческие информационные базы данных).

При выявлении фактов отказа клиента/потенциального клиента от представления данных о своем бенефициарном владельце агент финансового мониторинга имеет возможность реализовать полномочия по отказу от заключения договора, по расторжению заключенного договора, а также по отказу от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица.

В случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента — юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган клиента — юридического лица.

В решении агента финансового мониторинга о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем фиксируются причины, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) клиента — сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления агентом финансового мониторинга бенефициарного владельца либо в случае отсутствия физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

При проведении процедуры по идентификации бенефициарных владельцев агент финансового мониторинга обязан проверять наличие у таких владельцев статуса публичных должностных лиц, а также сведений о таких владельцах в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеется информация об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо наличие принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества.

Вся полученная агентом финансового мониторинга информация (документы) фиксируется/приобщается к анкете (досье) клиента либо хранится в электронном виде и включает:

— перечень предпринятых в целях идентификации бенефициарного владельца мер;

— решение о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента, включая обоснование принятого решения;

— информацию о возможности установления в результате принятых мер идентификации бенефициарного владельца у клиента либо об отсутствии бенефициарного владельца у клиента, включая информацию о предпринятых мерах по его установлению и идентификации;

— решение о признании бенефициарным владельцем клиента — юридического лица единоличного исполнительного органа, включая обоснование принятого решения.

При изучении документов, в частности учредительных документов юридического лица (представительства/филиала), и документов, подтверждающих его государственную регистрацию, агентам финансового мониторинга необходимо обращать особое внимание на:

— оформление учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента в качестве юридического лица (представительства/филиала);

— сведения об органах юридического лица (представительства/филиала) (структура и персональный состав органов управления);

— величину зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или величину уставного фонда, имущества;

— сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица (представительства/филиала), его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица (представительства/филиала) без доверенности.

Информация, указанная в представленном клиентом пакете документов, необходимом для осуществления программы идентификации, проверяется агентами финансового мониторинга с использованием официальных источников, доступных агенту финансового мониторинга на законных основаниях, в частности реестров ЕГРЮЛ/ЕГРИП, сайтов Федеральной налоговой службы Российской Федерации — http://www.nalog.ru/, http://service.nalog.ru/addrfind.do, а также с применением информационного ресурса Банка России «Информация о ликвидируемых и ликвидированных юридических лицах», размещенного по адресу http://www.cbr.ru/egrulinfo/, подготовленного и сопровождаемого в рамках Соглашения об информационном взаимодействии между Банком России и Федеральной налоговой службой. Указанный ресурс используется как при рассмотрении вопроса об установлении взаимоотношений с юридическими лицами, так и при обновлении информации о находящихся на обслуживании клиентах — юридических лицах, при организации работы по оценке риска в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, при рассмотрении вопроса о прекращении отношений с клиентами — юридическими лицами.

При анализе данных, указанных на ресурсе Банка России «Информация о ликвидируемых и ликвидированных юридических лицах», агенты финансового мониторинга учитывают следующее:

— с момента внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, указанное юридическое лицо не может выступать учредителем новых юридических лиц, в том числе юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации;

— правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ, и, соответственно, после внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ такое юридическое лицо больше не может иметь гражданских прав и нести обязанности, в том числе не может являться стороной по обязательству, включая договор банковского счета (депозита). При этом обязательство по общему правилу прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора).

При наличии в информационном ресурсе сведений о ликвидации юридического лица или об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица по решению регистрирующего органа агент финансового мониторинга осуществляет проверку в режим онлайн текущего статуса юридического лица на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в подразделе «Проверь себя и контрагента» раздела «Электронные услуги».

Если после обращения к официальному сайту ФНС России имеются основания для вывода о том, что юридическое лицо ликвидировано, то есть прекращено без образования правопреемника, агент финансового мониторинга:

— отказывается от заключения договоров с таким лицом;

— ранее заключенные договоры с таким лицом считаются прекращенными в связи с отсутствием стороны по договору;

— незамедлительно прекращает осуществление операций/сделок такого лица.

В рамках идентификации лиц, принимаемых/находящихся на обслуживании, агентами финансового мониторинга осуществляются меры по сбору дополнительной информации в отношении руководителя клиента — юридического лица (единоличного исполнительного органа), а также иных сотрудников, наделенных клиентом — юридическим лицом правом первой подписи, с использованием Реестра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с КоАП РФ, формируемого и ведущегося ФНС России.

Примечание.

Агенты финансового мониторинга направляют запрос в адрес ФНС России, в том числе в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, через официальный сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг.

При выявлении фактов указаний на дисквалификацию руководителя клиента — юридического лица (единоличного исполнительного органа) либо иных сотрудников, наделенных клиентом — юридическим лицом правом первой подписи, агент финансового мониторинга отказывается от заключения договоров с юридическим лицом либо незамедлительно прекращает осуществление операций (сделок) такого юридического лица.

Одной из важнейших составных частей идентификации потенциальных клиентов/клиентов является подтверждение факта присутствия или отсутствия постоянно действующего органа управления либо иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по адресу местонахождения юридического лица.

К способам подтверждения данного факта сложившаяся практика относит получение действительных на дату их представления документов:

— получения от юридического лица документов, подтверждающих, что объект недвижимости, зарегистрированный по заявленному клиентом адресу, принадлежит ему на праве собственности, арендуется по договору аренды (субаренды) или используется на иных законных основаниях;

— получения от юридического лица письменного подтверждения того, что его постоянно действующий орган управления либо иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, фактически располагаются по местонахождению юридического лица;

— получения из официальных источников информации, доступных агенту финансового мониторинга на законных основаниях, в частности из реестров ЕГРЮЛ/ЕГРИП, с сайтов Федеральной налоговой службы Российской Федерации: http://www.nalog.ru/, http://service.nalog.ru/addrfind.do и пр.;

— выезда сотрудников агента финансового мониторинга по адресу местонахождения потенциального клиента в целях подтверждения достоверности сведений о его местонахождении в ходе визуального осмотра с составлением соответствующего документа на бумажном носителе <142>.

———————————

<142> Пункт 2 информационного письма Банка России от 31.07.2007 N 12 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» // ВБР. 2007. N 45.

 

При выявлении агентом финансового мониторинга фактов отсутствия юридического лица по заявленному адресу местонахождения он обязан обеспечить повышенное внимание к операциям и сделкам такого клиента и направлять сведения о его операциях и сделках в Росфинмониторинг в рамках факультативного мониторинга.

Специфическими правами наделяет российское финансовое законодательство кредитные организации в отношении открытия и закрытия банковских счетов. Так, кредитная организация как агент финансового мониторинга вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В свою очередь, после принятия на расчетно-кассовое обслуживание кредитная организация вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

Примечание.

Под наличием подозрений следует понимать мотивированное заключение ответственного сотрудника/уполномоченного сотрудника, подготовленное им на основе комплексного анализа информации о клиенте при учете факта наличия отдельных оснований или их совокупности, дающих агенту финансового мониторинга возможность для предположений о фиктивности деятельности клиента, наличии информации об адресе «массовой регистрации», «массовом учредителе», «массовом руководителе», отсутствии органов управления клиента по заявленному адресу местонахождения, результатах анализа документов, представленных клиентом для целей открытия банковского счета, документов, подтверждающих факт ведения реального бизнеса клиента, и пр. В основе для выводов ответственного сотрудника/уполномоченного сотрудника о возможности отказа в открытии счета лежат документы/информация, полученные им от структурных подразделений агента финансового мониторинга, участвующих в открытии банковских счетов (вкладов).

Кредитная организация как агент финансового мониторинга документально фиксирует и представляет в Росфинмониторинг сведения обо всех случаях отказа по основаниям, связанным с выполнением функций агента финансового мониторинга и указанным в Федеральном законе N 115-ФЗ, от заключения договоров с клиентами и (или) выполнения распоряжений клиента о совершении операции, а также о случаях расторжения договоров с клиентами по ее инициативе в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.

Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении 60 (шестидесяти) дней со дня направления кредитной организацией клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета.

Со дня направления кредитной организацией клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета до дня, когда договор считается расторгнутым, агент финансового мониторинга не вправе осуществлять операции по банковскому счету клиента, за исключением операций по начислению процентов в соответствии с договором банковского счета, по перечислению обязательных платежей в бюджет и операций, связанных с выдачей или перечислением остатка денежных средств на счете клиента на другой счет, указанный клиентом, или на специальный счет в Банке России, если клиент не явился за получением денежных средств и не дал указаний о перечислении их на другой счет.

Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет клиента не позднее 7 (семи) дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.

В случае неявки клиента за получением рублевого остатка денежных средств на счете в течение 60 (шестидесяти) дней со дня направления клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета либо неполучения кредитной организацией в течение указанного срока указания клиента о переводе суммы остатка денежных средств на другой счет кредитная организация обязана зачислить денежные средства на свой специальный счет в Банке России <143> и закрыть счет клиента.

———————————

<143> Указание Банка России от 15 июля 2013 г. N 3026-У «О специальном счете в Банке России» // ВБР. 2013. N 47.

 

Перевод денежных средств на специальный счет в Банке России не освобождает кредитную организацию от обязательств по их возврату. При обращении по истечении 60 дней со дня уведомления о расторжении договора банковского счета клиента или иных лиц, имеющих соответствующие права на указанные денежные средства, непосредственно или через судебные органы с письменным заявлением в произвольной форме о возврате денежных средств с банковского счета кредитная организация:

— возвращает указанные денежные средства со своего специального счета в Банке России;

— уведомляет клиента о необходимости получения остатка денежных средств с его банковского счета;

— если клиент обратился с заявлением о выдаче остатка денежных средств с его банковского счета, в том числе в наличной форме, кредитная организация выдает наличные денежные средства. Денежные средства, оставшиеся после выдачи ему денежных средств, направляются переводом в другую кредитную организацию по платежным реквизитам, представленным клиентом;

— если клиент обратился с заявлением о переводе остатка денежных средств, в том числе валютных, в другую кредитную организацию, кредитная организация осуществляет указанный перевод денежных средств.

В случае исключения организации из ЕГРЮЛ, вышеуказанные лица могут рассматриваться кредитной организацией в качестве клиента, подавшего заявление на возврат ранее перечисленных кредитной организацией денежных средств на специальный счет в Банке России <144>.

———————————

<144> Письмо Операционного управления Московского ГТУ Банка России от 15.11.2013 N 33-02-65/118891 «О порядке применения Указания Банка России от 15.07.2013 N 3026-У».

 

Ряд особенностей идентификации предусмотрен для принятия на банковское обслуживание юридических лиц — нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками, к которым следует отнести требования по сбору дополнительных документов:

— о наименовании и местонахождении иностранных кредитных организаций, с которыми у юридического лица (представительства/филиала) — нерезидента имелись или имеются гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора банковского счета, о характере и продолжительности этих отношений;

— об основных контрагентах, объемах и характере операций, которые предполагается проводить с использованием банковского счета, открываемого в кредитной организации;

— об обязанности (или отсутствии таковой) юридического лица (представительства/филиала) — нерезидента представлять по месту его регистрации или деятельности финансовые отчеты компетентным (уполномоченным) государственным учреждениям с указанием наименований таких государственных учреждений;

— о представлении (при наличии соответствующей обязанности) финансового отчета за последний отчетный период (указать государственное учреждение, в которое представлен финансовый отчет, а также сведения об общедоступном источнике информации (если имеется), содержащем финансовый отчет) <145>.

———————————

<145> Письмо Банка России от 30.10.2007 N 170-Т «Об особенностях принятия на банковское обслуживание юридических лиц — нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками» // ВБР. 2007. N 61.

 

Данная информация представляется в произвольной форме и находится в представленном юридическим лицом (представительством/филиалом) — нерезидентом РФ комплекте документов для идентификации.

В дополнение к документам, представляемым при открытии банковского счета, до заключения договора банковского счета, юридические лица (представительства/филиалы) — нерезиденты, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (за исключением иностранных кредитных организаций), могут представить рекомендательные письма, составленные в произвольной форме, российских или иностранных кредитных организаций, с которыми у данных юридических лиц (представительств/филиалов) — нерезидентов имеются гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора банковского счета. Рекомендательные письма могут быть представлены также в отношении учредителей юридического лица (представительства/филиала) — нерезидента, не являющегося налоговым резидентом РФ.

Заключение договора банковского счета с юридическими лицами (представительствами/филиалами) — нерезидентами РФ осуществляется на основании оформленного в письменном виде решения руководителя кредитной организации (руководителя филиала) или лица, которому такое право предоставлено уполномоченными лицами кредитной организации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code