Глава 5. ПРОЦЕДУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

  • 5.1. Идентификация клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

 

5.1.1. Общие положения

 

Агенты финансового мониторинга обязаны идентифицировать и изучать своих клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев при совершении ими операций и сделок.

Примечание.

Клиент — физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, находящиеся на обслуживании у агента финансового мониторинга, в отношении или по поручению которых агент финансового мониторинга осуществляет операции и иные сделки.

Представитель клиента — физическое лицо, открывающее счет (вклад) и/или совершающее операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет физического или юридического лица, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентских договоров, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом. Необходимо отметить, что перечень гражданско-правовых договоров не является исчерпывающим, однако требование по идентификации выгодоприобретателей не применяется к субъектам сделок, предусматривающих финансирование под уступку денежного требования (факторинг) <128>.

———————————

<128> Пункт 2 информационного письма Банка России от 06.03.2006 N 9 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» // ВБР. 2006. N 18.

 

Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Идентификация клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев — наиболее важная процедура финансового мониторинга, так как в ходе ее реализации агент финансового мониторинга устанавливает отношения с клиентом, а ее проведение можно сравнить с «воротами в легальную экономику» для преступных элементов. Именно надлежащее выполнение идентификационных процедур позволяет агенту финансового мониторинга исключить возможность оказания услуг лицу, причастному к легализации (отмыванию) преступных доходов или финансированию терроризма.

Агенты финансового мониторинга идентифицируют как клиентов, которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и клиентов, которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений. Иными словами, процедура идентификации распространяется как на разовых, так и на постоянных клиентов агента финансового мониторинга.

Идентификации также подлежат лица — представители клиента, которым предоставляются либо будут предоставлены полномочия по открытию и/или распоряжению банковским счетом (банковским вкладом), включая полномочия по распоряжению банковским счетом (банковским вкладом) с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг).

Агенты финансового мониторинга устанавливают и идентифицируют выгодоприобретателя, то есть физическое или юридическое лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности, на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций и иных сделок.

При этом идентификация выгодоприобретателей (за исключением случаев, когда в отношении клиентов или в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом этих клиентов возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма) может не проводиться, если клиенты являются агентами финансового мониторинга, в том числе:

а) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в частности:

— кредитной организацией;

— профессиональным участником рынка ценных бумаг;

— страховой организацией (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховым брокером или лизинговой компанией;

— организацией федеральной почтовой связи;

— ломбардом;

— организацией, осуществляющей скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

— организацией, содержащей тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующей и проводящей лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

— организацией, осуществляющей управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

— организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

— оператором по приему платежей;

— коммерческой организацией, заключающей договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента;

— кредитным потребительским кооперативом, в том числе сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом;

— микрофинансовой организацией;

— обществом взаимного страхования;

— негосударственным пенсионным фондом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

— оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;

б) банком — резидентом иностранного государства — члена Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), если он отвечает хотя бы одному из следующих критериев:

— имеет показатель рейтинговой оценки, присвоенный международным рейтинговым агентством (Moody’s Investors Service, Standart & Poor’s или Fitch Ratings);

— включен в международный банковский справочник «Bankers Almanac» (издательство «Reed Business Information», UK), используется любой выпуск справочника, изданный не ранее календарного года, предшествующего календарному году совершения банковской операции или иной сделки, либо в перечень (реестр) действующих кредитных организаций соответствующего иностранного государства;

в) адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

— сделки с недвижимым имуществом;

— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них, а также при изучении операций клиентов агенты финансового мониторинга вправе требовать представления клиентом или его представителем и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), а клиенты обязаны представлять агентам финансового мониторинга информацию, необходимую для исполнения ими требований законодательства, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

Все документы, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента, а также установить и идентифицировать выгодоприобретателя и бенефициарных владельцев, должны быть действительными на дату их предъявления и представляться агентам финансового мониторинга в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии. Если к идентификации клиента, представителя клиента, установлению и идентификации выгодоприобретателя и бенефициарных владельцев имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

В случае представления копий документов агент финансового мониторинга вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.

Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке (за исключением документов, удостоверяющих личности физических лиц, выданных компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках, включая русский язык), представляются агенту финансового мониторинга с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, принимаются агентом финансового мониторинга в случае их легализации в установленном порядке (указанные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).

Требование о представлении документов с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык не распространяется на документы, выданные компетентными органами иностранных государств, удостоверяющие личности физических лиц, при условии наличия у физического лица документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта).

Сведения, содержащиеся в документе, удостоверяющем личность физического лица, выданном компетентным органом иностранного государства, при наличии у агента финансового мониторинга его перевода на русский язык либо сведения, содержащиеся в документе, удостоверяющем личность физического лица, выданном компетентным органом иностранного государства, составленном на нескольких языках, включая русский язык, фиксируются на русском языке. В иных случаях фиксирование сведений осуществляется с использованием букв русского и (или) латинского алфавита.

Идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента — физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом — физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 тыс. рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. рублей, за исключением случаев, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке) либо организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а также если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента — физического лица проводится независимо от суммы перевода.

Примечание.

Банковский платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной Федеральным законом РФ от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе». При этом кредитные организации вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента:

— для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;

— для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными агентом финансового мониторинга, как оператором по переводу денежных средств;

— для проведения идентификации клиента — физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Необходимо отметить, что при осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика с использованием банковских счетов плательщика агент финансового мониторинга на всех этапах их проведения обеспечивает контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов, соответствие сведениям, имеющимся в его распоряжении, а также хранение следующей информации:

— о плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

— о плательщике — юридическом лице: наименования, номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.

При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение плательщика, вышеуказанной информации или неполучении ее иным способом агент финансового мониторинга отказывает в выполнении поручения плательщика.

Агент финансового мониторинга может использовать любые согласованные с организацией, обслуживающей получателя денежных средств, способы, обеспечивающие своевременную передачу вышеуказанной информации.

В случае если банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо банк, который обслуживает получателя при осуществлении в его пользу перевода денежных средств без открытия банковского счета, либо банк, который участвует в осуществлении перевода денежных средств, является иностранным банком, информация о плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике — юридическом лице должна включать его наименование и адрес места нахождения.

В случае выполнения агентом финансового мониторинга функции банка-корреспондента последний обеспечивает неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе, и ее хранение.

Агент финансового мониторинга при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на всех этапах их проведения обеспечивает контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов, а также хранение следующей информации:

— о плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), уникального присваиваемого номера операции (при его наличии), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

— о плательщике — юридическом лице: наименования, уникального присваиваемого номера (кода, пароля) операции, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.

При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение плательщика, вышеуказанной информации или неполучении ее иным способом агент финансового мониторинга отказывает в выполнении поручения плательщика.

При осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов агенты финансового мониторинга обеспечивают неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе, и ее хранение.

При отсутствии в поступившем расчетном документе информации о плательщике и наличии у агента финансового мониторинга подозрений, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, агент финансового мониторинга не позднее рабочего дня, следующего за днем признания данной операции подозрительной, направляет сведения о данной операции в Росфинмониторинг.

Агент финансового мониторинга отказывает в совершении перевода в случае отсутствия информации о плательщиках, за исключением случаев осуществления:

— безналичных расчетов, осуществляемых кредитной организацией по банковским счетам на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. рублей;

— безналичных расчетов по банковским счетам, открытым в одной кредитной организации;

— безналичных расчетов, осуществляемых с использованием платежных карт;

— безналичных расчетов, осуществляемых между кредитными организациями либо между кредитной организацией и иностранным банком от своего имени и за свой счет;

— переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, осуществляемые кредитными организациями на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. рублей.

В случае если характер банковских операций и иных сделок не позволяет до совершения операций и сделок идентифицировать клиента (его представителя), установить и идентифицировать выгодоприобретателя в полном объеме, агент финансового мониторинга обязан завершить идентификацию клиента, установление и идентификацию выгодоприобретателя в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня совершения банковской операции или иной сделки, при этом указанный порядок не распространяется на банковские операции, предусматривающие осуществление упрощенной идентификации.

В случае если агент финансового мониторинга не может завершить установление и идентификацию выгодоприобретателя по операциям, подлежащим обязательному контролю, или иным операциям, сведения по которым были направлены в уполномоченный орган, по причине непредставления клиентом необходимых документов и сведений, агент финансового мониторинга сообщает об этом в Росфинмониторинг с указанием всех сведений о выгодоприобретателе, которыми располагает на дату направления сообщения.

Агенты финансового мониторинга не проводят идентификацию в отношении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Агенты финансового мониторинга проводят повторную идентификацию клиента, установление и идентификацию выгодоприобретателя, если у агентов финансового мониторинга возникают сомнения в достоверности сведений, полученных ранее.

Необходимо отметить, что кредитным организациям как агентам финансового мониторинга делегировано право поручать на основании договора, в том числе многостороннего (включая правила платежной системы), другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, банковскому платежному агенту, оператору связи, имеющему право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющему центру, аккредитованному в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи», проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа. Кредитные организации несут ответственность за соблюдение требований по идентификации или упрощенной идентификации, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и обязаны сообщать Банку России в установленном им порядке информацию о лицах, которым поручено проведение идентификации.

Необходимо отметить, что кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющий центр, аккредитованный в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи», которым поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ и иными федеральными законами. Банковские платежные агенты несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации в соответствии с договорами, заключенными с кредитными организациями.

В случае несоблюдения установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации лицо, которому кредитная организация поручила проведение идентификации или упрощенной идентификации, несет ответственность в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией, включая взыскание неустойки (штрафа, пеней). Несоблюдение установленных требований по идентификации или упрощенной идентификации является основанием для одностороннего отказа от исполнения кредитной организацией договора с указанным лицом.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code