4.6. Производство по делам об административных правонарушениях

Агенты финансового мониторинга, нарушившие законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По фактам таких нарушений в соответствии с КоАП России Росфинмониторинг и его территориальные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном разделом IV «Производство по делам об административных правонарушениях» КоАП России.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 3 статьи 15.27 КоАП России «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», осуществляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы.

Перечень должностных лиц Росфинмониторинга и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы, установлен Приказом Росфинмониторинга от 24 июня 2009 г. N 141 «О должностных лицах Федеральной службы по финансовому мониторингу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» <127>. К ним относятся:

———————————

<127> РГ. 2009. N 152.

 

— руководитель Росфинмониторинга, его заместители;

— начальник Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга, его заместители;

— начальники отделов Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга, их заместители, иные должностные лица Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга, уполномоченные осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— руководители межрегиональных управлений Росфинмониторинга, их заместители;

— начальники отделов межрегиональных управлений Росфинмониторинга, их заместители, иные должностные лица межрегиональных управлений Росфинмониторинга, уполномоченные осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Банк России также вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере финансового мониторинга в отношении поднадзорных ему агентов финансового мониторинга (за исключением административного правонарушения, связанного с неисполнением агентом финансового мониторинга или его должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшим установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

В Банке России дела об административных правонарушениях вправе рассматривать: 1) председатель Банка России, его заместители, руководитель территориального учреждения Банка России, его заместители; 2) руководители структурных подразделений Банка России, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков; 3) руководители территориальных подразделений Банка России, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (ст. 23.74 КоАП РФ).

Возбуждение дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, только при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы, выясняет наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента, который установлен в части 4 статьи 28.1 КоАП России «Возбуждение дела об административном правонарушении», в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.

Протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, а также представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

Копия протокола вручается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя агента финансового мониторинга, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение 3 дней со дня составления указанного протокола.

В случае отказа лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, от подписания протокола (или их отсутствии) должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, делается соответствующая запись в протоколе.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю агента финансового мониторинга, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении должны разъясняться их права и обязанности.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается с сопроводительным письмом заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

Срок проведения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, административного расследования не может превышать 1 месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях срок проведения административного расследования может быть продлен по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, на срок не более 1 месяца.

По окончании административного расследования должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится должностным лицом, осуществлявшим производство по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП России «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении», в том числе истечения сроков давности привлечения к административной ответственности; наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим его.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю агента финансового мониторинга, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении. Должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должно выяснить обстоятельства, изложенные в статье 29.1 КоАП России «Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении», и не может рассматривать данное дело в случае, если имеют место обстоятельства, изложенные в статье 29.2 КоАП России «Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом».

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносятся определения, предусмотренные частью 1 статьи 29.4 КоАП России «Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении». Определения по делам об административных правонарушениях подписываются должностным лицом, их вынесшим.

Рассмотрение дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на 1 месяц, о чем должностным лицом, рассматривающим дело, выносится мотивированное определение.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, обязано всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить обстоятельства дела, разрешить его в соответствии с законом, обеспечить исполнение вынесенного постановления, а также выявить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим постановление, и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем 3 дня со дня окончания разбирательства дела, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю агента финансового мониторинга, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления.

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие агенты финансового мониторинга и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Представление выносится одновременно с постановлением по делу об административном правонарушении и подписывается должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении.

Агенты финансового мониторинга и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение 30 дней со дня его получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, которые вынесли представление.

В случае принятия должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по частям 2 или 3 статьи 15.27 КоАП России «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», решения о передаче дела судье, уполномоченному назначать административное наказание на юридических лиц в виде административного приостановления деятельности на срок до 60 суток или на должностных лиц в виде дисквалификации на срок от 1 года до 2 лет, а на юридических лиц — в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, оформляется определение о передаче дела об административном правонарушении.

Копия определения о передаче дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении и материалы дела направляются судье незамедлительно после вынесения определения о передаче дела об административном правонарушении.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code