4.5. Инспекционные проверки Росфинмониторинга

В настоящее время Росфинмониторинг осуществляет проверки агентов финансового мониторинга, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, в целях соблюдения последними законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлекает лиц, виновных в нарушении данного законодательства, к административной ответственности.

Порядок осуществления Росфинмониторингом проверок регулируется Административным регламентом исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, утвержденным Приказом Росфинмониторинга от 6 июня 2012 г. N 192 “Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства” <125>.

——————————–

<125> РГ. 2012. N 236.

 

Исполнение функций по осуществлению надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется самим Росфинмониторингом и его территориальными органами.

Должностные лица Росфинмониторинга и его территориальных органов имеют право истребовать документы и информацию, необходимые для осуществления проверки, а лица, в отношении которых осуществляется проверка, обязаны представить должностным лицам Росфинмониторинга и его территориальных органов запрошенные документы и информацию в установленные сроки, а также имеют право обжаловать действия (бездействие) и решения должностных лиц Росфинмониторинга и его территориальных органов, осуществляющих такую проверку.

Результатом проверки является установление факта соблюдения (несоблюдения) организациями (их филиалами) требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Результатом административных процедур при исполнении функционала по проверке являются:

– акт о воспрепятствовании проведению проверки;

– акт проверки;

– постановление по делу об административном правонарушении;

– представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

– определение о передаче дела об административном правонарушении судье.

Проверка может осуществляться в виде 1) выездной проверки либо 2) камеральной проверки и проходит в следующие сроки:

– срок проведения выездной проверки не может превышать 30 календарных дней;

– срок проведения камеральной проверки – не свыше 90 календарных дней.

По письменному мотивированному представлению руководителя проверки или должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки, срок проведения проверки, осуществляемой Росфинмониторингом, может быть продлен приказом руководителя Росфинмониторинга (заместителя руководителя в соответствии с распределением обязанностей), проверки, проводимой территориальным органом, – приказом руководителя территориального органа (заместителя руководителя в соответствии с распределением обязанностей) не более чем на 30 календарных дней.

Приказ о продлении срока проведения проверки должен быть подписан до окончания ранее установленного срока проверки.

Проверяемая организация информируется о продлении срока проведения проверки в течение 3 рабочих дней после даты регистрации приказа путем его предъявления руководителю организации или уполномоченному представителю организации (по желанию организации предоставляется копия указанного приказа), либо копия приказа направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется в сроки, установленные КоАП России, и предусматривает:

– проведение проверки:

осуществление выездной проверки;

осуществление камеральной проверки;

оформление результатов проверки;

– производство по делам об административных правонарушениях:

возбуждение дела об административном правонарушении;

прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение;

подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;

рассмотрение дела об административном правонарушении.

Проведение проверки. Основанием для начала проверки является приказ о ее проведении, который подписывается руководителем Росфинмониторинга (заместителем руководителя в соответствии с распределением обязанностей), руководителем территориального органа (заместителем руководителя в соответствии с распределением обязанностей), заверяется печатью Росфинмониторинга (территориального органа) с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Приказ о проведении проверки должен содержать:

– наименование органа – Росфинмониторинга (его территориального органа);

– цель и правовые основания проведения проверки;

– наименование организации (ее филиала), в которой проводится проверка, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), место нахождения организации и (или) место фактического осуществления деятельности организации (филиала);

– период деятельности организации (филиала), подлежащей проверке;

– фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного(-ых) на проведение проверки;

– дату начала и дату окончания проверки.

Должностные лица, осуществляющие контроль, проводят проверки по следующим вопросам:

– соблюдение организацией требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма о постановке на учет в Росфинмониторинге;

– наличие в организации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных руководителем, соответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также их реализация;

– наличие в организации специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, документов о его назначении, а также соответствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям, установленным законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– соблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– соблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей;

– соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных Федеральным Законом N 115-ФЗ;

– соблюдение порядка документального фиксирования и представления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным Законом N 115-ФЗ;

– соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным Законом N 115-ФЗ;

– соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным Законом N 115-ФЗ;

– соблюдение конфиденциального характера информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля.

В отличие от выездной проверки, осуществляемой комиссией, возглавляемой руководителем проверки, камеральная проверка может проводиться одним должностным лицом, уполномоченным на ее проведение.

Проверке подлежит любой период деятельности организации начиная с 1 февраля 2002 г. – даты вступления в силу Федерального закона N 115-ФЗ, а для организаций, включенных в статью 5 Федерального закона N 115-ФЗ позднее указанной даты, – с момента вступления в силу соответствующих изменений и дополнений, с учетом сроков хранения организацией документов и сведений.

Выездные проверки в отношении одного агента финансового мониторинга проводятся не чаще 1 раза в год.

Повторная выездная проверка за один и тот же период деятельности организации проводится только по приказу руководителя Росфинмониторинга (заместителя руководителя в соответствии с распределением обязанностей) на основании письменного мотивированного представления руководителя территориального органа (заместителя руководителя в соответствии с распределением обязанностей).

В рамках проверок Росфинмониторинг и его территориальные органы при необходимости запрашивают информацию и документы, необходимые для ее осуществления, в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2002 N 425 “Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления” <126>.

——————————–

<126> СЗ РФ. 2002. N 25. Ст. 2457.

 

В случае осуществления организацией, в отношении которой проводится проверка, действий (бездействия), препятствующих проведению проверки, составляется акт о воспрепятствовании проведению проверки, который подписывается должностным(-и) лицом(-ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченным(-и) на проведение проверки.

Осуществление выездной проверки. Выездные проверки проводятся путем анализа документов и иной информации, полученных от агента финансового мониторинга или его филиалов, на основании требования о предоставлении документов и информации. Кроме того, дополнительно могут использоваться информация о проверяемом агенте финансового мониторинга, имеющаяся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа), а также информация и документы, полученные при необходимости в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Выездная проверка проводится по месту нахождения агента финансового мониторинга и (или) по месту его фактического осуществления деятельности.

Проверка начинается с того, что руководитель проверки знакомит руководителя или уполномоченного представителя агента финансового мониторинга с приказом о проведении проверки, который предъявляется одновременно со служебными удостоверениями членов комиссии. По желанию агента финансового мониторинга может быть предоставлена копия приказа о проведении выездной проверки.

После ознакомления с приказом о проведении проверки руководителю или уполномоченному представителю агента финансового мониторинга вручается требование о предоставлении документов и информации, в котором перечисляются документы, необходимые для осуществления проверки.

При необходимости должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, запрашивают и получают как устные, так и письменные пояснения от сотрудников агента финансового мониторинга. Письменные объяснения представляются на имя руководителя проверки.

После получения истребованных документов и информации комиссия приступает к их изучению и анализу для целей проверки соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Осуществление камеральной проверки. Камеральные проверки проводятся путем анализа документов и информации, полученных от организации (филиала) по письменным запросам Росфинмониторинга или его территориальных органов. Кроме того, дополнительно могут использоваться информация о проверяемой организации (филиале), имеющаяся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа), а также информация и документы, полученные при необходимости в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Камеральная проверка проводится по месту нахождения Росфинмониторинга или его территориальных органов.

Запрос оформляется на бланке Росфинмониторинга (территориального органа) и подписывается руководителем Росфинмониторинга или заместителем руководителя в соответствии с распределением обязанностей (руководителем территориального органа или заместителем руководителя в соответствии с распределением обязанностей).

Запрос с приложением копии приказа о проведении проверки направляется агенту финансового мониторинга заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или может быть доставлен нарочным.

Днем получения агентом финансового мониторинга запроса считается дата вручения заказного почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении, либо дата вручения запроса на представление документов и информации нарочным.

Агент финансового мониторинга обязан представить Росфинмониторингу или его территориальному органу документы (копии документов) и информацию, необходимые для проведения камеральной проверки, в течение 7 календарных дней со дня получения запроса.

Документы (копии документов) и информация, необходимые для проведения камеральной проверки, представляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя или уполномоченного представителя агента финансового мониторинга путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или представления непосредственно Росфинмониторингу (территориальному органу) представителем агента финансового мониторинга.

Днем представления организацией документов (копий документов) и информации Росфинмониторингу или его территориальному органу считается:

– для документов (копий документов) и информации, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;

– для документов (копий документов) и информации, представленных непосредственно представителем организации, – дата, указанная в отметке Росфинмониторинга или его территориального органа о принятии сведений и документов.

После получения документов и информации должностные лица Росфинмониторинга приступают к их изучению и анализу для целей проверки соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Оформление результатов проверки. По результатам проверки должностным лицом или комиссией Росфинмониторинга (территориального органа), осуществляющими проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, который должен содержать следующие сведения:

– дату и место составления;

– наименование органа – Росфинмониторинга (его территориального органа);

– дату и номер приказа, на основании которого проведена проверка;

– фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего(-их) проверку;

– наименование проверяемой организации (филиала), ИНН, ОГРН, место нахождения организации и место фактического осуществления деятельности организации (филиала);

– проверяемый период;

– срок проведения проверки;

– сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

– подпись должностного(-их) лица (лиц), проводившего(-их) проверку;

– сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя организации или уполномоченного представителя организации, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи.

Акт составляется в пределах срока проведения проверки, установленного приказом на ее проведение. Дата подписания акта проверки, составленного по ее результатам, считается датой ее окончания.

К экземпляру акта проверки Росфинмониторинга или его территориального органа прилагаются заверенные подписью руководителя или уполномоченного представителя агента финансового мониторинга и печатью копии документов, подтверждающие информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К акту проверки могут быть приложены объяснения сотрудников организации.

Оба экземпляра акта проверки подписываются должностным(-и) лицом(-ами) Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченным(-и) на проведение проверки.

Второй экземпляр акта проверки в течение 3 рабочих дней после даты его составления вручается руководителю или уполномоченному представителю агента финансового мониторинга под расписку на первом экземпляре акта проверки с целью подтверждения факта ознакомления или направляется агенту финансового мониторинга заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае отказа руководителя или уполномоченного представителя агента финансового мониторинга от ознакомления с актом выездной проверки должностные лица Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченные на проведение проверки, делают соответствующую отметку на каждом экземпляре акта проверки.

Содержание

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 190

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code