4.3. Правовое положение Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга)

Российским подразделением финансового мониторинга, ответственным за организацию финансового мониторинга на территории Российской Федерации, является Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (Росфинмониторинг) и ее территориальные подразделения.

Первоначально был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <122>. Данным нормативным актом указанный орган был уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

———————————

<122> СЗ РФ. 2001. N 45. Ст. 4251.

 

В настоящее время правовое положение Росфинмониторинга регулируется Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» <123>.

———————————

<123> СЗ РФ. 2012. N 25. Ст. 3314.

 

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

Руководит деятельностью Росфинмониторинга Президент Российской Федерации.

Росфинмониторинг — юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также лицевые счета, открываемые в установленном порядке в органах федерального казначейства. Росфинмониторинг имеет геральдический знак — эмблему и флаг, утверждаемые Президентом Российской Федерации. Местонахождение Росфинмониторинга — г. Москва.

Росфинмониторинг возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росфинмониторинг полномочий, имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению директора Росфинмониторинга.

Количество заместителей директора Росфинмониторинга устанавливается Президентом Российской Федерации.

Директор Росфинмониторинга:

— распределяет обязанности между своими заместителями;

— утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Росфинмониторинга и его территориальных органах;

— представляет Президенту Российской Федерации:

проект положения о Росфинмониторинге;

предложения о предельной штатной численности центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора Росфинмониторинга;

ежегодный отчет о деятельности Росфинмониторинга;

представления о присвоении почетных званий Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим и работникам Росфинмониторинга, награждении их государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации;

— присваивает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, классные чины федеральной государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга;

— вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации представления о присвоении федеральным государственным гражданским служащим Росфинмониторинга классных чинов федеральной государственной гражданской службы, присвоение которых относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

— назначает на должность и освобождает от должности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Росфинмониторинга, руководителей и заместителей руководителей его территориальных органов;

— решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Росфинмониторинге;

— утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Росфинмониторинга в пределах, установленных Президентом Российской Федерации, штатной численности и фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга, смету расходов на содержание центрального аппарата Росфинмониторинга в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

— утверждает штатную численность федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Росфинмониторинга в пределах установленной Президентом Российской Федерации штатной численности указанных органов, смету расходов на содержание этих органов в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

— утверждает штатную численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Росфинмониторинга, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год;

— вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета на соответствующий год в части, касающейся финансирования деятельности Росфинмониторинга и его территориальных органов;

— издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Росфинмониторинга;

— имеет право обращаться по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, к руководителям иных федеральных органов исполнительной власти.

Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:

— контролирует исполнение юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;

— вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

— принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

— осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— осуществляет проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает дополнительную информацию об операциях клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;

— выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

— контролирует операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом;

— получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и Банка России информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;

— оценивает угрозы национальной безопасности, возникающие в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, представляет Президенту РФ ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;

— ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

— издает приказ о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

— разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;

— взаимодействует с Банком России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, а также взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами РФ или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;

— взаимодействует от имени РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;

— направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

— создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

— формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

— обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

— участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров РФ, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

— привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

— обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

— организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга.

Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:

— привлекать при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

— запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, которые необходимы для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

— давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

— проводить в пределах своих полномочий мероприятия в целях проверки исполнения юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, касающейся соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в целях организации внутреннего контроля;

— вносить руководителям соответствующих государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к административной ответственности;

— создавать в установленном порядке межведомственные комиссии, рабочие и экспертные группы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

— разрабатывать и утверждать в пределах своих полномочий методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий;

— создавать совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

— принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) устранение последствий нарушений в установленной сфере деятельности;

— пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

— создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Росфинмониторинга;

— учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и их описания.

Росфинмониторинг не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

К основным функциям Росфинмониторинга относят следующие виды деятельности.

Аналитическая функция. Федеральная служба проводит сбор, обработку, анализ информации об операциях (сделках), подлежащих обязательному и факультативному мониторингу, а также проверяет информацию, в том числе путем получения необходимых разъяснений по представленной информации.

По итогам внутренних расследований Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов.

Информационная функция. Росфинмониторинг несет ответственность за создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральная служба формирует Перечень террористов и экстремистов и вносит в него изменения.

Методологическая функция. В методических и практических целях Росфинмониторинг выявляет признаки операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Регистрационная функция. Росфинмониторинг ведет учет агентов финансового мониторинга, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Надзорная функция. Росфинмониторинг осуществляет и надзор за исполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства о финансовом мониторинге.

Росфинмониторинг принимает решение о приостановлении отдельных операций физических и юридических лиц, а также о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в России.

Координаторская функция. Росфинмониторинг координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также взаимодействует с Банком России.

Международное сотрудничество. В рамках международной деятельности Росфинмониторинг представляет Россию в международных организациях по вопросам ПОД/ФТ, а также участвует в разработке и реализации соответствующих программ международного сотрудничества.

Рассмотрим задачи основных структурных подразделений Росфинмониторинга.

Информационно-технологическое управление:

— создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— формирование и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— сбор и обработка информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством о финансовом мониторинге;

— организация формирования информационных ресурсов, относящихся к компетенции ФСФМ;

— обеспечение приема, обработки, хранения и передачи данных, разграничение доступа пользователям ФСФМ к соответствующим информационным ресурсам;

— осуществление информационно-справочной работы по информационным ресурсам Росфинмониторинга;

— проведение работ по созданию, эксплуатации и развитию информационно-аналитической системы ФСФМ на основе компьютерных технологий;

— организация профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников подразделений ФСФМ в области информационно-технологической работы.

Управление по противодействию финансированию терроризма:

— сбор, обобщение и анализ информации о формах и методах, используемых для оказания финансовой и иной поддержки террористическим организациям, и материалов о физических и юридических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к террористической деятельности;

— организация работы по составлению и ведению Перечня террористов и экстремистов и доведению его до агентов финансового мониторинга;

— разработка и совершенствование алгоритмов отбора информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом, осуществляемого кредитными и иными финансовыми организациями в порядке процедур обязательного и внутреннего контроля, в целях своевременного выявления признаков их возможного использования для оказания материальной и иной поддержки экстремизму (терроризму);

— организация и осуществление анализа и проработки поступающей от кредитных и иных финансовых организаций информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления возможной их причастности к финансированию экстремизма (терроризма);

— направление в правоохранительные органы информации и материалов об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом с выявленными признаками использования их в целях финансирования экстремизма (терроризма) для их дальнейшей проверки в соответствии с предоставленной им компетенцией;

— взаимодействие с зарубежными организациями и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам противодействия финансированию терроризма.

Управление финансовых расследований:

— анализ поступающей от агентов финансового мониторинга информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному или факультативному (дополнительному) контролю;

— проведение проверочных мероприятий и финансовых расследований с целью выявления признаков, свидетельствующих об их связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

— проведение финансовых расследований и проблемно-тематических исследований по вопросам легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, в различных отраслях экономики;

— сотрудничество с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации и предварительного расследования по операциям (сделкам), связанным с легализацией преступных доходов.

Управление надзорной деятельности:

— учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

— взаимодействие с надзорными органами (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба страхового надзора и др.) по вопросам организации надзорной деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— проведение проверочных мероприятий по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства о финансовом мониторинге в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля.

Управление международных связей:

— обеспечение информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;

— участие в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров РФ, в том числе межведомственного характера;

— обеспечение взаимодействия Росфинмониторинга с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в России, так и за рубежом;

— обеспечение участия Росфинмониторинга в деятельности международных организаций в рамках представления РФ;

— изучение международного опыта и практики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Юридическое управление:

— обобщение практики применения законодательства о финансовом мониторинге;

— подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

— представление прав и законных интересов Росфинмониторинга в судах, иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, Банке России, организациях;

— координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового мониторинга;

— разработка предложений по принятию межведомственных планов и программ и подготовка отчетов о принятых мерах;

— методическое руководство правовой работой территориальных органов Росфинмониторинга.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code