4.2. Надзорные органы

В настоящее время контроль за исполнением агентами финансового мониторинга положений нормативных актов в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется органами финансового мониторинга, в частности Росфинмониторингом и надзорными органами.

Для целей финансового мониторинга надзорные органы можно определить как органы государственной власти и Банк России, на которые возложены функции по проведению государственного надзора за исполнением агентами финансового мониторинга законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Надзорные органы осуществляют государственный надзор в сфере финансового мониторинга только в отношении агентов финансового мониторинга, которые в силу своей основной хозяйственной деятельности являются поднадзорными организациями.

Как отмечалось ранее, при отсутствии надзорных органов в сфере деятельности отдельных видов агентов финансового мониторинга надзорные функции в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма осуществляет Росфинмониторинг.

Банк России. Центральный банк Российской Федерации является органом банковского регулирования и надзора на территории Российской Федерации. Его правовой статус определяется Конституцией РФ и федеральными законами.

Среди законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность, основополагающее место занимают Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» <113> и Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 23 июля 2013 г.) <114>.

———————————

<113> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

<114> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

 

Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия конституционного федерального закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ.

Уставный капитал Банка России составляет 3 млрд. руб., который как и иное имущество Банка России, является федеральной собственностью.

К основным целям деятельности Банка России относят защиту и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы, развитие и обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Для их реализации Банк России осуществляет ряд государственных функций:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) эффективное управляет золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на проведение банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

9.1) регулирует, контролирует и ведет надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

10) регистрирует выпуски эмиссионных ценных бумаг и проспекты ценных бумаг, отчеты об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

10.2) регулирует, контролирует и ведет надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

16.1) участвует в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

16.2) осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16.3) самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения;

17) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

17.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

17.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные Статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

17.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

17.4) защищает права и законные интересы акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению.

Немаловажная государственная функция Банка России — нормотворческая деятельность. Банк России издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты в сфере регулирования банковской деятельности, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.

В сфере создания и развития системы финансового мониторинга Банк России является одним из первопроходцев. К настоящему моменту в рамках реализации нормотворческой функции Банк России издал ряд нормативных правовых актов и методических рекомендаций в сфере ПОД/ФТ <115>.

———————————

<115> См. подробнее: параграф 3.1.

 

Помимо нормотворческой деятельности в сфере финансового мониторинга, Банк России проверяет кредитные организации на предмет соблюдения ими законодательства по ПОД/ФТ и налагает меры воздействия на кредитные организации в случае выявления нарушений законодательства о ПОД/ФТ.

Банку России законодательно предоставлено право на отзыв лицензии на осуществление банковских операций при наличии фактов неоднократного нарушения кредитными организациями законодательства о финансовом мониторинге в течение одного года.

Так, при неисполнении кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также неоднократном нарушении в течение одного года требований в части идентификации клиентов и обязательного финансового мониторинга Банк России вправе (но не обязан. — Прим. авт.) отозвать лицензию у кредитной организации.

В целях оперативного предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, Банк России своим письмом от 4 сентября 2013 г. N 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» <116> предусмотрел обязанность территориальных учреждений Банка России не позднее 5 рабочих дней после поступления информации Департамента финансового мониторинга и валютного контроля о признаках высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций, а именно в случаях:

———————————

<116> ВБР. 2013. N 51.

 

— превышения за последний квартал суммарного значения удельного веса (доли) объема сомнительных наличных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам юридических и физических лиц и удельного веса (доли) объема сомнительных безналичных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам юридических лиц величины 5 процентов, и (или)

— превышения за последний квартал объема сомнительных безналичных операций величины 5 млрд. руб., и (или)

— превышения за последний квартал объема сомнительных наличных операций величины 5 млрд. руб., при наличии оснований, предусмотренных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», направлять в Департамент банковского надзора проект предписания о введении сроком на 6 месяцев в зависимости от характера сомнительных операций одной или нескольких мер, а именно:

— ограничение на проведение операций в иностранной валюте через корреспондентские счета, открытые в кредитных организациях (кроме ОАО «Сбербанк России», ОАО ВТБ), и (или) ограничение на проведение операций в валюте Российской Федерации через корреспондентские счета, открытые в кредитных организациях, за исключением корреспондентского счета в Банке России;

— ограничение на осуществление переводов денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по поручению клиентов — юридических лиц на счета резидентов и нерезидентов, открытые в иностранных и российских уполномоченных банках;

— ограничение на перевод денежных средств по поручению юридических и физических лиц — индивидуальных предпринимателей с их банковских счетов на счета физических лиц (за исключением выплат заработной платы и иных выплат социального характера, а также за исключением возврата денежных средств по ранее заключенным договорам купли-продажи товаров, работ и услуг);

— ограничение на проведение кассовых операций (запрет на осуществление кассового обслуживания физических и юридических лиц), за исключением выдачи денежных средств на заработную плату, выплаты социального характера, административно-хозяйственные нужды.

Департамент банковского надзора согласовывает предписание о применении мер не позднее трех рабочих дней после поступления от территориального учреждения Банка России проекта предписания, а территориальное учреждение Банка России направляет предписание кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем получения согласованного проекта предписания от Департамента банковского надзора Банка России.

Одновременно с этим необходимо отметить, что с 1 сентября 2013 г. Банк России является мегарегулятором, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Примечание.

Некредитными финансовыми организациями признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:

— профессиональных участников рынка ценных бумаг;

— управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

— специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

— акционерных инвестиционных фондов;

— клиринговую деятельность;

— деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;

— деятельность организатора торговли;

— деятельность центрального депозитария;

— деятельность субъектов страхового дела;

— негосударственных пенсионных фондов;

— микрофинансовых организаций;

— кредитных потребительских кооперативов;

— жилищных накопительных кооперативов;

— бюро кредитных историй;

— актуарную деятельность;

— рейтинговых агентств;

— сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление кризисных ситуаций и противодействие им, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций. Комитет финансового надзора принимает решения по основным вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков.

Положение о Комитете финансового надзора и его структура утверждаются советом директоров. Руководитель Комитета финансового надзора назначается Председателем Банка России из числа членов совета директоров.

Банк России проверяет деятельность некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Порядок проведения проверок, в том числе определение обязанностей проверяемых лиц по содействию в проведении проверок, и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России или по поручению Комитета финансового надзора саморегулируемыми организациями.

Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» является учреждением, находящимся в ведении Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 106 «О Российской государственной пробирной палате» <117>, распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 18-р <118> и Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 327 <119>, которое осуществляет федеральный пробирный надзор, в том числе государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, государственный контроль при вывозе из Российской Федерации и ввозе в Российскую Федерацию драгоценных металлов и контроль в рамках своей компетенции за исполнением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на территории Российской Федерации.

———————————

<117> СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 740.

<118> СЗ РФ. 2005. N 3. Ст. 220.

<119> СПС «КонсультантПлюс».

 

Основными задачами Пробирной палаты России являются:

— защита прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей указанных изделий от недобросовестной конкуренции, а также защита государственных интересов, связанных с деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

— осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства, извлечения, переработки, использования, обращения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

— обеспечение и совершенствование организационного и методического единства деятельности филиалов.

Пробирная палата России в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:

— проводит опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи;

— проводит экспертизу оттисков государственных пробирных клейм, контрольные анализы и техническую экспертизу драгоценных металлов и продукции из них, а также лома и отходов драгоценных металлов, экспертизу и диагностику драгоценных камней, экспертизу по постановлениям органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда;

— проводит государственную сертификацию драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них;

— обеспечивает постоянный государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации;

— проводит периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, независимо от организационно-правовых форм, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

— проводит экспертизу музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контроль за обесценением сохранности указанных предметов;

— осуществляет специальный учет организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

— рассчитывает размеры государственной пошлины за опробование, анализ и клеймение изделий из драгоценных металлов, за проведение экспертизы, за сертификацию продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней и другие работы на основании размеров, утвержденных соответствующими актами Правительства Российской Федерации. Представляет Министерству финансов Российской Федерации предложения об изменении размеров государственной пошлины;

— организует и проводит специальную подготовку и повышение квалификации работников учреждения и его филиалов;

— осуществляет государственный контроль при вывозе из Российской Федерации и ввозе в Российскую Федерацию драгоценных металлов в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

— контролирует исполнение организациями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации организации внутреннего контроля.

И наконец, надзорные функции выполняет Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных, находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением организациями федеральной почтовой связи порядка фиксирования, хранения и представления информации о денежных операциях, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации контролю, а также организацией ими внутреннего контроля.

Таким образом, к надзорным органам, осуществляющим надзор за соблюдением агентами финансового мониторинга требований законодательства по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, следует относить: Банк России, Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» и Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

В рамках осуществления государственного надзора за соблюдением агентами финансового мониторинга законодательства в сфере финансового мониторинга надзорные органы могут применять к поднадзорным агентам финансового мониторинга следующие меры воздействия:

— предупреждение;

— наложение штрафа;

— требование о замене руководителей агента финансового мониторинга;

— введение запрета на проведение отдельных операций, предусмотренных выданной лицензией на определенный срок;

— административное приостановление деятельности агента финансового мониторинга на срок до 90 суток;

— приостановление или отзыв лицензии на осуществление определенных операций.

В рамках ст. 15.27 КоАП РФ административная ответственность у должностных лиц агентов финансового мониторинга и самих агентов финансового мониторинга возникает в случае неисполнения агентом финансового мониторинга законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Административно-правовой санкцией является наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 50 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В настоящее время существует ряд судебных разбирательств в рамках осуществления агентами финансового мониторинга процедур финансового мониторинга.

Примечание.

Постановление ФАС Московского округа от 25.04.2013 по делу N А40-38707/12-17-374. Требование: о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ за непредставление в уполномоченный орган сведений в связи с заключением договора финансовой аренды (лизинга), сумма которого превышает 600 тыс. рублей.

Решение: в удовлетворении требования отказано, поскольку бездействие общества квалифицировано административным органом верно, сведения представлены с нарушением установленных законом сроков <120>.

———————————

<120> СПС «КонсультантПлюс».

 

Постановление ФАС Московского округа от 13.11.2012 по делу N А41-17509/12.

Требование: об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП за представление сведений об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, с нарушением срока.

Решение: требование удовлетворено в части — размер штрафа снижен в связи с тем, что изложение ст. 15.27 КоАП РФ в новой редакции не изменяет квалификацию правонарушения с ч. 2 на ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ <121>.

———————————

<121> Там же.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code