3.2. Государственное регулирование финансового мониторинга в России

В теории права под государственным регулированием понимается: 1) нормотворческая деятельность — разработка и издание государственными органами власти правовых актов в сфере финансового мониторинга; 2) правоприменительная — деятельность по реализации правовых актов; 3) правоохранительная деятельность — обеспечение правопорядка, защита прав и свобод физических и юридических лиц.

В настоящее время необходимо выделить четыре основных направления государственного регулирования в сфере финансового мониторинга.

Во-первых, создание исполнительного органа государственной власти, ответственного за формирование и функционирование системы финансового мониторинга в государстве, а также координацию действий иных органов власти в данной сфере. Таким органом является Росфинмониторинг.

Во-вторых, нормативное закрепление перечня агентов финансового мониторинга и комплекса процедур, направленных на противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. В рамках законотворческого процесса особенно важно закрепить административное и уголовное преследование лиц, осуществляющих отмывание преступных доходов и финансирование терроризма.

В-третьих, создание системы надзора за деятельностью агентов финансового мониторинга, осуществляющих процедуры по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

В-четвертых, международное сотрудничество в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Несмотря на достаточно высокую степень эффективности деятельности уполномоченного органа в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, основными вопросами, способствующими легализации преступных доходов в Российской Федерации, являются:

1) коррупция в органах государственной власти, в том числе в правоохранительной и судебной системах;

2) отсутствие надлежащего контроля за использованием российскими хозяйствующими субъектами офшорных юрисдикций и других механизмов проведения платежей и расчетов, обеспечивающих анонимность или затрудняющих идентификацию участников операций с денежными средствами или иным имуществом;

3) использование развитых небанковских (альтернативных) систем международных переводов финансовых средств;

4) несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных механизмов финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, что создает большие возможности для незаконного вывода денежных средств за рубеж;

5) отсутствие действенной национальной системы контроля за въездом иностранных граждан на территорию РФ и их передвижением по территории РФ;

6) нахождение в обороте значительных сумм наличных денежных средств.

В 2005 г. была принята Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, утвержденная Президентом Российской Федерации (от 11 июня 2005 г. N Пр-984) <77>. Разработкой данной Концепции занималась созданная в 2003 г. рабочая группа по разработке концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма <78>.

———————————

<77> Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма не была опубликована. В связи с отсутствием публикации указанной Концепции настоящий параграф основывается на положениях книги: Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М., 2007.

<78> См. подробнее: распоряжение Президента РФ от 28 октября 2003 г. N 506-рп «Об образовании межведомственной рабочей группы по разработке концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4309.

 

В рамках указанной Концепции национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма представляет собой совокупность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, осуществляющих противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма, полномочий, которыми эти органы и организации обладают для реализации возложенных на них функций, и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих их деятельность.

Национальная система противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма является одной из составляющих национальной стратегии борьбы с терроризмом и преступностью и направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности и охраны экономических интересов Российской Федерации.

Составными частями национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма являются: 1) правоохранительный блок и 2) финансовый мониторинг.

Схематично национальную систему ПОД/ФТ в Российской Федерации можно представить следующим образом.

 

Таблица 2

 

Национальная система ПОД/ФТ в Российской Федерации

Система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации
Подсистема финансового мониторинга Правоохранительная подсистема
Основные функции: выявление, сбор, анализ и направление информации о подозрительных сделках и операциях в правоохранительные органы Функции: оперативно-розыскная деятельность, расследование преступлений
Первый уровень — подразделение финансового мониторинга — Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Правоохранительные органы Российской Федерации (ФСБ России, МВД России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и др.), в компетенцию которых входит расследование преступлений в сфере отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Основными функциями правоохранительных органов являются выявление, пресечение и расследование преступлений, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма
Второй уровень — надзорные органы (Банк России, Минфин России, ФСФР, Росстрахнадзор, Государственная пробирная палата и др.)
Третий уровень — юридические и физические лица, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом
Первая группа Вторая группа Третья группа
Финансовые институты (кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, лизинговые организации, кредитные потребительские кооперативы и т. д.) Нефинансовый сектор Лица, осуществляющие определенные виды деятельности: оказание юридических и бухгалтерских услуг, нотариусов, адвокатов и риэлторов

 

В Концепции к правоохранительному блоку относят правоохранительные органы, в компетенцию которых входит расследование преступлений в сфере отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Рассмотрим подсистему финансового мониторинга более подробно.

Концепция выделяет в подсистеме финансового мониторинга два основных блока: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг.

Первичный финансовый мониторинг проводится агентами финансового мониторинга, на которых возложены обязанности по осуществлению мер по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, в части предупреждения легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

В рамках государственного финансового мониторинга осуществляется деятельность Росфинмониторинга и надзорных органов. В настоящее время формирование и функционирование национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма осуществляется на основе и с учетом:

— особенностей социальной, экономической, финансовой обстановки в стране, угроз безопасности Российской Федерации, уровня и состояния преступности;

— стандартов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, принятых ФАТФ, Всемирным банком, Международным валютным фондом, Базельским комитетом по банковскому надзору, Международной ассоциацией страховых надзоров, Международной организацией комиссий сектора недвижимости, а также международных договоров РФ, резолюций Совета Безопасности ООН, положений других международных правовых документов, участником которых является Россия;

— понимания легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, как совокупности противоправных действий, осуществляемых в целях придания правомерного вида владению, пользованию либо распоряжению денежными средствами или иным имуществом, которые получены в результате совершения преступлений;

— признания противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма одним из стратегических средств борьбы с терроризмом и преступностью;

— установления уголовной, гражданско-правовой ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, а также административной ответственности за несоблюдение мер по их предотвращению в сочетании, в частности, с мерами по повышению уровня внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

— сотрудничества с другими государствами и международными организациями в этой сфере.

Стратегическими целями национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма являются: во-первых, сокращение масштабов организованной преступности и незаконной предпринимательской деятельности; во-вторых, устранение условий, способствующих созданию и воспроизводству материальной базы терроризма, организованной преступности, наркобизнеса и коррупции; в-третьих, предотвращение незаконного вывода денежных средств и доходов за рубеж; в-четвертых, создание условий для обеспечения репатриации денежных средств и доходов, полученных преступным путем и незаконно выведенных за рубеж; и, наконец, обеспечение эффективности реализации полномочий государственных органов и организаций, участвующих в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, оптимизация механизмов координации их деятельности и взаимодействия между ними.

Основными направлениями дальнейшего развития системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выступают следующие.

  1. Нормативно-правовое обеспечение функционирования национальной системы, включающее:

— разработку механизмов, направленных на совершенствование системы финансового контроля;

— развитие и совершенствование системы подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную реализацию положений федерального законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма;

— уточнение круга агентов, обязанных осуществлять меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, с учетом рекомендаций ФАТФ;

— разработку нормативных правовых актов в области контроля, проводимого в соответствии с федеральным законодательством о финансовом мониторинге;

— совершенствование методов изучения и идентификации клиентов и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, включающее:

дифференцированный подход к идентификации и изучению клиентов в зависимости от их принадлежности к соответствующей группе риска;

разработку механизмов, направленных на получение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений, необходимых для установления и идентификации выгодоприобретателей.

  1. Повышение эффективности надзорной деятельности, предусматривающее:

— оптимизацию частоты проверок надзорными органами агентов финансового мониторинга по соблюдению ими требований нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма;

— усиление контроля за структурой собственности агентов финансового мониторинга в части, касающейся выявления выгодоприобретателей и действительных собственников;

— аккумулирование в надзорных органах информации об учредителях (участниках) и действительных собственниках агентов финансового мониторинга, их аффилированных лицах.

  1. Совершенствование организации деятельности Росфинмониторинга и иных государственных органов, участвующих в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также улучшение их материально-технического обеспечения, включающие:

— расширение информационно-технологических возможностей по сбору, обработке, хранению и передаче необходимой информации на федеральном, региональном и международном уровнях;

— создание единой информационной системы баз данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в которую должны войти базы данных регистрирующих органов.

  1. Усиление взаимодействия Росфинмониторинга с правоохранительными органами, а также правоохранительных и надзорных органов между собой и с поднадзорными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, предусматривающее:

— обеспечение взаимодействия Росфинмониторинга с оперативными следственными подразделениями;

— обмен информацией об организациях, не исполняющих требования законодательства РФ в сфере финансового мониторинга;

— совместную разработку методологии противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, а также единых подходов к квалификации такого рода преступлений;

— установление порядка создания совместных рабочих групп, в том числе следственно-оперативных, для анализа, раскрытия и расследования уголовных и иных дел данной категории, прежде всего касающихся финансирования терроризма и легализации (отмывания) доходов, полученных в результате деятельности преступных сообществ, коррупции, мошенничества, незаконного оборота наркотиков, оружия, боеприпасов, похищения и торговли людьми.

  1. Укрепление международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусматривающее:

— участие в международных договорах и работе специализированных международных организаций;

— заключение межгосударственных соглашений об обмене информацией о собственниках организаций, находящихся в юрисдикции других государств, в том числе в офшорных юрисдикциях;

— развитие эффективных форм сотрудничества с подразделениями финансовой разведки, правоохранительными органами и специальными службами, другими компетентными органами иностранных государств и международных организаций;

— участие в разработке организационных основ Евразийской региональной группы по типу ФАТФ и содействие ее становлению и полноценной деятельности;

— оказание содействия соответствующим органам государств — участников СНГ в создании национальных систем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также налаживание эффективного обмена информацией с ними.

  1. Повышение профессиональной подготовки специалистов в сфере организации и непосредственного противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусматривающее:

— формирование общегосударственной системы обучения специалистов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая базовую подготовку в высших и специальных учебных заведениях;

— создание при Росфинмониторинге учебно-методического центра;

— развитие различных форм профессиональной переподготовки сотрудников государственных органов и организаций, участвующих в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— разработку и внедрение специальных программ повышения квалификации прокуроров и судей по вопросам ведения и рассмотрения дел данной категории;

— языковую подготовку российских экспертов, участвующих в международном сотрудничестве в данной сфере.

7. Создание системы оценок эффективности мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусматривающей разработку научно обоснованных количественных и качественных критериев оценок в данной сфере с учетом международных стандартов и требований.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code