2.3. Принципы финансового мониторинга

В общей теории права под принципами права принято понимать отправные положения (правила), непосредственно входящие в его содержание, которые представлены в праве в качестве нормативно закрепленных основных идей, определенных в виде норм-принципов, реально выраженных в правовых нормах <36>.

———————————

<36> См.: Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1963. С. 151.

 

Финансовому мониторингу присущи те же принципы, на которых строится вся правовая система Российской Федерации и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах, в том числе принцип законности, гласности и федерализма.

В настоящее время в Концепции национальной системы противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма закреплены следующие принципы осуществления государственной политики в рассматриваемой сфере:

— сохранение преемственности в развитии национальной системы и революционного характера этого процесса;

— повышение эффективности противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— обеспечение неотвратимости ответственности за правонарушения, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

— учет положений международных договоров, стандартов и рекомендаций международных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответствующих национальным интересам и правовой системе Российской Федерации;

— формирование и развитие нормативно-правовой базы в этой сфере с использованием положений преимущественно гражданского, банковского и валютного права;

— информирование общественности о порядке проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, и о планируемых изменениях этого порядка в целях усиления противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— единство нормативно-правовой базы, режима и методов регулирования в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Как вид финансового контроля финансовый мониторинг основывается и на ряде принципов, присущих контрольной деятельности. В частности, к принципам финансового мониторинга возможно отнести принципы, изложенные в Лимской декларации руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.) <37>.

———————————

<37> Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинский. М., 2004. С. 576 — 586.

 

Независимость контроля должна быть обеспечена прежде всего финансовой самостоятельностью данного органа. В административной сфере независимость Росфинмониторинга обеспечивает его подотчетность высшему исполнительному органу государства — Правительству Российской Федерации.

Объективность подразумевает неукоснительное соблюдение представителями контрольных подразделений Росфинмониторинга и надзорных органов действующего российского финансового законодательства в сфере финансового мониторинга.

Компетентность предполагает высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов и норм права.

К указанным выше принципам также следует отнести следующие принципы, носящие прикладной характер: результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований, неподкупность субъектов контроля, обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий, превентивность, презумпция невиновности подозреваемых в правонарушениях, согласованность действий контролирующих органов.

Вместе с тем, помимо указанных принципов, следует выделить принципы, присущие непосредственно финансовому мониторингу как виду финансового контроля.

Во-первых, принцип многоуровневости предполагает многоуровневую систему финансового мониторинга, что выражается в осуществлении контрольных мероприятий как органами, так и агентами финансового мониторинга.

Во-вторых, принцип конфиденциальности, который выражается в запрете на информирование клиентов и иных лиц о процедурах по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

В-третьих, принцип запрета участия любого агента финансового мониторинга в легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма.

В-четвертых, не менее важным является принцип толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о финансовом мониторинге в пользу агента финансового мониторинга.

Также возможно выделить принципы финансового мониторинга и на уровне деятельности отдельного агента финансового мониторинга.

Принцип всеобщности предполагает участие всех сотрудников агента финансового мониторинга в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Принцип постоянного мониторинга предполагает беспрерывный процесс осуществления процедур, направленных на противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Принцип персональной ответственности выражается в наложении ответственности на каждого сотрудника агента финансового мониторинга за выполнение закрепленных за ним функций в сфере финансового мониторинга.

Принцип конфиденциальности применительно к агентам финансового мониторинга находит свое отражение в неукоснительном соблюдении всеми сотрудниками агента финансового мониторинга конфиденциальности полученной в процессе работы информации.

Принцип многоуровневой системы выражается в построении многоуровневой системы контроля в агенте финансового мониторинга, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

И наконец, принцип риск-ориентированного подхода (risk based approach) в системе финансового мониторинга предполагает управление риском легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма с учетом уровня риска и имеющегося количества финансовых, операционных и кадровых ресурсов агента финансового мониторинга для минимизации существующего риска. Ряд авторов определяют риск-ориентированный подход как способ организации управления наиболее существенными рисками с учетом ограниченных ресурсов <38>. При этом количество используемых агентом финансового мониторинга ресурсов прямо пропорционально зависит от уровня риска в рамках осуществления процедур финансового мониторинга. Чем выше риск, тем большее количество ресурсов используется агентом финансового мониторинга для его минимизации.

———————————

<38> См.: Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах — членах ЕврАзЭС / Отв. ред. В.Е. Пономаренко, К.Г. Сорокин. М., 2014. С. 103.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code