Глава 2. ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ

  • 2.1. Финансовый мониторинг: цель, субъекты, объекты

 

Термин «мониторинг» в переводе с английского языка означает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Понятие «финансовый мониторинг» появилось в российском законодательстве с изданием Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <18>. Таким исполнительным органом государственной власти стал Комитет по финансовому мониторингу Российской Федерации. Вместе с тем данный нормативный правовой акт, как и последующие нормативные правовые акты, не содержал легального определения понятия «финансовый мониторинг».

———————————

<18> СЗ РФ. 2001. N 45. Ст. 4251.

 

По мнению В.А. Зубкова и С.К. Осипова, в наименовании уполномоченного органа содержалось определение предмета и сферы его деятельности — финансовый мониторинг <19>. Указанные авторы попытались вывести определение финансового мониторинга, исходя из содержания Федерального закона N 115-ФЗ, выделяя следующие основные направления: 1) предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; 2) организация деятельности по противодействию легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 3) международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма <20>.

———————————

<19> См.: Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М., 2007. С. 100 — 101.

<20> Зубков В.А., Осипов С.К. Указ. соч.

 

Таким образом, отождествляя финансовый мониторинг с термином «противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма…», авторы определяют финансовый мониторинг как комплекс мер, принимаемых субъектами финансового мониторинга и компетентными государственными органами в целях предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма <21>.

———————————

<21> Там же. С. 98.

 

Рассмотрим основных субъектов, объекты, меры, а также цель их осуществления в сфере финансового мониторинга.

Субъекты финансового мониторинга.

В Российской Федерации институциональная система уполномоченных органов и организаций в сфере финансового мониторинга представляет собой трехуровневую систему.

Первый и второй уровни системы финансового мониторинга занимают органы финансового мониторинга: 1) Росфинмониторинг и 2) органы и организации, осуществляющие надзорные функции в отношении агентов финансового мониторинга.

На первом уровне находится Федеральная служба финансового мониторинга (Росфинмониторинг) как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, который обеспечивает накопление и анализ информации, поступающей от агентов финансового мониторинга, и выявляет признаки легализации незаконных доходов и финансирования терроризма. В периодических изданиях данный орган принято называть финансовой разведкой, что, вероятно, связано с переводом термина Financial Intelligence Unit (FIU), широко используемого в зарубежных государствах. Такой подход достаточно спорный, так как подразделения финансового мониторинга не выполняют функций, являющихся разведывательной деятельностью.

В современном мире организованы и функционируют различные виды подразделений финансового мониторинга (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Подразделения финансового мониторинга (ПФМ) <22>

———————————

<22> См. подробнее: Подразделения финансовой разведки. Обзор. Международный валютный фонд. Всемирный банк. Вашингтон (округ Колумбия). 2004.

 

Виды подразделений финансового мониторинга
Административно-финансовые ПФМ являются либо самостоятельным исполнительным органом власти, либо составной частью органов государственного финансового контроля (Министерства финансов, Казначейства, Центрального кредитного учреждения и других) Правоохранительные ПФМ являются структурной частью одного из правоохранительных органов государства Прокурорские ПФМ являются структурной частью ПФМ ПФМ смешанного типа формируются из состава представителей различных министерств и ведомств, осуществляющих данные функции параллельно
Преимущества ПФМ
— ПФМ — связующее звено между финансовым сектором и правоохранительными органами;

— повышает уровень доверия к системе финансового мониторинга, так как обеспечивает передачу правоохранительным органам информации, которая связана с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма

— ПФМ — структурная часть изначально функционирующей правоохранительной системы;

— возможность максимально широкого использования раскрываемой финансовой информации в правоохранительных целях;

— быстрое реагирование правоохранительных органов на факты отмывания преступных доходов и иные преступления;

— прямой доступ и обмен информацией с международными сетями по обмену криминальной информацией (например, Интерпол), а также использование криминальной информации, имеющейся у правоохранительных органов

— обычно имеют более высокую степень независимости от политического вмешательства;

— информация поступает непосредственно в орган, уполномоченный проводить расследования и преследовать за преступления;

— позволяют незамедлительно осуществлять судебные полномочия (арест счетов, проводить расследования, задерживать людей, проводить обыски)

— синтез преимуществ ПФМ административного и правоохранительного типов
Недостатки ПФМ
— задержка в применении мер воздействия, таких как блокирование подозрительной операции или арест подозреваемого на основании полученной информации;

— отсутствие юридических полномочий для сбора вещественных доказательств, имеющихся у правоохранительных органов;

— высокая степень контроля со стороны политического руководства

— тенденция уделять больше внимания расследованиям, а не превентивным мерам;

— правоохранительные ведомства не могут обеспечить доверие со стороны финансовых институтов в рамках передачи информации о сделках и операциях;

— отсутствие информации об операциях с наличной валютой сверх определенной фиксированной суммы;

— ограниченный доступ к информации о клиентах финансовых институтов

— недостатки идентичны недостаткам, свойственным правоохранительным подразделениям финансового мониторинга — неэффективное совмещение функций подразделений финансового мониторинга административного и правоохранительного типов

 

В международной системе подразделений финансового мониторинга следует выделять два основных типа подразделений финансового мониторинга: ПФМ административно-финансового и ПФМ правоохранительного типа. Большинство ПФМ административно-финансового типа являются структурным подразделением органов государственного финансового контроля, как правило, министерства финансов или центрального кредитного учреждения, или функционируют как самостоятельные органы государственного финансового контроля.

ПФМ прокурорского типа следует рассматривать как подвид ПФМ правоохранительного вида, так как прокуратура в большинстве государств рассматривается как один из правоохранительных органов. Как следствие, ПФМ прокурорского типа свойственны те же преимущества и недостатки, что и ПФМ правоохранительного типа.

В отношении ПФМ смешанного типа следует отметить, что его выделение представляется несколько надуманным, а представители данных ПФМ должны рассматриваться в рамках административно-финансовых или правоохранительных ПФМ в зависимости от того, относит ли законодательство соответствующего государства их к административным/финансовым или правоохранительным органам. Определяющим в этой связи является не порядок формирования, а прежде всего функции и правовые способы реагирования на выявленные нарушения в рамках системы государственного финансового контроля или правоохранительной системы, а также степень интеграции в финансовую систему отдельного государства.

Второй уровень занимают надзорные органы, осуществляющие надзорные функции в сфере финансового мониторинга в отношении агентов финансового мониторинга. К таким надзорным органам относятся Банк России, Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Третий уровень занимают агенты финансового мониторинга — организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым относятся:

— кредитные организации;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры или лизинговые компании;

— организации федеральной почтовой связи;

— ломбарды;

— организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

— организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

— организации, управляющие инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

— организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

— операторы по приему платежей;

— коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента;

— кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

— микрофинансовые организации;

— общества взаимного страхования;

— негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

— операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

К агентам финансового мониторинга следует относить индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Отдельную подгруппу агентов финансового мониторинга составляют адвокаты, нотариусы и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг.

Указанная выше подгруппа агентов финансового мониторинга обязана идентифицировать клиентов, фиксировать и хранить информацию о клиенте, его операциях и сделках в случае, когда агенты финансового мониторинга готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе:

— сделки с недвижимым имуществом;

— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

При этом указанная подгруппа проводит исключительно факультативный мониторинг и передает информацию в Росфинмониторинг как самостоятельно, так и через адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с Росфинмониторингом. При направлении информации в Росфинмониторинг адвокаты не вправе передавать информацию, которая относится к адвокатской тайне.

Под субъектом финансового мониторинга следует понимать любой уполномоченный орган или организацию, представленные на одном из трех уровней системы финансового мониторинга.

Исходя из трехуровневой институциональной системы финансового мониторинга к органам финансового мониторинга следует отнести Росфинмониторинг и надзорные органы, а к агентам финансового мониторинга — хозяйствующих субъектов, на которых на законодательном уровне возложены функции по осуществлению процедур в рамках финансового мониторинга.

Под органами финансового мониторинга следует понимать уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и организации, на которые законом возложены функции по обеспечению функционирования национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма или надзорные функции за отдельными агентами финансового мониторинга в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В свою очередь, к агентам финансового мониторинга следует относить организации, а также индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, лиц, осуществляющих юридические и бухгалтерские услуги, на которых возложены публично-правовые функции в сфере финансового мониторинга.

Схематично взаимодействие органов и агентов финансового мониторинга представлено на рисунке.

на8

Рис. Взаимодействие органов и агентов финансового мониторинга

 

Объекты финансового мониторинга.

Объектом финансового мониторинга выступают 1) операции с денежными средствами и иным имуществом, под которыми законодатель понимает действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, и 2) сделки как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Под денежными средствами следует понимать российскую и иностранную валюту (банкноты, казначейские билеты и монеты) как в наличной, так и в безналичной формах.

Валюта Российской Федерации — это: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты; б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации; в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами России на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с соответствующими органами иностранного государства, об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Иностранная валюта представляет собой а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

К иному имуществу следует относить любые вещи, ценные бумаги, а также имущественные права на них. Объектом финансового мониторинга выступает как движимое, так и недвижимое имущество, к последнему относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, в том числе многолетние насаждения, здания, сооружения, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Отметим, что к вещам не относят работы и услуги, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Указанные виды являются самостоятельными объектами гражданско-правового оборота и формально объектами финансового мониторинга быть не должны. Вместе с тем, учитывая, что операции, предметом которых выступают работы и услуги, объекты интеллектуальной собственности, также могут выступать в качестве способа отмывания денежных средств или финансирования терроризма, агенты финансового мониторинга должны постоянное наблюдать и за данными операциями и сделками.

Практически всякая операция или сделка может выступать объектом финансового мониторинга, так как любая проводимая операция связана либо с денежными средствами, либо с иным имуществом.

При мониторинге сделок и операций с денежными средствами и иным имуществом объектом финансового мониторинга становятся и сами участники операции (стороны сделки), так как в рамках противодействия финансированию терроризма участники операции подлежат проверке на предмет соответствия Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической и экстремистской деятельности (Перечень террористов и экстремистов). Как правило, всех участников операции, являющихся объектом финансового мониторинга, можно поделить на три основные группы: физические лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.

Государственные органы, как правило, не являются объектом финансового мониторинга, так как государство не способно, по определению, в силу своего правового статуса отмывать преступные доходы и финансировать терроризм.

Содержание финансового мониторинга.

Субъектно-объектные связи в рамках финансового мониторинга находят свое отражение через систему процедур, направленных на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Как сущность любого явления проявляется через направления его деятельности, так и финансовый мониторинг проявляется через систему правовых процедур, направленных на противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

Рассмотрение финансового мониторинга как системы процедур (официально установленного порядка действий <23>), а не мер или английского эквивалента (measures), обусловлено тем, что именно процедуры предполагают определенную последовательность действий, например сбор, анализ и оценку информации в рамках идентификации клиентов, представителей клиента и выгодоприобретателей, мониторинг операций и сделок. Это присуще именно процедурам, определяемым как порядок выполнения, ряд последовательных действий <24>.

———————————

<23> См.: Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 499.

<24> См.: Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935 — 1940 гг.

 

Мера как действие для достижения чего-либо <25> носит лишь единичный характер, не предполагая определенной последовательности ряда действий как процедура. Кроме того, процедуры изначально предполагают наличие определенного правового оформления в виде порядка, положения, инструкции, закрепленных в нормативных правовых актах, а также локальных актах агентов финансового мониторинга. В свою очередь, термины «мера» и «мероприятие» позволяют более широкие трактовки, в том числе применительно к действиям неправового характера.

———————————

<25> См.: Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. В.В. Розановой. 7-е изд., стереотип. М., 1990. С. 96.

 

К правовым процедурам финансового мониторинга 1) на уровне агента финансового мониторинга следует отнести: идентификацию клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев; обязательный и факультативный мониторинг; направление сообщений об операциях и сделках в подразделение финансового мониторинга; документальное фиксирование и хранение информации об операциях и сделках; подготовку и обучение кадров; предоставление информации по запросам органов финансового мониторинга; приостановление операций террористов, замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества; 2) на уровне органов финансового мониторинга к таким правовым процедурам можно отнести сбор, оценку и анализ информации, полученной от агентов финансового мониторинга, на предмет выявления сделок и операций, направленных на легализацию преступных доходов и финансирование терроризма, с дальнейшим направлением в правоохранительные органы информации о сделках и операциях, в отношении которых существуют достаточные основания полагать наличие фактов противоправной деятельности.

Правовые процедуры финансового мониторинга следует рассматривать как систему процедур в силу их целостности и взаимозависимости. Системный характер данным процедурам придает единая правовая форма, обеспечиваемая принятым законодательством о финансовом мониторинге, специальный субъектный состав (органы и агенты финансового мониторинга), единый объект и предмет мониторинга, а также целевая направленность финансового мониторинга.

По целевой направленности все правовые процедуры финансового мониторинга необходимо подразделять на информационные, контрольные и правоохранительные процедуры.

Основная цель 1) информационных процедур финансового мониторинга — сбор и хранение информации (идентификация клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, хранение документов; обучение персонала); 2) контрольных — мониторинг операций и сделок для выявления противоправной деятельности, оценка и анализ полученной от агентов финансового мониторинга информации; 3) правоохранительных — приостановление операций, замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества, предоставление результатов проведенного анализа подразделением финансового мониторинга, в дальнейшем — в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или ее приобщения в рамках уже существующего уголовного дела.

Данные правовые процедуры всегда реализуются в рамках правового регулирования, что обеспечивает защиту интересов лиц, как осуществляющих сбор и проверку данной информации (органы и агенты финансового мониторинга), так и лиц, в отношении которых данная информация передается в рамках информационного обмена между агентами и органами финансового мониторинга и правоохранительными органами. Данная специфика обусловлена также и тем, что осуществление данных процедур вне правового поля стало бы нарушением существующих специальных информационных режимов, в том числе режимов банковской тайны, защиты персональных данных, служебной тайны, коммерческой тайны.

В этой связи по своему содержанию финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма следует рассматривать как систему законодательно закрепленных информационных, контрольных и правоохранительных процедур, проводимых органами и агентами (субъектами) финансового мониторинга.

В правовом контексте необходимо выделять финансово-правовые и административно-правовые процедуры. Так, административно-правовой характер имеют информационные и правоохранительные процедуры. В свою очередь, контрольные процедуры должны быть отнесены к финансово-правовым процедурам.

Цели финансового мониторинга.

Реализация субъектно-объектных связей через систему информационных, контрольных и правоохранительных процедур предполагает достижение определенных целей. Как известно, цель является очень важной структурной характеристикой деятельности, ибо так или иначе определяет все другие ее категории: объект, средства, содержание, результат деятельности <26>.

———————————

<26> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 8.

 

Методологически неверно выделять в качестве цели финансового мониторинга противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так как в этом случае можно говорить о подмене понятий «средство» и «цель», потому что противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма тождественно совокупности процедур, осуществляемых в рамках функционирования финансового мониторинга и правоохранительной системы как подсистем национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Необходимо выделять цели деятельности подсистемы финансового мониторинга и правоохранительной системы. В то время как целями функционирования правоохранительной системы выступает предупреждение, выявление и пресечение преступлений в сфере легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, главной целью финансового мониторинга, по мнению В.А. Зубкова и С.К. Осипова, выступает предотвращение использования финансовой системы (национальной и международной) для отмывания денег и финансирования терроризма <27>, что соответствует международно-правовой практике, в частности целям Директив Европейского союза в области ПОД/ФТ (Directive on the prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering or terrorist financing) <28>. На аналогичную цель финансового мониторинга указал в декабре 1998 г. и Базельский комитет, выпуская Рекомендации по предотвращению использования банковской системы в целях отмывания преступных доходов (Prevention of criminal use of the banking system for the purpose of money laundering) <29>.

———————————

<27> Зубков В.А., Осипов С.К. Указ. соч. С. 110.

<28> Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council of 26 October 2005 on the prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering and terrorist financing // Official Journal L 309. 2005. P. 0015 — 0036.

<29> Basel Committee on Banking Supervision (BCBS), Prevention of Criminal Use of the Banking System for the Purpose of Money-Laundering, December 1988 (Предотвращение преступного использования банковской системы в целях отмывания денег, декабрь 1988).

 

Определения целей финансового мониторинга, данные В.А. Зубковым и С.К. Осиповым, требуют уточнения, так как отражают лишь публично-правовую направленность финансового мониторинга, не отражающую частную цель хозяйствующих субъектов — агентов финансового мониторинга, побуждавшую последних к осуществлению финансового мониторинга в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. К последней, обусловливающей дихотомию цели финансового мониторинга, следует относить минимизацию риска причастности к противоправной деятельности агентов финансового мониторинга, в нашем случае — к легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, так как для хозяйствующих субъектов — агентов финансового мониторинга исключительно важно не быть причастными к данным видам противоправной деятельности в целях дальнейшего развития своей предпринимательской деятельности, формирования положительной деловой репутации.

Для исключения возможности рассмотрения данных целей как синонимичных категорий следует подчеркнуть, что если деятельность государства прежде всего направлена на предотвращение использования финансовой системы государства для противоправной деятельности, то для хозяйствующих субъектов — агентов финансового мониторинга наряду с указанной целью не менее важно минимизировать риски вовлеченности в противоправную деятельность, в связи с чем данные категории следует рассматривать не как синонимичные, а как взаимодополняющие, обеспечивающие гармонизацию публичных и частных целей.

Следовательно, цели финансового мониторинга заключаются в предотвращении использования финансовой системы для легализации преступных доходов и финансирования терроризма (публичный аспект) и минимизации риска причастности агентов финансового мониторинга к легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (частный аспект).

Цель финансового мониторинга, в свою очередь, определяет значение финансового мониторинга для национальной экономики, в том числе для финансовой деятельности государства, которое выражается прежде всего в негативных последствиях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма для данных экономико-правовых категорий <30>.

———————————

<30> В настоящий момент негативные аспекты отмывания преступных доходов наиболее подробно были изучены Брент Л. Бартлет. См.: Bartlett B.L. Negative Effects of Money Laundering on Economic Development. United States, 2002.

 

Таким образом, финансовый мониторинг можно определить как систему информационных, контрольных и правоохранительных правовых процедур, осуществляемых органами и агентами финансового мониторинга и направленных на недопущение преступных доходов в национальную экономику Российской Федерации и предотвращение использования агентов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code