Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд

Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России

  1. По вопросу о правомерности указания в документации конкретного производителя строительных материалов.

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.

Согласно статье 743 Гражданского кодекса Российской Федерации смета определяет цену работ на строительство.

Таким образом, проектная документация является документом, необходимым для осуществления строительства. При этом заказчик должен в документации о закупке самостоятельно установить требования к товарам, а также показатели, позволяющие определить соответствие товаров требованиям заказчика, и значения таких показателей.

Вместе с тем заказчик, исходя из проектной документации, вправе включить в документацию о закупке требования в отношении отдельных товаров, используемых для выполнения работ, которые, по мнению заказчика, являются значимыми для качественного выполнения работ.

Таким образом, отсутствие в документации о закупке требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта. При этом, если заказчик предъявляет требования к товарам, используемым при выполнении работ, заказчик обязан самостоятельно установить в документации о закупке требования к товарам, а также показатели, позволяющие определить соответствие товаров установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, установление заказчиком требования к конкретному товарному знаку без возможности поставки эквивалента нарушает положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом в случае, если проектно-сметная документация содержит указание на товарный знак, документация о закупке должна содержать условие о возможности использования эквивалента.

 

  1. По вопросу о необходимости указания в первой части заявки наименования, фирменного наименования (при наличии), места нахождения, почтового адреса, идентификационного номера налогоплательщика и иных реквизитов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или представления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе. При этом в соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона в первой части заявки иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и сведений, не допускается.

Вместе с тем указание таких сведений, как наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона, в первой части заявки на участие в электронном аукционе Законом о контрактной системе не предусмотрено.

Таким образом, согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе данные сведения и информация должны быть указаны во второй части заявки на участие в электронном аукционе.

Вместе с тем указание в первой части заявки вышеуказанной информации не является основанием для отклонения заявки на участие в электронном аукционе.

 

  1. По вопросу правомерности установления заказчиком в документации о закупке показателя нестоимостного критерия оценки «Членство в СРО» в области монтажа слаботочных систем.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает определенные критерии, в том числе квалификация участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, предельных величин значимости каждого критерия установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Правила).

Согласно пункту 3 Правил «оценка» — процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; деловая репутация участника закупки.

В соответствии с положениями Федерального закона от 01.12.2007 N 315 «О саморегулируемых организациях» членство в саморегулируемой организации в области монтажа слаботочных систем не входит в установленные случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

Таким образом, членство организации в СРО в области монтажа слаботочных систем не свидетельствует о ее положительной деловой репутации на соответствующем товарном рынке.

При этом получение участником закупки данного свидетельства СРО является добровольным и требует временных и финансовых затрат со стороны участника закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании изложенного установление в качестве показателя нестоимостного критерия оценки наличия у участника закупки свидетельства о членстве в саморегулируемой организации в области монтажа слаботочных систем может привести к ограничению количества участников закупки.

 

  1. По вопросу применения положений Постановления Правительства РФ N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Согласно пункту 6 приложения N 2 к Постановлению N 99 при закупке путем проведения конкурса с ограниченным участием услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. рублей, к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, цена которого не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. Документом, подтверждающим соответствие дополнительному требованию, является только государственный или муниципальный контракт либо договор, заключенный с бюджетным учреждением.

Согласно части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять указанные закупки с учетом требований данного Закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.

На основании изложенного в случае, если заказчик осуществляет закупку услуг общественного питания и (или) пищевых продуктов путем проведения аукциона в электронной форме, то устанавливать дополнительные требования, указанные в пункте 6 приложения N 2 к Постановлению N 99, заказчик не вправе.

 

Обзор подготовлен специалистами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code