Нужно ли оформлять путевые листы в организации, которая не является профессиональным перевозчиком, а использует легковые автомобили лишь для собственных нужд

Вопрос: Нужно ли оформлять путевые листы в организации, которая не является профессиональным перевозчиком, а использует легковые автомобили лишь для собственных нужд?

 

Ответ: Оформление путевого листа обязательно даже в тех организациях, которые используют легковой автомобильный транспорт только для собственных нужд.

 

Обоснование: В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, далее — ПДД, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях в том числе путевой лист.

Случаи, в которых водитель обязан иметь путевой лист, установлены Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ, далее — Устав). Согласно п. 2 ст. 6 Устава, запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Устава), а также определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (п. 2 ст. 1 Устава).

Под пассажиром (подп. 12 ст. 2 Устава) понимается физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

Очевидно, что в случае использования автомобиля для собственных нужд организации договоры с физическими лицами на их перевозку не заключаются.

Однако существует и другое определение пассажира — общеупотребительное для всех участников дорожного движения, содержащееся в п. 1.2 ПДД: пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Таким образом, если применять данное определение, можно сделать вывод, что перевозку пассажиров осуществляет любое юридическое лицо, перевозящее на легковых автомобилях своих сотрудников.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в п. 1 ст. 20 обязывает всех участников дорожного движения соблюдать Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Согласно этим Правилам (утверждены Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7), путевой лист служит для фиксации технического состояния транспортного средства (п. 29 Правил); путевыми листами обязан обеспечивать водителей любой субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров (подп. 1 п. 62 Правил).

Согласно п. 2.2 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (также утвержден Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7), одним из мероприятий проверки транспортного средства является проверка документации, в т.ч. путевого листа.

Таким образом, отсылая к Правилам, Закон «О безопасности дорожного движения» распространяет обязанность по обеспечению водителей путевыми листами на всех участников дорожного движения, перевозящих пассажиров (в смысле определения, содержащегося в ПДД).

Согласно п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Соответственно, Минтранс РФ не разделяет субъектов применения разработанных им порядка и реквизитов на осуществляющих коммерческую деятельность (услуги по перевозке) и использующих автотранспорт исключительно для собственных нужд.

Таким образом, из совокупного анализа перечисленных правовых норм можно сделать вывод, что путевой лист используется для фиксации технического состояния транспортного средства, а значит, является важным моментом для обеспечения безопасности дорожного движения. Правила по обеспечению безопасности, в т.ч. по оформлению путевого листа, обязаны соблюдать все участники дорожного движения. Соответственно, логичным будет использовать понятие «пассажир» из ПДД и распространить действие п. 2 ст. 6 Устава на перевозку сотрудников служебными автомобилями, т.к. не только граждане, заключившие договор перевозки, но все лица, перевозимые автотранспортом, нуждаются в обеспечении безопасности.

Суды поддерживают данное мнение.

На сегодня сложилась устойчивая практика, в том числе на уровне Верховного Суда РФ, согласно которой признается обязательность оформления путевых листов в порядке и форме, которые утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, в том числе для организаций, эксплуатирующих легковые автомобили для собственных нужд:

— Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529 по делу N А33-12312/2013: «Осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок для собственных нужд не исключает обязанность по соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом»;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.01.2013 N Ф03-6205/2012 по делу N А37-2442/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 01.04.2013 N ВАС-4279/13): «…оформление путевого листа на соответствующее транспортное средство предусмотрено Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно пункту 2 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», порядок заполнения путевых листов обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили»;

— Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 06АП-5556/2012 по делу N А37-2345/2012: «обязанность по организации оформления и ведения путевой документации… возникает у любого юридического лица, имеющего и эксплуатирующего автотранспорт, в том числе и легковой»;

— Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 N 06АП-2120/2012: «…обязанность по организации оформления и ведения путевой документации, а также по организации предрейсовых и послерейсовых медосмотров лиц, управляющих транспортным средством, возникает у любого юридического лица, имеющего и эксплуатирующего автотранспорт, в том числе и легковой».

Таким образом, оформление путевого листа обязательно даже в тех организациях, которые используют только легковой автомобильный транспорт и только для собственных нужд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code