Обоснованно ли заявление органа лесного хозяйства (арендодателя) об обязании арендатора подготовить и представить арендодателю проект освоения лесов

Вопрос: Обоснованно ли заявление органа лесного хозяйства (арендодателя) об обязании арендатора подготовить и представить арендодателю проект освоения лесов на том основании, что истек установленный в договоре аренды срок подготовки и представления проекта освоения лесов?

 

Ответ: Требования органа лесного хозяйства необоснованны, так как являются ненадлежащим способом защиты права.

 

Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.

Аналогичное правило (расторжение договора аренды в случае невыполнения проекта освоения лесов) предусмотрено п. 2 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Согласно п. 1 ст. 88 ЛК РФ проект освоения лесов составляют лица, которым участки переданы в безвозмездное пользование или аренду. Проект должен соответствовать требованиям ст. 12 ЛК РФ (например, п. 2 ст. 12 устанавливает, что освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций).

Согласно п. 2 ст. 88 ЛК РФ состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 89 Кодекса).

Статья 26 ЛК РФ требует от арендатора ежегодно подавать в компетентные органы лесную декларацию, составленную в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно ст. 71 ЛК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование — гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.

В данном случае орган лесного хозяйства как арендодатель имеет право требовать от арендатора исполнения его закрепленной в п. 1 ст. 88 и ст. 71 ЛК РФ обязанности — составления проекта лесов. Поскольку обязанность арендатором не исполнена, арендодатель пытается воспользоваться одним из способов защиты, предусмотренным ст. 12 ГК РФ, — присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Однако п. 3 ст. 71 дозволяет применять правила ГК РФ только в том случае, если иное не установлено специальными нормами — Лесным кодексом. Между тем специальная норма для ситуации, когда нарушается проект освоения лесов (а он нарушается, т.к. вовсе не составлен и не представлен в орган лесного хозяйства), существует. Это ст. 24 ЛК РФ, которая предусматривает, что в данной ситуации договор аренды лесного участка досрочно расторгается.

Таким образом, орган лесного хозяйства выбрал ненадлежащий способ защиты права, вследствие чего его требования об обязании подготовить и представить арендодателю проект освоения лесов необоснованны.

Данная точка зрения нашла отражение в судебной практике.

Так, Верховный Суд РФ в Определении от 13.01.2015 по делу N 305-ЭС14-6477 указывает, что в действующем законодательстве отсутствует возможность понуждения арендатора представить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Верховный Суд РФ в Определении от 04.03.2015 по делу N 305-ЭС15-1380, указывает, что избранный истцом способ защиты прав в виде обязания ответчика составить проект освоения лесов на лесной участок и получить положительное заключение государственной экспертизы не приведет к реальному исполнению принятого решения и реальному восстановлению нарушенных прав.

Согласно Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 14.04.2015 N Ф05-3640/2015 по делу N А41-49941/14 правовым последствием непредставления арендатором проекта освоения лесов и невыполнения проекта является возможность досрочного расторжения договора аренды лесного участка. Данный вывод следует из системного толкования ст. ст. 12, 24, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд отметил, что это правило соответствует общей норме о порядке защиты прав арендодателя в случае неисполнения арендатором договорных обязанностей (ст. ст. 615, 619 ГК РФ).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что требования органа лесного хозяйства необоснованны, т.к. являются ненадлежащим способом защиты прав арендодателя.

 

Л.Н.Пелипенко.  Эксперт по гражданско-правовым вопросам группы компаний «Аналитический Центр»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code