Компенсирование гражданам расходов на оплату отопления

Вопрос: Организация, являющаяся управляющей компанией многоквартирных домов, потребовала у муниципального образования заключить договор о компенсировании гражданам расходов на оплату отопления, мотивируя свое требование необходимостью компенсировать недополучаемые ею денежные средства из-за того, что некоторые категории граждан-потребителей имеют льготы по оплате услуг, оказываемых управляющей компанией. Правомерно ли требование организации?

 

Ответ: К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Как следует из п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от этого, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Таким образом, законодатель связывает понуждение к заключению договора с прямым указанием на такую возможность в законе.

В ст. 426 ГК РФ определено, что публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно ч. 5 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, которые отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе определять и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, которые не отнесены к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключены из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

В соответствии с п. 55 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) согласно законодательству Российской Федерации и осуществление контроля за их применением входят в полномочия субъекта Российской Федерации.

В п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» предписано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в необходимых случаях предусматривать выделение из соответствующих бюджетов дотаций в целях государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Законом N 131-ФЗ также предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В п. 5 ст. 19 N 131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, установленных уставом муниципального образования.

Следовательно, действующее законодательство предусматривает возможность компенсации расходов, которые несет заключившая с муниципальным образованием сторона по договору в случае, если потребителями услуг по данному договору являются граждане-потребители. Однако в процедуре такого возмещения не предусмотрена обязанность по заключению договора с лицом, предоставляющим услуги (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.03.2014 N А82-3745/2013).

В то же время организация имеет право предъявить иск о взыскании убытков, которые возникли в результате неполной оплаты предоставленных услуг (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.02.2014 N А82-8410/2012).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code