Часть 3. Методика расследования преступлений совершенных несовершеннолетними

§2. Предмет доказывания по делам несовершеннолетних

Успех в борьбе с преступлениями несовершеннолетних в значительной мере зависит от того, насколько полно, всесторонне и объективно выясняются обстоятельства каждого преступления. Задача эта может быть решена только в том случае, если следователь имеет четкое представление о системе обстоятельств, отражающих существенные свойства и связи события преступления. Совокупность этих обстоятельств и образует предмет доказывания. Важнейшая задача дознавателя, следователя и суда – установить и доказать все эти обстоятельства.

В ст.73 УПК РФ определен круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу, в том числе и по делам о преступлениях несовершеннолетних.

В соответствии с указанной нормой доказыванию во всех случаях подлежат:

1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2) виновность лица  в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;

5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Детализируя эти общие требования, ст. 421 УПК РФ устанавливает особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних и требует при расследовании и судебном разбирательстве этих дел обратить особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц, год рождения;

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли  несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность  своих действий (бездействия) либо руководить ими.

В связи с этим суды должны полно, всесторонне и объективно выяснять данные о личности обвиняемого, условиях его жизни и воспитания, мотивах преступления (« в надзорной судебной практике в этой же связи особо выделяется вопрос о наличии «детской мотивации»[1]), причинах и условиях, способствовавших его совершению, в том числе о действиях взрослых, вовлекавших подростков в совершение преступлений либо создававших для этого благоприятные условия.

Все вышеперечисленные обстоятельства специфичны, а выяснение их столь важно для данной категории дел, что необходимо остановиться подробнее на характеристике каждого из них, а также на способах их выявления.

Очень важное значение для решения вопроса об уголовной ответственности имеет установление возраста обвиняемого. Поскольку уголовный закон связывает с определенным возрастом несовершеннолетнего, как наступление уголовной ответственности, так и существенные ее ограничения (ст. 20, 87-89 УК РФ), уголовно-процессуальный закон требует максимально точного установления возраста несовершеннолетнего. «Возраст уголовной ответственности как обязательный признак субъекта соответствующего преступления определяется на момент совершения деяния (действия или бездействия) независимо от времени наступления последствий»[2]. Число, месяц и год рождения должны быть удостоверены копией свидетельства о рождении (приобщают к делу после осмотра подлинника) либо паспортом. При наличии противоречащих данных о возрасте обвиняемого необходим запрос по месту регистрации его рождения. При отсутствии документов о возрасте несовершеннолетнего и невозможности их получить вследствие утраты архива, назначается (после получения справки об этом) судебно-медицинская экспертиза. Проведение этой экспертизы в данном случае в соответствии с п. 5 ст. 196 УПК РФ является обязательным. Не назначение экспертизы в таком случае должно в соответствии со ст. 380 УПК РФ рассматриваться как основание к отмене приговора и направлению дела на новое рассмотрение[3].

В соответствии со ст. 128 УПК РФ и  п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»[4] от 14 февраля 2000 года лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица[5].

В связи с вопросом о возрасте несовершеннолетнего обвиняемого следует указать и на необходимость установления точного времени совершения им преступления. В некоторых случаях это приходится делать с точностью до часов и даже минут, так как от этого зависит решение вопроса как о возможности привлечения к уголовной ответственности данного лица, так и о назначении ему того или иного наказания.

Для решения вопросов, связанных с ответственностью несовершеннолетнего правонарушителя, а также с осуществлением профилактической деятельности, важное значение имеет выяснение условий его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности его личности.

Прежде всего должны быть собраны данные об обстановке в семье обвиняемого: имеет ли он обоих родителей, или одного из них, либо вовсе не имеет родителей; если отца или матери (или их обоих) нет, то как давно и в силу каких причин, кто в этом случае воспитывает подростка. Отсутствие хотя бы одного из родителей обычно отрицательно сказывается на воспитании подростка. Очень важно выяснить характер взаимоотношений подростка с отчимом или мачехой, опекунами и т.д., что помогает не только правильно оценить деяние несовершеннолетнего, но и установить истинные мотивы преступления.

Пагубное влияние оказывает на формирование личности несовершеннолетнего дурной пример его родителей и воспитателей. Данные об этом обязательно должны тщательно устанавливаться, включаться в предмет доказывания и использоваться для осуществления предупредительной деятельности. Между тем следователи и суды не всегда выясняют данные о личности и поведении родителей с достаточной полнотой, а, выяснив, не всегда реагируют на аморальное поведение родителей должным образом.

Дознаватели и следователи не всегда обращаются в организации, где работают родители несовершеннолетних правонарушителей, с представлениями о принятии мер воздействия к тем, кто плохо воспитывает своих детей или своим поведением оказывает на них дурное влияние.

Выясняя условия жизни и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого, дознаватель или следователь обязан установить, учится ли подросток или работает, где и в качестве кого, как относится к учебе или работе и др. Все это необходимо выяснять, потому что пребывание в коллективе оказывает существенное влияние на воспитание подростка, формирует его взгляды и привычки. К сожалению, практика показывает, что среди несовершеннолетних правонарушителей значительную часть составляют те, которые не учатся и не работают. Вот почему для полноты расследования следователь должен установить не только тот факт, что подросток не учится и не работает, но и причины этого.

Обобщение следственной и судебной практики показывает, что дознаватели, следователи и суды не всегда изучают личность несовершеннолетнего обвиняемого с должной тщательностью. Подчас они ограничиваются приобщением к делу характеристик с места учебы или места работы, при этом порой оставляя без внимания противоречивость характеристик одного и того же обвиняемого.

Во всех случаях в предмет доказывания должны быть включены обстоятельства, связанные с ближайшим окружением подростка, характеризующие его приятелей, круг интересов. Нужно выяснять состоит ли подросток на учете в комиссии или инспекции по делам несовершеннолетних, какая ими воспитательная работа с ним ведется, а также допускал ли он раньше правонарушения, применялись ли к нему в связи с этим какие-либо воспитательные меры, какие именно и почему они не дали положительных результатов.

Если подросток возвратился к постоянному месту жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, необходимо выяснить были ли приняты меры к его трудоустройству, осуществлялся ли надзор за его поведением.

Все вышеперечисленное может быть получено из характеристик, которые потребуются из образовательного учреждения, с мест жительства и работы. Потребуются также справки из специализированного подразделения милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, материалы комиссий по делам несовершеннолетних.

Данные об условиях жизни и воспитания подростка могут быть собраны и путем обследования, которое поручается, например, работнику органа опеки и попечительства, социальной помощи и защиты. Справка с указанием источника сведений и копия поручения о производстве обследования приобщаются к делу.

В силу п. 3 ст. 421 УПК РФ, проверка версии о влиянии на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц должна осуществляться по каждому делу несовершеннолетнего. В предмет доказывания должны быть включены такие обстоятельства как: имело ли место со стороны родителей или других лиц заранее не обещанное укрывательство; приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем; вовлечение несовершеннолетнего в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, пьянством, употреблением наркотиков и т.д. Более половины преступлений несовершеннолетние совершают в группе. Для обеспечения соблюдения принципа неотвратимости наказания необходимо, чтобы были выявлены и привлечены к ответственности все соучастники совершенного преступления. Вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность (ст. 150 УК РФ) следует считать действия, направленные на возбуждение желания, стремления у несовершеннолетнего участвовать в совершении преступления. Вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность предполагает все виды физического или психического воздействия.

«Судам следует иметь в виду, что к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть привлечены лица, достигшие 18-летнего возраста и совершившие преступление умышленно. Следует также устанавливать, осознавал ли взрослый или допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. Если взрослый не знал о несовершеннолетии лица, вовлеченного им в совершение преступления, он не может привлекаться к ответственности по ст. 150 УК РФ. Преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями 150 и 151 УК РФ, являются оконченными с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления либо антиобщественных действий независимо от того, совершил ли он какое-либо из указанных противоправных действий»[6].

Согласно ч.2  ст. 158 УПК РФ установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.

Ст.73 УПК РФ, содержащая перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, определяет, что при производстве предварительного следствия подлежат выяснению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства, следователь должен стремиться к наиболее полному выяснению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Для этого должны быть собраны данные относительно: источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек; обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление; условий, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления. При этом должно быть выяснено, в чем конкретно состояли недостатки воспитания, кто за них ответственен и в силу каких причин эти недостатки имели место. Если преступление обусловлено устойчивым отрицательным влиянием, выясняется, почему и по чьей вине не были приняты меры по оздоровлению жизни подростка.

Детальному исследованию подлежат: источники приобретения или изготовления оружия и орудий преступления; обстоятельства, при которых несовершеннолетний преступник оказался в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Выясняются мотивы преступления, в том числе, не было ли специфических возрастных мотивов, или мотива, связанного с тяжкими жизненными обстоятельствами.

Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву[7]. При расследовании уголовных дел о повторных преступлениях несовершеннолетних для выявления причин рецидива необходимо выяснить, каковы были причины других, ранее совершенных преступлений. Это позволит следователю получить сведения о той обстановке и бытовом окружении, в которых подросток проживал ранее. Анализ и сравнение полученных сведений даст возможность проследить процесс формирования общественных установок личности несовершеннолетнего, а также сделать вывод о причинах рецидива: либо здесь действовали прежние причины, либо появились новые.

Обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, могут быть выявлены путем допроса самого подростка, свидетелей и производства других следственных действий, истребования и приобщения к делу различных документов, характеристик и справок.

В соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ дознаватель, следователь вправе принимать меры,  чтобы при установлении причин и условий, способствовавших совершению преступления, принимались меры должностными лицами по их устранению. Это право дознаватель,  следователь реализует путем внесения в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представлений, которые последние должны рассмотреть не позднее месячного срока, принять необходимые меры и сообщить об этом дознавателю или следователю. Придавая представлению дознавателя, следователя процессуальную основу, законодатель тем самым подчеркивает его важность в борьбе с преступностью.

«Предупредительный эффект представления зависит от того, насколько правильно следователь решит вопросы об адресате, содержании.

Как правило, представление состоит из 3 частей: вводной, описательной и резолютивной. Во вводной части указывается адресат и описывается совершение преступления. Описательная часть содержит характеристику причин и условий способствовавших совершению преступления. В резолютивной части называются рекомендации по устранению причин преступления»[8].

В ч. 2 ст. 421 УПК РФ включено требование при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

«Умственная отсталость, не связанная с психическим расстройством, – это значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и т.д. Если имеются данные об этом, необходимо выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими»[9]. В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении принудительных мер воспитательного воздействия.

В настоящее время освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего, достигшего возраста такой ответственности, но в силу отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не могущего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность действий либо руководить ими, предусмотрено ч. 3 ст.20 УК РФ.

Для решения вопроса о наличии и степени умственной отсталости назначается судебно-психологическая экспертиза. На разрешение эксперта ставятся вопросы: имеются ли отклонения от нормального для данного возраста уровня развития, влекущие умственную отсталость; если имеются, то в чем выражаются; можно ли на основе данных психологии сделать вывод, что несовершеннолетний с учетом его психического развития осознавал полностью значение своих действий и мог руководить ими.

«Комплексную судебно-психолого-психиатрическую экспертизу целесообразно назначать и в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим расстройством. Если да, то решается вопрос о вменяемости. Если нет, то, давая заключение о наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину этого.

Уровень психического развития – это состояние интеллекта, волевой сферы, эмоции, запас знаний, представлений и т.д. Иные особенности личности с позицией несовершеннолетнего по отношению к социальным ценностям, способностью к адаптации в обществе и позитивному поведению в сложных ситуациях, противостоянию негативным явлениям»[10].

Должны выяснятся основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства также имеют существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания.

Таким образом, все вышеперечисленные обстоятельства (положения ст.421 УПК РФ) подлежат доказыванию по каждому делу данной категории. Выяснение их должно осуществляться процессуальными средствами. Полное их выявление позволит сделать профилактическую работу дознавателей, следователей и судов более эффективной, что в свою очередь будет способствовать предупреждению правонарушений несовершеннолетних.


[1] Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ. — М.: Издательство «Спарк», 2002. – С. 627.

[2] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общей редакцией Генерального прокурора Российской Федерации, профессора Ю.И. Скуратова и Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедева. – М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. — С. 184.

[3] О повышении роли судов кассационной инстанции в обеспечении качества рассмотрения уголовных дел: Пост. Пленума Верховного Суда СССР от 23 августа 1988 г. № 5, с изм. внес. пост. Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 25 октября 1996 г // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- М.: Изд-во «Спарк», 1997.- С.453.

[4] О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Пост. Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ.–2000. – № 4. – С. 9-13 (п.7).

[5] О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Пост. Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ.–2000. – № 4. – С. 9-13 (п.7).

[6] О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Пост. Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 14 февраля 2000 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ.–2000. – № 4. – С. 9-13 (п.8).

[7] Бюллетень Верховного Суда РФ.-2002.- № 4.- С.8.

[8] Приходько К.И. Когда перед следователем несовершеннолетний. — М.: Юрид. лит., 2002.- С. 40.

[9] Бюллетень Верховного Суда РФ.-2002.- № 5.- С. 5-6.

[10] Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ.– М.: Издательство «Спарк», 2002.- С. 631.

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.  Часть 5.  Часть 6.  Часть 7.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code