15.2.3. Международные договоры по товарным знакам

При международной регистрации товарных знаков возможно применение правил о конвенционном и выставочном приоритете, установленных нормами ст. 4 C Парижской конвенции 1883 г. Согласно п. 1 ст. 4 C Конвенции, в отношении товарного знака действует льготный шестимесячный срок, отсчитываемый со дня подачи первой правильно оформленной заявки в одной из стран-участниц (конвенционный приоритет). При размещении маркированного товарным знаком товара на официально признанных международных выставках, организованных в странах — членах Конвенции, может быть установлен выставочный приоритет по дате начала открытого показа экспоната. Чтобы воспользоваться выставочным приоритетом, необходимо подать заявку на товарный знак в Роспатент в течение шести месяцев. Срок исчисляется с даты начала экспонирования товара.

Кроме того, в Парижской конвенции содержатся положения об обязательном использовании товарного знака (ст. 5 C), общеизвестных товарных знаках (ст. 6-bis), охране знаков, зарегистрированных в других странах (ст. 6-quinquies), регламентации порядка регистрации знаков агентами (ст. 6-septies). В Конвенцию также включено правило о том, что характер продукта, для которого предназначен знак, не может служить препятствием для регистрации знака, (ст. 7) и об охране знаков обслуживания (ст. 6-sexies).

Большое значение для правовой охраны товарного знака имеют положения ст. 10-bis, направленные на защиту от недобросовестной конкуренции. Совокупность приведенных норм Парижской конвенции тем самым устанавливает для стран-участниц минимальный стандарт правовой охраны. Вместе с тем Конвенция не устанавливает, приобретается ли право на товарный знак в силу факта регистрации или в силу использования знака, предоставляя решение этого вопроса странам — членам Парижского союза (ст. 6).

Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков 1891 г. было направлено на упрощение процедуры международной регистрации знака в странах — членах Парижского союза <1>. В соответствии с данным Соглашением знак, зарегистрированный в одной из стран-участниц (стране происхождения), может получить охрану в других странах-участницах в упрощенном порядке на основании международной регистрации, распространяющей свое действие на территорию всех государств — участников Соглашения.

———————————

<1> Соглашение действует в СССР с 1 июля 1976 г.

 

Заявка на международную регистрацию товарного знака подается в Международное бюро ВОИС (МБ ВОИС) в Женеве. Право на подачу заявки предоставляется гражданам договаривающихся государств, а также гражданам стран, не являющихся участниками Соглашения, но являющихся участниками Парижской конвенции и имеющих в этой стране действительное предприятие или местожительство. Обязательными условиями подачи заявки в Международное бюро ВОИС являются наличие регистрации знака в стране происхождения (так называемая базовая регистрация) и подача заявки через национальное ведомство страны происхождения.

Ведомство страны происхождения удостоверяет правильность всех сведений, содержащихся в заявке, проставляет дату поступления и направляет заявку в МБ ВОИС, где осуществляется проверка соответствия материалов заявки положениям Соглашения и Инструкции к нему. В случае полного соответствия данным требованиям МБ ВОИС производит регистрацию знака в Международном реестре, направляет свидетельство о регистрации заявителю, информирует ведомства стран, где испрашивается охрана знака, и помещает публикацию в бюллетене ВОИС. При этом знак пользуется правом конвенционного приоритета. Охрана знака на территории страны, где предполагается охрана, регулируется нормами национального законодательства. Соглашением предусматривается возможность для каждой указанной страны заявить о невозможности предоставления правовой охраны знаку по причине несоответствия нормам национального законодательства о товарных знаках.

Действие регистрации длится в течение 20 лет. Пошлины уплачиваются в два приема, за каждый 10-летний период. Таким образом, регистрация практически продлевается каждые 10 лет и количество продлений не ограничено.

Преимуществом Мадридского соглашения 1891 г. является возможность подачи одной заявки на одном языке с уплатой единой пошлины, а также достаточно короткий срок рассмотрения заявки. Вместе с тем необходимость регистрации знака в стране происхождения не привлекала заявителей из стран, в которых процесс базовой регистрации является достаточно длительным. Следствием рассмотрения заявки, которое длится более 12 месяцев, является утрата возможности истребования конвенционного приоритета для международной регистрации. Дополнительные сложности вызывало требование оформления заявки только на французском языке (США, Япония, Великобритания не являются членами Соглашения).

С целью преодоления указанных противоречий, а также вовлечения в Мадридскую систему новых участников в 1989 г. был подписан Протокол к Мадридскому соглашению <1>.

———————————

<1> Протокол действует в России с 1997 г.

 

Протокол представляет собой самостоятельное соглашение и открыт для всех стран — участниц Парижской конвенции 1883 г. В соответствии с правилами Протокола заявка на международную регистрацию подается как на основании регистрации знака в стране происхождения, так и на основании факта подачи заявки в патентное ведомство страны происхождения.

Каждая договаривающаяся сторона, где испрашивается охрана, может в течение 18 месяцев в случае оспаривания регистрации заявить о том, что охрана знака на ее территории не может быть предоставлена. Если национальная регистрация не закончилась регистрацией знака или базовая регистрация в стране происхождения была аннулирована, международная регистрация не прекращается полностью, а может быть преобразована в национальные (или региональные заявки).

Еще одной целью подписания Протокола является установление связи между Мадридской системой и региональной системой товарных знаков Европейского союза. Заявка в соответствии с Протоколом подается на английском, французском или испанском языках. Мадридское соглашение и Протокол являются взаимосвязанными соглашениями.

В 1980-е годы параллельно с подготовкой Соглашения ТРИПС под эгидой ВОИС осуществлялись работы, направленные на разработку нового международного соглашения по товарным знакам — Договора о законах по товарным знакам (Trademark Law Treaty, TLT). В первоначальном варианте проект был направлен на унификацию видов регистрируемых знаков, приведение к единообразию абсолютных и относительных оснований для отказа в регистрации знака и разрешение противоречий между регистрируемыми и нерегистрируемыми знаками. В итоге было решено ограничиться вопросами унификации отдельных административных процедур при оформлении прав на товарный знак. Вводимые правила касаются прежде всего возможности разделения заявки и соответствующих требований, предъявляемых к заявителю при внесении им изменений в заявку. Договор TLT был подписан в 1994 г. в рамках Женевской дипломатической конференции <1>.

———————————

<1> Россия приняла Договор Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1503. Договор вступил в силу для России 11 мая 1998 г.

 

Останавливаясь на Соглашении ТРИПС, необходимо отметить, что охраноспособным знакам и содержанию исключительных прав посвящены ст. ст. 15 — 21 Соглашения. Бесспорно, что различные подходы к правовой охране и процедуры их регистрации в разных странах осложняли задачи по гармонизации международного права в области товарных знаков. Несмотря на сложности по разработке единой формулировки понятия «товарный знак» и единообразных условий для его регистрации, в Соглашении ТРИПС сделаны определенные положительные сдвиги в указанном направлении. Так, правилами п. 1 ст. 15 Соглашения предусматривается, что все знаки и их комбинации, с помощью которых можно различать товары или услуги одного предприятия от товаров и услуг другого предприятия, могут быть признаны товарными знаками и подлежат правовой охране.

В Соглашении приводятся виды знаков, которые могут быть по общему правилу зарегистрированы: слова, включая имена собственные; буквы; цифры; изобразительные элементы и сочетания цветов, а также комбинации приведенных элементов. В отношении знаков, не обладающих различительной силой, национальному законодателю разрешается предоставлять правовую охрану при условии, что знак в процессе использования приобрел различительную способность. Кроме того, Соглашением предусматривается охрана знаков, которые могут не восприниматься визуально (например, звуковые и обонятельные товарные знаки).

Правила п. 1 ст. 16 Соглашения указывают на основополагающий принцип в отношении содержания и сферы действия права на товарный знак, а именно: правообладатель знака наделен исключительными правами. Суть данных правомочий состоит в запрете третьим лицам использовать товарный знак. Такой запрет распространяется на использование в обороте обозначений, тождественных или сходных с зарегистрированным знаком в отношении однородных товаров или услуг, если указанное использование ведет к смешению знаков. Соглашение содержит правила (п. 1 ст. 16) об охране знаков, возникающей не в силу регистрации, а в силу использования знака. Очевидно, что указанная норма имеет существенное значение и для общеизвестных товарных знаков, поскольку на такие знаки охрана может возникать именно вследствие их интенсивного использования в обороте. Для предоставления расширенной охраны общеизвестным товарным знакам, распространяющейся на неоднородные товары, Соглашением устанавливается необходимость учитывать известность знака в обществе, в том числе в результате проведения рекламных кампаний.

Содержащиеся в ст. 18 Соглашения правила относятся к срокам охраны товарного знака. В отличие от авторско-правовой формы охраны произведения и патентной формы охраны изобретения, имеющих определенные сроки, по истечении которых объекты становятся достоянием общественности, с товарными знаками складывается иная ситуация. Знак рассматривается как указание на коммерческое предложение товара. Данная функция действует в отношении знака до тех пор, пока обозначение пребывает в обороте и используется в установленном порядке. Правовая охрана товарного знака фактически не ограничена временными рамками, Соглашение ТРИПС предусматривает минимальный стандарт — первоначальный срок правовой охраны, равный семи годам. Следует отметить, что в России, США, Японии, Швейцарии, странах Европейского союза первоначальный срок охраны знака составляет 10 лет.

 

15.2.4. Право промышленной собственности

 

  1. Изобретение.

Признание технического решения изобретением во всем мире осуществляется нормами патентного права и подтверждается выдачей охранного документа — патента. Для получения патента на изобретение необходимо оформление и подача составленной по определенным правилам заявки в патентное ведомство. Поскольку, как отмечалось выше, исключительные права из патента обладают территориальным действием, патент действует только в пределах государства, в котором был выдан. Патентование изобретения в иностранном государстве осуществляется в соответствии с внутренними нормами патентного права каждого государства. Для большинства стран основным источником патентного права является внутренний патентный закон.

Нематериальный характер изобретения и возможность создания одного и того же новшества параллельно независимыми авторами требуют особой формализованной процедуры — патентной экспертизы. Для установления приоритета (первенства) изобретения экспертизой осуществляется проверка на соответствие материалов патентной заявки определенным требованиям. При наличии двух одинаковых заявок приоритет может быть установлен только для ранее поданной в патентное ведомство заявки и по общему правилу совпадает с датой ее подачи в патентное ведомство. Экспертиза руководствуется специальными критериями патентоспособности изобретения. К ним относят критерий новизны, означающий, что предложенное техническое решение не должно быть известно в мире (критерий мировой новизны). Новизна устанавливается посредством проведения специального информационного поиска, прежде всего по патентным источникам и научно-технической литературе. Заявленное техническое новшество должно обладать практической полезностью и возможностью его воспроизведения (критерием промышленной применимости). Наконец, предложенное новшество не должно относиться к объектам обычного технического конструирования, а обладать оригинальностью, неочевидностью (критерий изобретательского уровня).

По общему правилу, если экспертизой устанавливается соответствие заявленного решения всем критериям патентоспособности, принимается решение о признании новшества изобретением. После уплаты соответствующей патентной пошлины выдается охранный документ — патент. В большинстве стран установлен 20-летний срок действия патента при условии его поддержания посредством патентных пошлин. По истечении указанного срока изобретение переходит в общественное достояние. Современным патентным правом предусмотрена возможность патентования изобретений во всех областях науки и техники.

К непатентоспособным решениям закон относит предложения, противоречащие общественному порядку, идеи, выраженные обычным представлением информации, математические теории, методы и некоторые другие решения.

Патентом удостоверяется исключительное право, означающее, что патентообладатель может использовать изобретение самолично и запретить использование иным лицам. Лицо, нарушившее патент, обязано прекратить нарушение и возместить причиненный ущерб в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Патентообладателем может выступать либо автор изобретения, либо преимущественным образом хозяйствующие субъекты, осуществляющие инвестирование в научно-технические исследования и одновременно выступающие работодателями автора (правовой режим служебных изобретений).

Иностранные физические и юридические лица пользуются признанием исключительных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Парижской конвенции 1883 г., ст. 3 Соглашения ТРИПС). Содержание прав, порядок осуществления и ограничения и их защита определяются, если только международным договором не предусмотрено иное, правилами ГК РФ независимо от законодательства страны возникновения исключительного права на изобретение.

Иностранные юридические лица либо их патентные поверенные, а также физические лица, постоянно проживающие за пределами России, осуществляют ведение дел по получению патентов через патентных поверенных, зарегистрированных в Российском патентном ведомстве (далее — Роспатент). Требования к патентному поверенному, объем его полномочий, порядок аттестации определяются Правительством РФ. Аналогичные правила, за исключением процедуры оформления охранных документов, установлены в отношении полезной модели и промышленного образца.

Как известно, патентная политика государства как участника торгового оборота и других субъектов частного права формируется посредством создания «портфеля» технических новшеств, их патентования и в результате получения конкурентных преимуществ на внутреннем рынке и в международной торговле. При патентовании отечественных разработок за границей обеспечиваются, во-первых, экономические интересы российских экспортеров в процессе международного технологического обмена, во-вторых, охрана совместных разработок при научно-техническом сотрудничестве, в-третьих, патентование может проводиться в целях изучения зарубежных рынков и активности фирм-конкурентов, а также обеспечения оптимальных условий при заключении лицензионных договоров.

Патентование отечественных изобретений в зарубежных странах осуществляется преимущественным образом спустя шесть месяцев после подачи заявки в Роспатент. Патентование, проводимое в соответствии с правилами Договора о патентной кооперации 1970 г. и Евразийской патентной конвенцией 1994 г., допускается без подачи заявки в Роспатент. Международная заявка при этом подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности как в получающее ведомство с указанием Российской Федерации как государства, где будет истребован патент. Согласно правилам Евразийской патентной конвенции евразийская заявка также подается в указанный выше федеральный орган. Законодательством большинства зарубежных стран предусмотрено ведение дел по иностранным изобретениям через патентных поверенных.

  1. Товарный знак и наименование места происхождения товаров.

Товарные знаки и знаки обслуживания (далее — товарный знак) представляют собой обозначения, служащие для индивидуализации товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей). Товарные знаки в имущественном обороте нередко обладают значительной коммерческой ценностью, являясь ценными нематериальными активами предприятий.

В России в отношении товарного знака действует регистрационная система. Поэтому для возникновения исключительных прав на товарный знак необходимо надлежащим образом оформить и подать заявку в Роспатент. Следует подчеркнуть, что наряду с регистрационной системой признается, согласно ст. 6 Парижской конвенции и ст. 16 Соглашения ТРИПС, возникновение прав на товарный знак в силу его использования. К обозначению, заявленному на регистрацию, предъявляется требование различительной способности. В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и иные обозначения.

Из массива охраноспособных обозначений изымаются те из них, которые не могут быть использованы:

— в силу требования общественного порядка;

— которые используются как государственная символика и символика межправительственных организаций;

— содержащие изображения объектов культурного или природного наследия, а также объектов авторского права. Однако заявителю в последнем случае предоставляется возможность получения разрешения на использование обозначения от соответствующих компетентных органов или лиц, уполномоченных собственниками;

— при получении правовой охраны должен соблюдаться основной принцип права на товарный знак — недопустимость введения в заблуждение потребителей относительно товара или его изготовителя. Для соблюдения данного принципа законом запрещается регистрация обозначений, тождественных и в некоторых случаях сходных с уже зарегистрированными или поданными на регистрацию товарными знаками, а также другими объектами промышленной собственности (в частности, промышленными образцами, наименованиями места происхождения товара, селекционными достижениями);

— правовая охрана не может быть предоставлена обозначениям, признаваемым товарными знаками согласно правилам международных договоров.

В отношении зарегистрированного товарного знака признается исключительное право, удостоверяемое выдачей свидетельства, которое действует в течение 10 лет. Правообладателю предоставлена возможность неоднократного продления свидетельства каждый раз сроком на последующие 10 лет.

Для отдельных товарных знаков, которые получили название, общеизвестных, предусмотрен специальный правовой режим, согласованный с правилами ст. 6 bis Парижской конвенции. Если Палатой по патентным спорам Роспатента принимается решение о признании товарного знака общеизвестным, правовая охрана такого знака действует бессрочно.

Для правообладателя законом установлена обязанность использования зарегистрированного товарного знака. В силу неиспользования знака непрерывно в течение любых трех лет со дня регистрации правовая охрана может быть прекращена Роспатентом досрочно по заявлению заинтересованного лица. Бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе. Необходимо подчеркнуть, что использованием товарного знака, в частности, признается и его использование другим лицом по лицензионному договору, а также все действия, направленные на введение маркированных знаком товаров в оборот.

Итак, осуществление исключительных прав на товарный знак может быть реализовано правообладателем посредством действий, связанных, во-первых, с размещением знака на товаре, его упаковке, различного рода документации, в рекламе, в сети Интернет, при выполнении работ и оказании услуг; во-вторых, в действиях, связанных с предложением к продаже, продажей, хранением с целью введения в оборот маркированных знаком товаров, их ввозом на территорию России.

Иностранные юридические и физические лица пользуются исключительными правами на товарный знак, предусмотренными международными договорами Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Парижской конвенции, ст. 3 Соглашения ТРИПС).

Нарушитель исключительных прав на знак обязан прекратить нарушение, выплатить либо причиненные убытки, либо денежную компенсацию. Правообладатель может требовать за счет нарушителя изъятия из оборота и уничтожения контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров.

Интенсивное использование сети Интернет и, в частности, доменных имен для продвижения товаров на рынках привело к значительному росту судебных споров между правообладателями товарных знаков и сходных до степени смешения с ними доменных имен. При участии ВОИС была разработана Единая политика разрешения споров о доменных именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy, UDPR) и Правила (Rules for Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy). ВОИС была применена юридическая конструкция «недобросовестная регистрация». При выявлении признаков недобросовестной регистрации правообладатель товарного знака может с помощью процедуры UDPR «отобрать» домен, обратившись в специализированную организацию. К началу 2006 г. Арбитражным центром ВОИС было рассмотрено 8300 споров по более чем 16 тыс. доменов <1>.

———————————

<1> См.: Серго А. Доменные имена. М., 2006. С. 114.

 

Для обеспечения продвижения отечественных товаров на международных рынках правообладатели товарных знаков осуществляют международную регистрацию знаков в странах, куда экспортируется продукция. Регистрация проводится как на основе правил национального законодательства, так и в соответствии с международными договорами.

Растущие объемы международного товарообмена нередко сопровождаются случаями незаконного использования товарных знаков в виде производства контрафактной продукции и продукции так называемого параллельного («серого») импорта. Вопросы регулирования параллельного импорта связаны с исчерпанием исключительных прав на товарный знак. В зависимости от модели исчерпания признаются национальное или международное исчерпание прав. В России в отношении товарного знака признается национальное исчерпание прав (ст. 1487 ГК РФ). Следует обратить внимание, что Соглашением ТРИПС (ст. 6) допускается выбор правила об исчерпании прав в рамках национального законодательства. Вместе с тем различные модели исчерпания, которые применяются разными государствами, нередко являются причиной многочисленных судебных дел по параллельному импорту <1>.

———————————

<1> См.: Пирогова В.В. Исчерпание исключительных прав и параллельный импорт. М., 2008.

 

  1. Наименованием места происхождения товара.

Наименованием места происхождения товара (далее — наименование) признается обозначение, указывающее на взаимосвязь товара с географическим объектом, а также природными и (или) людскими факторами (например, Гжель, Нарзан, Палех).

Понятие «географический объект» для целей охраны наименования применяется в широком толковании: название страны, местности, района, причем как официальное, так и историческое, как полное, так и сокращенное.

На территории России признаются исключительные права на наименование, зарегистрированное Роспатентом в установленном порядке. Лицам, зарегистрировавшим наименование, выдается свидетельство сроком на 10 лет с возможностью неоднократного продления при соблюдении соответствующих требований каждый раз на 10-летний срок.

Законом допускается регистрация в качестве наименования обозначения географического объекта, который находится в иностранном государстве, если на данный объект распространяется охрана в стране происхождения товара. Например, наименование «венецианское стекло» может быть зарегистрировано в России только при условии охраны в Италии. Следует подчеркнуть, что правообладателем может быть только лицо, права которого на наименование охраняются в стране происхождения товара. Исключительные права на одно наименование могут быть предоставлены любым юридическим и физическим лицам, если они производят товар в границах одного и того же географического объекта и товар обладает одними и теми же особыми свойствами. Заключение лицензионных договоров и отчуждение наименования не допускается. Нарушение прав на наименование ведет к последствиям, аналогичным при незаконном использовании товарных знаков.

Российские юридические лица и граждане могут осуществлять международную регистрацию наименования после его регистрации на территории Российской Федерации.

В п. 2 ст. 2 Парижской конвенции отмечается, что «объектами охраны промышленной собственности являются, среди прочих, указания происхождения или наименования места происхождения товаров. Под указаниями происхождения обычно понимаются все выражения или все знаки, используемые для того, чтобы показать, что данный продукт (или услуга) произведен определенной страной или группой стран, в конкретном районе или ином определенном месте» <1>. Таким образом, в современном праве наименование места происхождения рассматривается как частное понятие более общего — «указание происхождения».

———————————

<1> См.: Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий. М., 1977. С. 33.

 

В случае ложного указания происхождения товара применяются правила ст. 10 bis Конвенции, относящиеся к актам недобросовестной конкуренции, в частности, следующие действия: указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

В 1891 г. в рамках Парижского союза был подписан Мадридский договор о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения товаров. В ст. 1 Мадридского договора указывается, что правовой охране подлежат все указания происхождения, как прямые, так и косвенные, как от ложного использования, так и от использования, вводящего в заблуждение. Отдельные слабые стороны Мадридского договора, касающиеся мер по защите прав, были устранены правилами Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958 г. Российская Федерация не принимает участия ни в Мадридском, ни в Лиссабонском соглашениях.

Важный шаг для создания единых стандартов в правовой охране указаний происхождения был сделан Соглашением ТРИПС, правила которого содержат единую терминологию — «географические указания». В п. 1 ст. 22 Соглашения говорится, что географические указания — это обозначения, с помощью которых идентифицируются товары из определенных географических районов, местностей или областей, при этом существенные качества товара, его репутация и другие особые свойства товара преимущественным образом определяются его географическим происхождением. В п. п. 1 — 3 ст. 24 Соглашения содержатся особые правила, обязывающие страны-участницы принимать соответствующие меры к улучшению правовой охраны вин и спиртных напитков, что представляет особое значение для таких стран, как Франция, Италия, Испания и Португалия.

Положения ст. 22 Соглашения распространяют свое действие на все товары, включая аграрную и промышленную продукцию. Обратим внимание, что известный Регламент Совета 2081/92 по защите географических наименований и обозначений происхождения действует ограниченно, лишь в отношении продуктов питания и сельхозпродукции. Таким образом, впервые в международном договоре было сформулировано наиболее широкое понятие географического указания и обозначена взаимосвязь между товаром и географическим происхождением.

Государства СНГ в 1999 г. заключили Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний. По состоянию на февраль 2013 г. в Соглашении участвуют Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Узбекистан, Украина, Таджикистан.

 

15.2.5. Лицензионный договор

 

Лицензионный договор относят к основному виду гражданско-правовых договоров о передаче технологий. За счет лицензионной торговли без дополнительных инвестиций в производство и оборудование возможно расширение рынков сбыта продукции. Нередко заключение лицензионного договора является продуманной технической политикой ряда фирм, инвестирующих капиталы в научные исследования. Концентрация таких научных исследований позволяет опережать конкурентов и извлекать значительные прибыли от лицензионной торговли. Так, фирма «Моторола» в течение последних 15 лет инвестировала в научные исследования 150 млн. долл. и оформила около 10000 различных прав промышленной собственности на новые технологии, фирма «Дженерал Электрик» в течение 8 лет вложила в исследования 30 млн. долл. и стала правообладателем около 1000 патентов.

Лицензионный договор следует отнести к основной форме распоряжения исключительными правами на изобретение, товарный знак, авторское произведение, включая программы для ЭВМ и другие объекты интеллектуальных прав.

В отечественном законодательстве 1990-х годов лицензионному договору были посвящены отдельные положения специальных законов по интеллектуальной собственности (в частности, Патентного закона, Закона о товарных знаках).

В большинстве иностранных государств правила о лицензионном договоре содержатся в аналогичных законах. Вместе с тем во многих странах в целях регулирования международного технологического обмена принимается ряд дополнительных нормативных актов. Так, в США действует Антимонопольное положение о лицензиях в сфере интеллектуальной собственности 1995 г., в Японии — Постановление Антимонопольной комиссии о патентных лицензионных договорах и договорах о передаче ноу-хау, в Европейском союзе, помимо правил Римского договора (ст. ст. 81, 82), в 2004 г. вступило в силу Постановление Еврокомиссии N 772 о передаче технологий.

Правилами ст. 1235 ГК РФ устанавливается, что по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого средства в предусмотренных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме и в отношении регистрируемых прав (включая права на изобретение и товарный знак) подлежит государственной регистрации в Роспатенте.

Одной из особенностей лицензионного договора является предмет договора. В качестве предмета договора выступают нематериальные объекты (изобретения, ноу-хау, товарные знаки, программы для ЭВМ), исключительные права на них, удостоверяемые охранными документами (патентами, свидетельствами), и способы использования соответствующего объекта. Важно отметить сложную правовую природу данного вида договора и сопровождающие его исполнение риски. Так, на этапе разработки договора лицензиару необходимо решить вопрос о выдаче исключительной или простой (неисключительной) лицензии. В случае простой лицензии, когда исключительные права предоставляются нескольким лицам, у лицензиата при развитии производства могут возникнуть конкуренты. В современной лицензионной практике наблюдается общая тенденция к сокращению числа лицензиатов и выдаче исключительных лицензий.

Лицензиату при заключении лицензионного договора с иностранным контрагентом необходимо учитывать вопросы применимого права (согласно правилам п. 3 ст. 1211 ГК РФ к лицензионным договорам, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо обстоятельств дела, подлежит применению право страны лицензиара), оценивать коммерческую активность лицензиара в стране лицензиата (в частности, учреждение дочерних и совместных предприятий).

Поскольку закупки лицензий требуют, как правило, значительных инвестиций в производство, целесообразно по результатам собственных научных исследований сделать выбор либо в пользу приобретения лицензии, либо в пользу продолжения собственных исследований. Помимо прочего, следует провести техническую экспертизу предложений лицензиара, осуществить проверку расчета лицензионных платежей с тем, чтобы их размеры были средними по соответствующей отрасли производства.

При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считают незаключенным. В случае нарушения обязанности лицензиата по уплате вознаграждения лицензиар может в одностороннем порядке отказаться от договора и требовать возмещения причиненных убытков.

Срок действия лицензионного договора не должен превышать срока действия исключительных прав. Так, прекращение действия патента ведет к прекращению уплаты лицензионных платежей. Неуказание срока означает, что договор действует в течение пяти лет. Если в течение срока действия договора исключительные права переходят от лицензиара к новому правообладателю, данные обстоятельства не являются основанием для изменения или расторжения лицензионного договора.

По требованию лицензиара лицензиат обязан представлять отчеты о своей производственной деятельности. Поскольку лицензионный договор может выступать правовым инструментом конкурентной политики, лицензиар должен воздерживаться от любых действий, способных привести к затруднению производственной или иной коммерческой деятельности лицензиата, связанной с исполнением договора. В связи с этим требованием целесообразно указывать в договоре территорию, на которой допускается осуществление лицензиатом предоставленных ему исключительных прав.

Помимо исключительной и простой (неисключительной) лицензии, различают сублицензию, открытую и принудительную лицензию. Лицензиаром может быть выдано разрешение лицензиату на заключение им сублицензионного договора с другими лицами. Если изобретение не используется в течение четырех лет со дня выдачи патента, что ведет к нехватке соответствующих товаров или услуг на рынке, и при отказе в предоставлении лицензии любое лицо может в судебном порядке потребовать выдачи принудительной (неисключительной) лицензии. Данное правило содержится в п. 4 ст. 5 A Парижской конвенции 1883 г. и п. (g) ст. 31 Соглашения ТРИПС. Российской судебной практике неизвестны подобные споры. При выдаче принудительных лицензий иностранными судами применяется понятие «общественные интересы», находящее широкое толкование (в частности, в данное понятие включаются интересы национальной и экологической безопасности, здоровья нации) <1>.

———————————

<1> Например, решение Верховного суда Германии о выдаче принудительной лицензии на производство лекарственного препарата интерферона (BGH, 5.12.1995 «Polyferon»).

 

Открытая лицензия в соответствии с правилами ст. 1368 ГК РФ может быть предоставлена любому лицу, если патентообладателем представлено в Роспатент соответствующее заявление. Сведения о предлагаемом изобретении публикуются в официальном бюллетене Роспатента.

Особое значение имеет лицензионный договор при использовании служебных изобретений. Работодатель может использовать изобретение на правах простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента в случае оформления исключительных прав работником — автором изобретения.

В международной практике значительное место отводится беспатентным лицензиям (договорам о передаче ноу-хау). Быстрые темпы обновления знаний, развитие информационных технологий нередко являются причинами отказа от патентования и заключения договоров о передаче ноу-хау. Согласно правилам ст. 1469 ГК РФ по лицензионному договору о предоставлении права использования секрета производства (ноу-хау) одна сторона — обладатель исключительного права (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего секрета производства в установленных договором пределах.

В отличие от патентной лицензии в договоре о передаче ноу-хау исключительные права действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих содержание секрета производства. Нарушитель исключительного права на секрет производства обязан возместить причиненные убытки в соответствии с действующим законодательством. Помимо правил гл. 75 ГК РФ, секреты производства регулируются Федеральным законом от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» и правилами Федерального закона от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции». Правила ст. ст. 10 — 14 Закона «О защите конкуренции» направлены в том числе и на пресечение недобросовестной лицензионной торговли, что согласуется с требованиями ст. 40 Соглашения ТРИПС о запрете антиконкурентной лицензионной практики.

В иностранных государствах передача ноу-хау регулируется общими нормами договорного права и антимонопольного законодательства. В США в 1985 г. был принят Единообразный закон о торговых секретах (Uniform Trade Secrets Act). При незаконном использовании ноу-хау могут применяться правила Федерального закона против экономического шпионажа 1996 г. (Federal Economic Espionage Act), которыми в отдельных случаях предусматривается уголовная ответственность.

В странах Европейского союза, помимо Постановления Еврокомиссии N 772 о передаче технологий и соответствующих правил Договора о ЕЭС с 2006 г., действует Директива 2004/48/ЕС о реализации прав интеллектуальной собственности.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code