Часть 2. Методика расследования преступлений совершенных несовершеннолетними

Глава 1. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

§ 1. Понятие производства по делам несовершеннолетних

В отечественном уголовно-процессуальном законодательстве производство по делам несовершеннолетних занимает своеобразное положение. С одной стороны оно является частью всего уголовного процесса, соответствуя его принципам и общим нормам. С другой стороны процессуальные нормы, касающиеся несовершеннолетних, имеют специфику: в УПК РФ этим нормам посвящена специальная глава 50  «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних», однако ряд статей имеется и в других главах УПК РФ, которые регулируют правовое положение несовершеннолетних в разных стадиях уголовного процесса. И если сопоставить объем общих и специальных правовых норм, то перевес будет за последними.

Специфика уголовного процесса по делам несовершеннолетних характерна для всех стран, в одних она выражена более четко, в других – менее. Это зависит от ряда причин: системы права, к которой относится страна, исторического пути развития в ней правосудия для несовершеннолетних. Там где оно стало автономным, оно меньше зависит от принципов и норм уголовного процесса, а где действуют специальные коллегии общих судов, компетентных рассматривать дела несовершеннолетних – эта зависимость сильнее, и специфика уголовного процесса по таким делам менее выражена.

Производство по делам несовершеннолетних в мире получило название ювенальной юстиции. В современной России это понятие стали использовать и российские юристы.

Суть концепции ювенальной юстиции выражается в ее особенностях, которые и отличают ее от привычного представления об уголовном процессе и суде, исполняющем в его рамках функции правосудия. Попытаемся выделить главные из них.

Начнем с того, что в большинстве стран мира правосудие по делам несовершеннолетних осуществляется специальным органом – специальным судом для несовершеннолетних. Компетенция такого суда включает в себя сразу несколько функций: предварительное следствие, судебное разбирательство, судебный контроль за исполнением приговора, в том числе и за условиями содержания несовершеннолетних в местах предварительного заключения и лишения свободы как наказания.

В настоящее время в нашей стране нет таких специализированных судов, однако, проводимая правовая реформа ставит вопросы об урегулировании правового статуса существующих государственных органов, создания новых структур, в том числе и судебных, то есть специализированных судов. Работа над созданием специализированных судов для несовершеннолетних является одним из направлений проведения судебной реформы в России. Создание таких судов неизбежно ставит вопрос об урегулировании правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних или об их ликвидации.

Комиссии по делам несовершеннолетних появились в нашей стране после Октябрьской революции в 1917 году, однако, уже в мае 1935 года они были упразднены. И лишь только в 1960 году были восстановлены. Действуют они на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»[1] в редакции Закона Российской Федерации от 25.02.93 г., которое определяет их главные задачи: организацию работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, координацию усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних.

В соответствии с ч.2 ст.30 «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»[2] от 25 февраля 1993 г., в случае совершения подростком в возрасте от 11 до 14 лет тяжкого общественно опасного действия, и необходимости в связи с этим немедленной изоляции подростка, он может быть по письменному указанию председателя комиссии или его заместителя помещен в приемник-распределитель для несовершеннолетних на срок не более 15 суток. Данное положение противоречит ст. 22 Конституции РФ, где провозглашено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по решению суда. Перечисленные статьи «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»[3]от 25 февраля 1993 г. имеют целью изолировать несовершеннолетних от общества, так же как и меры, перечисленные в ч.2 ст.22 Конституции РФ.

В современных условиях, при становлении правового государства правильнее было бы применять любые меры изоляции только по решению суда[4]. Это требование содержится и в п. 11 ст.50 Закона РФ « Об образовании»[5]: «для подростков с девиантным поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда». Однако, ни этим законом, ни УПК РФ, регламентированный судебный порядок направления несовершеннолетних в такие учреждения до сих пор не определен.

Итак, в действующем в настоящий момент законодательстве образовался пробел.

Еще одним важным моментом, содержащимся в «Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних» от 25 февраля 1993 г., является ст.39, дающая возможность судебного обжалования только постановления об административном правонарушении[6]. Постановление о наложении других мер воздействия может быть обжаловано только в орган исполнительной власти. Решение, принятое этим органом, является окончательным. Такое положение ст. 39 противоречит ст.46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Пользуясь этим правом, каждый гражданин может обжаловать постановление комиссии по делам несовершеннолетних[7].

Таким образом, дело о применении к несовершеннолетнему определенных мер воздействия может быть рассмотрено судом. В результате этого происходит дублирование судом в определенной части деятельности комиссий. Устранение дублирования и всех вышеперечисленных недостатков возможно при организации специализированного суда по делам несовершеннолетних.

Главной же особенностью в ювенальной юстиции является ее возрастная специфика. Именно возрастная специфика определяет такие особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних, как учет возраста уголовной ответственности, правила возбуждения уголовного дела, отказа в возбуждении и прекращения возбужденного дела; участие представителей обвинения и зашиты; определение предмета доказывания по уголовному делу; применение уголовного наказания или мер, его заменяющих; специфику проведения отдельных следственных или судебных действий.

Несовершеннолетний – это тот, кто не достиг определенного возраста, с достижением которого закон связывает реализацию в полном объеме провозглашенных для человека Конституцией РФ  и другими законами страны субъективных прав и обязанностей[8].

Возраст совершеннолетия не является универсальным для всех государств. Обычно и наиболее часто — это 18 лет. Но есть страны, где несовершеннолетними считаются лица, достигшие возраста 20 лет и даже 21 года. Поэтому, когда речь заходит о возрасте несовершеннолетних, в международных документах касающихся многих стран, обычно указывается, что несовершеннолетними считаются те, кто достиг возраста 18 лет, после чего делается оговорка, что если иной возраст не установлен национальным законодательством. Именно так определяют понятие несовершеннолетнего Минимальные стандартные правила ООН отправления правосудия по делам несовершеннолетних 1984 года (они известны как Пекинские правила)[9].

В российском законодательстве, в частности в ст.21 ГК РФ «гражданин является совершеннолетним в полном объеме по достижении им восемнадцатилетнего возраста»[10].

Таким образом, лицо является несовершеннолетним, если оно не достигло 18 лет.

Итак, возраст несовершеннолетнего является той базой, на которой возник уголовный процесс по делам несовершеннолетних.

Третий существенный признак ювенальной юстиции – ее преимущественно охранительная ориентация. Охранительный режим может выражаться в провозглашении в законе привилегий для всей возрастной группы несовершеннолетних. Так, например, в некоторых странах заседание суда должно быть закрытым по всем делам о преступлениях несовершеннолетних. В других – мера наказания должна быть снижена наполовину, на одну треть, если преступление совершил несовершеннолетний определенного возраста. В российском законодательстве главная привилегия – провозглашение в законе принципа преимущественного назначения несовершеннолетним мер, не связанных с лишением свободы, замена наказания принудительными мерами воспитательного воздействия. Воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, которое просматривается на всех стадиях уголовного процесса, также должно быть отнесено к главным особенностям ювенальной юстиции.

Следующая особенность – социальная насыщенность. Сущность – использование в уголовном процессе по делам несовершеннолетних специальных неюридических познаний и изучение социальных условий их жизни. При выявлении причин и условий совершения преступлений суд и следователь выясняют различные стороны жизни этого несовершеннолетнего.

И, наконец, последняя особенность ювенальной юстиции, как бы обобщающая и объединяющая все предыдущие – максимальная индивидуализация судебного процесса. Центром судебного процесса является личность несовершеннолетнего, и ей подчинено все, и, прежде всего, сама судебная процедура. В УПК РФ есть глава 50, названная «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних». Она включает в себя 13 статей, отражающих, по мнению законодателя особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Относятся они как к общим принципам судопроизводства, так и к отдельным вопросам, решаемым в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства дел этой категории. Эти нормы можно разделить на 2 группы.

К первой группе можно отнести нормы касающиеся принципа повышенной юридической охраны несовершеннолетних:

— двойное представительство интересов несовершеннолетнего в суде, а именно его законным представителем и его защитником — адвокатом;

— выявление дополнительных специфических вопросов, входящих в предмет доказывания по уголовному делу несовершеннолетнего (выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц);

— выяснение дополнительных вопросов, которые решает суд при вынесении приговора по делу несовершеннолетнего — об отсрочке исполнения приговора и об особенностях исполнения наказания в этом случае, а также во всех иных случаях, когда суд считает возможным заменить несовершеннолетнему реальное лишение свободы на иную меру не связанную с лишением свободы;

— выделение дел несовершеннолетних при наличии в них взрослых соучастников в отдельное  производство и рассмотрение их во всех случаях (даже когда выделение дела несовершеннолетнего признается судом нецелесообразным по соображениям полноты исследования обстоятельств дела) по правилам, предусмотренным в ст. 422  УПК РФ;

— требования судебной практики к специализации участников уголовного процесса по делам несовершеннолетних, равно как и осведомленность судей и следователей в вопросах детской и юношеской психологии.

Вторая группа норм, включенных в главу 50 УПК РФ, может быть отнесена к вопросам, более конкретным, решаемым в ходе уголовного процесса. Речь идет о задержании и заключении несовершеннолетнего под стражу; о порядке вызова обвиняемого; участии законного представителя в ходе досудебного производства и в судебном заседании; участии педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого; удалении несовершеннолетнего из зала судебного заседания.

Однако, также необходимо отметить, что в УПК РФ есть еще ряд статей, также регулирующих правовое положение несовершеннолетнего в уголовном процессе (п.12 ст.5, ст.51, ст. 52, ст.105 и т. д.). Эти статьи существенно дополняют те, которые перечислены в главе 50 УПК РФ[11].

Как было отмечено ранее, в России сейчас нет ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса в их современном понимании. Об этом идет речь и в концепции судебной реформы в России, поскольку база для создания ювенальной юстиции в российском уголовно-процессуальном законодательстве есть. И, прежде всего, она основывается на факте вступления России в Совет Европы, что обязывает наше государство совершенствовать судебную систему путем восполнения имеющихся пробелов в законодательстве, приведения российского законодательства в соответствие с нормами и принципами международного гуманитарного права.


[1] Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних: Закон Российской Федерации № 4549-1 от 25.02.93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.-1993. -№ 12.- Ст. 429.

[2] Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних Закон Российской Федерации № 4549-1 от 25. 02. 93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- 1993. -№ 12.- Ст. 429 (ст.30).

[3] Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних: Закон Российской Федерации № 4549-1 от 25.02.93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.-1993.-№ 12.- Ст. 429.

[4] Николаев М. В Россию надо вернуть суды для несовершеннолетних // Рос. юст.-1996.- № 4.- С. 57.

[5] Об образовании: Федеральный закон РФ № 12-ФЗ от 15.01.96г. // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№3.-Ст. 150.

[6] Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних: Закон Российской Федерации № 4549-1 от 25.02.93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.-1993.-№12.-Ст.429 (ст.39).

[7] Николаев М. В. Россию надо вернуть суды для несовершеннолетних // Рос. юст.-2002.- № 4.- С. 57.

[8] Ларин А. М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс России. Лекции — очерки / Под ред. В.М. Савицкого. -М.: Издательство БЕК, 2002. — С. 198.

[9] Международные акты о правах человека: Сборник документов. -М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА, 1999.-С.284.

[10] Гражданский кодекс Российской Федерации: Сборник кодексов Российской Федерации. -Ростов-на-Дону.: Изд. «Феникс», 2002.- С. 6.

[11] Ларин А.М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс России. Лекции — очерки / Под ред. В.М. Савицкого. -М.: Издательство БЕК, 2002.- С. 234-235.

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.  Часть 5.  Часть 6.  Часть 7.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code