13.2. Международно-правовое регулирование трудовых отношений

Отличительной особенностью международного частного права является широкое использование норм, содержащихся в международных договорах, а также в документах рекомендательного характера. По сфере их действия различают универсальные, региональные и двусторонние акты.

К актам универсального характера прежде всего относится Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1948 г. Документ содержит целый комплекс неотчуждаемых прав человека в сфере труда. В их числе: право на труд; на свободный выбор работы и защиту от безработицы; на справедливые и благоприятные условия труда, равную плату за равный труд без какой-либо дискриминации; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи; на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, на создание профсоюзов и участие в них с целью защиты своих интересов. Не являясь договором, Всеобщая декларация прав человека имеет огромный международный авторитет как документ программно-политического характера.

Среди документов ООН, лежащих в основе регулирования трудовых отношений, необходимо назвать два документа 1966 г. — Международных пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международных пакт о гражданских и политических правах <1>. Отличительной чертой этих многосторонних договоров является более объемный, чем во Всеобщей декларации прав человека, перечень прав, предоставляемых трудящимся. В первом из названных документов, помимо этого, предусмотрен контрольно-надзорный механизм по соблюдению включенных в него положений. Кроме того, в результате подписания в 1976 г. Факультативного протокола к Пакту о гражданских и политических правах в Женеве начал работу Комитет по правам человека, куда с жалобами на нарушения своих прав могут обращаться не только государства, но и граждане. Присоединение России к названным соглашениям явилось гарантией реализации положений ст. 46 Конституции РФ, в силу которой российские граждане имеют право на защиту своих интересов в межгосударственных органах.

———————————

<1> Ратифицированы Указом Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII.

 

Первостепенную значимость в сфере труда имеют также основополагающие акты ООН, провозглашающие равенство в отношении осуществления прав и свобод человека, равенство всех перед законом и право каждого на равную защиту. Они получили название антидискриминационных конвенций (О ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и др.). Заключая в себе общепризнанные нормы и принципы международного права, подобные документы составляют фундамент правового положения субъектов трудовых правоотношений, формируют основу межгосударственного сотрудничества в сфере труда.

Особую роль в регулировании труда играют международные соглашения, определяющие специальный статус субъектов трудовых прав. Так, Конвенция о статусе беженцев 1951 г. имеет самостоятельный раздел, посвященный работе по найму. Государства обязались предоставлять беженцам, проживающим на их территории, национальный режим в отношении использования основных трудовых прав и их социальных гарантий, включая условия труда, содержащиеся в коллективных договорах. В целях охраны рынка труда к этой категории работников не применяются изъятия, установленные для найма иностранцев.

Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. охватывает максимально широкий круг лиц, пребывающих на территории иностранного государства с целью осуществления трудовой деятельности, и практически весь спектр предоставляемых им прав и свобод. Документ закрепляет возможность трудящихся-мигрантов и членов их семей свободно покидать государство происхождения; получать в порядке, действующем в принимающем государстве, разрешение на жительство и на занятие вознаграждаемой деятельностью (ст. 49). В рамках национального режима для них открыт доступ к местным системам трудоустройства, профессиональной ориентации, образования, специальной подготовки и переподготовки и т.д.

Работники-мигранты наравне с гражданами принимающей страны имеют право на вознаграждение, режим труда и отдыха и иные условия труда; пользуются защитой против увольнения; пособием по безработице; имеют доступ к программам общественных работ, проводимых в целях борьбы с безработицей, и к другой работе по найму в случае потери рабочего места или другого вознаграждаемого вида деятельности (ст. 54). Возможность переводить заработанные средства и сбережения, а также вывозить личное имущество и вещи по окончании работы по найму определяется по праву места работы. Контроль за соблюдением положений Конвенции осуществляет специально созданный Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (КТМ).

Акт вступил в силу в 2003 г. Большинство ратифицировавших его стран — государства происхождения мигрантов (Азербайджан, Мексика, Таджикистан, Турция, Филиппины и др.). Россия, а также иные государства — крупные реципиенты рабочей силы Конвенцию не подписали. Такая ситуация получила противоречивую оценку экспертов. В адрес экономически развитых стран звучат обвинения в неспособности и нежелании принять на себя ответственность за соблюдение трудовых прав мигрантов. Однако вопрос не так однозначен в своем решении.

Создание эффективного баланса интересов собственных граждан и интересов иностранных лиц, временно привлекаемых к труду, — проблема, требующая обдуманного решения. Конвенция 1990 г. устанавливает достаточно обширный круг прав, который охватывает не только лиц, осуществляющих трудовую деятельность на территории принимающего государства на законном основании, но и нелегальных мигрантов. Придание им легального статуса, например в России, противоречит миграционной политике нашей страны. Кроме того, Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в России <1> провозгласил принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов на территории РФ (п. 1 ст. 18). Аналогичные положения содержит законодательство многих зарубежных государств.

———————————

<1> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032 (далее — Закон о правовом положении иностранцев).

 

Комплекс основных трудовых прав, сформулированный в актах ООН, составляет фундамент правового статуса субъектов трудовых правоотношений. Без его закрепления в национальном законодательстве немыслимо ни одно цивилизованное государство.

Основную правотворческую деятельность в сфере труда на международной арене проводит Международная организация труда (МОТ). Ее членами являются 183 государства, объединяющие 98% населения мира. В Уставе и Филадельфийской декларации МОТ (1944 г.) сформулированы цели организации: улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся, а также названы способы их достижения — международно-правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся на рынке труда (предотвращение безработицы, обеспечение достойного уровня зарплаты, регулирование продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охрана труда и т.д.). Результаты правотворческой деятельности Организации фиксируются путем принятия соответствующих конвенций и рекомендаций <1>.

———————————

<1> Количество конвенций достигло к 2012 г. 188, рекомендаций — 199. Российская Федерация ратифицировала 61 конвенцию МОТ.

 

Важнейшие направления социальной политики МОТ закреплены в ее актах в виде принципов регулирования трудовых отношений. Среди таких актов необходимо выделить восемь основополагающих конвенций, подлежащих первоочередной ратификации: N 29 и N 105 о принудительном труде; N 87 и N 98 о свободе ассоциаций; N 100 и N 111 против дискриминации в области труда; N 138 и N 182 о запрещении детского труда. Государства — члены МОТ обязаны соблюдать основополагающие принципы даже в случае отсутствия ратификации соответствующих конвенций, т.е. в силу факта их членства в Организации.

Закрепленные в названных документах исходные начала в дальнейшем нашли свое отражение в Декларации основополагающих принципов и прав в сфере труда 1998 г. и Декларации о социальной справедливости в целях справедливой глобализации 2008 г. В основу деятельности государств в современный период — период глобализации была положена Программа достойного труда, разработанная в рамках МОТ в 1999 г. В этой связи Декларация 2008 г. уточнила стратегические цели государств-членов на ближайшие годы. Это:

— претворение в жизнь основополагающих принципов в сфере труда;

— расширение возможности занятости и получения дохода;

— совершенствование системы социальной защиты;

— укрепление социального диалога.

Большое внимание МОТ уделяет защите прав мигрантов. Их статус закреплен в Конвенциях N 97 о правах трудящихся-мигрантов (1949 г.); N 118 о равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962 г.) и N 143 о злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975 г.).

Конвенция N 97 обязывает государства установить для мигрантов, пребывающих на их территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются собственные граждане. Такой подход касается возраста принятия на работу; ученичества и профессионального обучения; заработной платы; рабочего времени и сверхурочных работ; оплачиваемых отпусков; работы на дому, женского труда и труда подростков; принадлежности к профсоюзам; пользования преимуществами, предоставляемыми коллективными договорами, и др. (ст. 6).

Документ содержит норму, ограничивающую максимальный срок пребывания работника-мигранта в принимающей стране пятью годами. Каждый член МОТ в случае вступления в отношении его Конвенции в силу обязуется учредить компетентную и бесплатную службу помощи работникам-мигрантам. Эта служба, в частности, должна снабжать мигрантов точной информацией; сотрудничать с соответствующими учреждениями других членов организации; принимать меры, облегчающие прием и возвращение работников-мигрантов, организацию деятельности медицинских служб и т.д.

Конвенция имеет три приложения, которые регламентируют соответственно вопросы вербовки, трудоустройства и условий труда работников-мигрантов <1>. Право производить операции по вербовке, оформлению въезда и определению на место работы мигрантов принадлежит, как правило, государственным бюро трудоустройства. Однако, с учетом интересов мигранта, национальным законодательством может быть предусмотрена возможность производить вербовку также частным агентством, получившим на это предварительное разрешение компетентных властей и под их контролем.

———————————

<1> Термин «вербовка» означает наем лица, находящегося на одной территории, от имени нанимателя, находящегося на другой территории, или обязательство, данное лицу на одной территории, обеспечить ему работу на другой территории.

 

Одноименная Рекомендация N 86 призывает государства дополнить установленные в актах МОТ положения о труде мигрантов двусторонними соглашениями, определяющими методы применения соответствующих международных норм. В текст соглашений предлагается включить положение о соответствии индивидуальных трудовых контрактов мигрантов Типовому договору, образец которого приводится в приложении к названному акту.

Конвенция N 118 обязывает государства предоставить на своей территории гражданам любого другого члена Организации права, одинаковые со своими гражданами, как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия (по болезни, по случаю потери кормильца, в случае трудового увечья и профессионального заболевания, по безработице и др.). В отношении пособий равноправие обеспечивается без какого-либо условия о проживании.

Конвенция N 143 включает два основных вопроса: 1) предотвращение и пресечение незаконной миграции и 2) обеспечение равенства возможностей и обращения. В ее рамках достигнута договоренность о сотрудничестве, обмене информацией и систематических контактах по обозначенным вопросам. В частности, государства приняли обязательства предусмотреть в своем законодательстве меры ответственности за незаконную миграцию (равно за оказания помощи в организации незаконной миграции), а также за незаконное использование труда работников-мигрантов. Для работников и членов их семей, находящихся на законных основаниях в принимающем государстве, должны быть разработаны меры социальной адаптации.

Акты рекомендательного характера предлагают государствам освобождать работников-мигрантов от уплаты таможенных пошлин (Рекомендация N 86), оплачивать за счет работодателя их проезд в страну найма (Рекомендация N 100), предоставлять им возможность обжаловать решение о досрочном прекращении трудовых отношений, освобождать от расходов на осуществление административных и иных юридических процедур в случае выдворения из страны (Рекомендации N 151).

Россия присоединилась к большинству конвенций МОТ, но не ратифицировала ни один договор о правах трудящихся-мигрантов. Период принятия последних совпал со временем, когда страна фактически не участвовала в международном обмене труда. Сегодня такое положение ставит российских работников за рубежом в менее выгодные условия по сравнению с трудящимися из стран, включивших соответствующие нормы в свою правовую систему. Имплементация международных норм с более высоким уровнем гарантий прав трудящихся-мигрантов позволит восполнить соответствующие пробелы российского законодательства. Определенные шаги в этом направлении уже проделаны, однако окончательное решение вопроса еще требует привлечения дополнительных финансовых и организационных ресурсов.

Значительный вклад в регулирование трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, вносят региональные акты, оформившие договоренность государств в рамках деятельности таких международных организаций, как Совет Европы (СЕ), Европейский союз (ЕС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Содружество независимых государств (СНГ) и другие.

Трудовые стандарты Совета Европы закреплены в таких основных документах, как Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.) и Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 г.

Наиболее обширный круг трудовых прав содержит Европейская социальная хартия <1>. Сфера ее действия охватывает всех лиц, которые на законных основаниях проживают или регулярно работают на территории одной из договаривающихся сторон. Хартия обязывает государства упростить существующие формальности и сократить или упразднить различные сборы с иностранных рабочих или их работодателей; сделать менее жестким законодательство, регулирующее наем иностранных трудящихся; признать за гражданами своей страны право осуществлять приносящую доход деятельность на территории других государств-участников. В ней гарантируется национальный режим в сфере найма и трудоустройства мигрантов, включая оплату их труда, пользование преимуществами коллективных договоров, предоставление жилья и др. Наряду с традиционными правами документ закрепляет право на профессиональную ориентацию и профессиональное обучение, на информацию, на участие в определении и улучшении условий труда, на защиту достоинства во время работы.

———————————

<1> Пересмотрена в 1996 г., действует в 43 государствах СЕ из 47. Ратифицирована РФ в 2009 г. Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ.

 

В аспекте рассматриваемых вопросов наибольший интерес представляет Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 г. <1>. Документ регулирует порядок получения разрешений на работу и проезда к месту работы, воссоединения с семьей и проживания в принимающем государстве, процедуру набора рабочей силы, а также социальное обеспечение работников.

———————————

<1> Вступила в силу 1 мая 1983 г. Россия не участвует.

 

Нормативные акты Европейского союза также содержат достаточно большой по объему комплекс трудовых прав. Еще в Римском договоре 1957 г. было зафиксировано согласие государств объединиться с целью улучшения условий труда и жизни трудящихся. Уточняя его положения, Единый европейский акт 1987 г. обозначил такие направления правотворчества, как занятость, условия труда, техника безопасности и производственная санитария, право на ассоциацию и коллективные договоры. Учредительные договоры в системе актов ЕС не только имеют значение программных документов. Их нормы (нормы «первичного права») непосредственно регулируют трудовые отношения в странах Евросоюза, имеют приоритет по отношению к национальным законам.

Важное значение среди актов ЕС имеют Хартия об основных социальных правах трудящихся 1989 г. и Хартия основных прав Европейского союза 2000 г.

Принципиальные положения, касающиеся содержания социальных и трудовых прав граждан ЕС были сформулированы в Хартии об основных социальных правах трудящихся. От основополагающих программных актов ЕС она отличается тем, что не является договором, ее положения носят рекомендательный характер. Однако именно этот документ стал исходной базой развития социального законодательства стран Евросоюза. В частности, в нем провозглашается, что каждый трудящийся Европейского сообщества имеет право на свободу передвижения по территории Союза в зависимости от ограничений, установленных в интересах охраны общественного порядка, государственной безопасности и здоровья общества. Право на свободу передвижения дает каждому трудящемуся возможность работать в странах Евросоюза по любой профессии или специальности, обеспечивает равный доступ к наемному труду, его условиям и социальной защите, свободу выбора занятий и бесплатный доступ к службам по трудоустройству.

С учетом своеобразия структуры трудовые права в Хартии основных прав Европейского союза рассредоточены по различным разделам. Так, гл. 1 «Достоинство» содержит норму, запрещающую рабство и принудительный труд; гл. 2 «Свобода» провозглашает свободу профессиональной деятельности и право на труд; гл. 3 «Равенство» закрепляет принцип равенства и гарантирует особую защиту в отношении отдельных социальных групп. Глава 4 «Солидарность» отличается наиболее детальной проработкой содержания прав наемных работников и включает право на благоприятные и справедливые условия труда, на защиту в случае необоснованного увольнения, на обращение к службам занятости и др. <1>.

———————————

<1> Московский журнал международного права. 2003. N 2. С. 302 — 314.

 

Основной формой гармонизации права стран — членов ЕС является принятие актов «вторичного права», среди которых особую значимость для регулирования отношений сферы труда имеют директивы. Такого рода документы регламентируют ряд важнейших вопросов, например устанавливают перечень основных условий трудового договора (Директива N 91/533); определяют права и обязанности сторон трудового договора при смене собственника (Директива N 77/187); устанавливают равное обращение в сфере трудоустройства и занятости (Директива N 78/200) и т.п. Подавляющая часть директив (94,3%) уже включена в национальное законодательство стран ЕС, а такие государства, как Швеция, Финляндия, Испания и Дания, адаптировали к национальной правовой системе все директивы ЕС <1>.

———————————

<1> Труд за рубежом. 2003. N 1.

 

С учетом значимости сотрудничества пограничных государств в сфере миграции рабочей силы особое внимание следует уделить актам, принятым в рамках таких региональных международных организаций, как Содружество Независимых Государств (СНГ); Европейско-Азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), а также Союзное государство России и Белоруссии.

Реализуя закрепленное в Уставе Содружества Независимых Государств (1993 г.) намерение осуществлять сближение национального законодательства, государства — члены Содружества подписали ряд документов, определяющих основные направления их деятельности в сфере труда. Это прежде всего Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г. и соглашения: О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г., О сотрудничестве в области охраны труда 1994 г., О порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, 1994 г., О взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, 1994 г., а также Модельный рекомендательный акт о миграции трудовых ресурсов в странах СНГ 1995 г.

Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. регулирует трудовую деятельность лиц, которые постоянно проживают на территории одного из государств и осуществляют свою трудовую деятельность на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства-участника. Численность принимаемых работников определяется двусторонними соглашениями.

Статья 1 названного акта в качестве основной коллизионной привязки провозглашает принцип lex loci laboris. В этой связи порядок привлечения работников к труду, квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются стороной трудоустройства исходя из действующего на ее территории законодательства. Условия трудового договора, порядок его оформления, сроки действия и порядок расторжения, режим рабочего времени и времени отдыха, налогообложение трудовых доходов также должны соответствовать законодательству о труде принимающей стороны. Диспозитивная норма устанавливает правило, согласно которому закон страны трудоустройства применим и при определении порядка возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья работника при исполнении им трудовых обязанностей (ст. 11).

Трудовые отношения мигранта и принимающей стороны должны быть оформлены трудовым договором. Такой договор заключается с работодателем на государственном языке стороны трудоустройства и русском языке и вручается работнику до его выезда на работу. Все документы, необходимые для трудоустройства, должны быть переведены на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык и соответствующим образом заверены. Государства-участники не требуют легализации дипломов, свидетельств об образовании, присвоении звания, разряда, квалификации и других документов, необходимых для осуществления трудовой деятельности.

В дополнение к изложенным положениям Модельный рекомендательный акт 1995 г. закрепляет национальный режим в отношении предоставления прав трудящимся-мигрантам. Не допускается их дискриминация по признаку национальности, расы, пола и религии. Въезд таких работников на территорию государства трудоустройства, их пребывание там и выезд осуществляются в соответствии с законодательством страны места осуществления трудовой деятельности. Ограничения на въезд (с учетом ситуации на внутреннем рынке труда, по соображениям национальной безопасности, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иные) могут быть установлены в таком же порядке.

Модельный рекомендательный акт обязывает работодателей обеспечить трудящихся-мигрантов объективной информацией о характере работы, оплате труда и иных условиях трудовой деятельности. Государства-участники гарантируют им признание трудового стажа, включая стаж на льготных условиях и по специальности. В случае нарушения мигрантом законодательства принимающего государства компетентные органы могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения его в страну выезда.

В 2008 г. в рамках СНГ заключена Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. Конвенция вступила в силу в 2010 г. только в отношении пяти стран-участниц — Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Армении и Азербайджана. В сентябре 2011 г. Россией в ходе осуществления подготовительных мероприятий по ратификации международного акта подписан Протокол о внесении изменений (уточняющего характера) в названный документ.

В целом усилиями государств в рамках международных организаций, как отметил И.Я. Киселев, создан «свод модельных актов по труду, творческое освоение которого является необходимым условием разработки и совершенствования любой национальной системы права, стремящейся отвечать общецивилизационным требованиям. Эти акты — объект внимательного изучения, заимствования, практического использования в качестве признанного в цивилизованном мире эталона, своего рода международного кодекса труда» <1>.

———————————

<1> Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999. С. 448 — 449.

 

Международные нормы о труде в значительном количестве содержатся в двусторонних соглашениях. Такие акты в основном касаются трудоустройства иностранных граждан в организациях принимающей стороны и в этой связи представляют собой своеобразный компромисс стран с разными правовыми системами в отношении гарантий реализации мигрантами права на труд на территории договаривающихся государств. В них решаются вопросы о статусе компетентного государственного органа, направляющего трудящихся в зарубежные страны; об обмене информацией по наличию тех или иных вакансий; о процедуре составления списков желающих получить работу; о требованиях, предъявляемых к кандидатам, и об ответственности за их отбор; о порядке регулирования положения мигрантов и т.п.

Россия активизировала правотворческую деятельность в рамках двустороннего сотрудничества в 1990-х годах, когда был заключен ряд соглашений с такими государствами, как Вьетнам (О принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятия, в объединения и организации РФ, 1992 г.), Китай (О принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятия, в объединения и организации РФ, 1992 г.), Германия (О занятости лиц, работающих по найму с целью повышения их профессиональных и языковых знаний, 1993 г.), Польша (О принципах трудовой деятельности российских граждан на территории Республики Польша и польских граждан на территории РФ, 1994 г.) и др.

Особую роль в этом ряду играют двусторонние договоренности по вопросам трудовой миграции со странами ближайшего зарубежья. Так, в 1993 г. Россия заключила соглашения с Молдавией (О защите граждан РФ и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств), Украиной (О трудовой деятельности граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств), Белоруссией (О трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории Республики Беларусь, и граждан Республики Беларусь, работающих на территории РФ). В 1994 г. аналогичный договор подписан с Арменией, в 1996 г. — с Киргизией.

Развитие сотрудничества государств вносит коррективы в их взаимоотношения, ставит новые вопросы, требует пересмотра и уточнения прежних договоренностей, порождает поиск новых партнеров. Правотворческая деятельность России в сфере двусторонних контактов государств по решению проблем взаимной миграции постоянно совершенствуется, заключаются новые соглашения (с Таджикистаном (2004 г.), Китаем, КНДР и Узбекистаном (2007 г.), Францией (2009 г.)).

Двусторонние соглашения закрепляют принцип национального режима труда мигрантов, допуская возможность вводить определенные ограничения на прием таких работников. Порядок въезда, пребывания и трудовой деятельности работников-мигрантов определяется законодательством страны трудоустройства. В документах указывается на необходимость регистрации заключенных с мигрантами трудовых договоров в компетентных учреждениях принимающего государства. Работникам, подлежащим сокращению, в пределах срока действия трудового договора оказывается содействие в предоставлении равноценных условий труда, а при невозможности трудоустройства им предоставляются льготы, предусмотренные законодательством для граждан принимающего государства.

Помимо названных вопросов двусторонние договоры регулируют порядок возмещения вреда, полученного в результате трудового увечья или профессионального заболевания, социального обеспечения и др. Взаимно признается трудовой стаж, в том числе стаж, исчисляемый в льготном порядке и в период работы по специальности. Исчисление стажа производится с использованием коллизионной привязки lex loci laboris. Сторонами признаются (без легализации) дипломы, свидетельства и другие документы государственного образца об уровне образования и квалификации, выданные соответствующими компетентными органами договаривающихся государств.

Важное место в регулировании отношений государств в сфере труда занимают проблемы незаконной трудовой миграции. Различные варианты ее решения закрепляют универсальные, региональные и двусторонние акты (например, Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, 1998 г., соглашения России с Латвией (2009 г.), Узбекистаном (2007 г.), Южной Осетией (2010 г.) и др.). Такого рода документы, как правило, содержат требования к компетентным органам государств об обязательном проведении разъяснительной работы среди трудящихся-мигрантов в отношении порядка пребывания и осуществления ими трудовой деятельности и о необходимости пресечения незаконного использования иностранной рабочей силы.

В своей совокупности международно-правовые акты в сфере труда составляют целостную систему источников международного частного трудового права, стержнем построения которой являются основополагающие принципы международного права. На этих принципах базируются правила толкования названных источников и правила разрешения коллизий, возникающих внутри системы <1>.

———————————

<1> См.: Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб., 2006. С. 452.

 

Статья 10 ТК РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы нашего государства. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code