Часть 1. Методика расследования преступлений совершенных несовершеннолетними

Введение

В соответствии с Уголовным кодексом РФ, преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Однако простые люди понимают «преступление» намного проще. Для них преступление, это когда нарушен закон, кому-то причинен вред (ущерб), у кого-то в семье горе. В связи с этим, преступность – это страшное всеразрушающее явление. Она разрушает все: здоровье, быт, семьи людей, наносит непоправимый ущерб социально-экономической и политической сферам жизни государства.

В этом плане преступность несовершеннолетних занимает одно из первых мест. Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, растет последние годы в геометрической прогрессии, при этом возрастной критерий несовершеннолетних преступников постоянно снижается. В настоящее время уже никого не удивляет тот факт, что часто преступления совершаются лицами, возраст которых не превышает десяти лет. Что же толкает несовершеннолетних на совершение преступлений?

Дать однозначный ответ не просто сложно, а невозможно, так как причин этому (совершению преступлений) множество. В их числе можно назвать домашние проблемы, неадекватные методы воспитания. В настоящее время подростки из-за семейных конфликтов, из-за того, что родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами и подвергают их избиению, часто убегают из дома. Что им остается дальше делать, чтобы выжить? Ответ один: идти на преступление.

Также в качестве причины можно назвать то, что уменьшается число государственных, действующих на бюджетной основе, детских и юношеских организаций, количество детских площадок.

Большую роль в формировании личности несовершеннолетнего играют педагоги. Несистемное участие педагога в жизни и воспитании несовершеннолетнего приводит к плачевным последствиям.

Правоохранительные органы принимают меры по снижению роста преступности несовершеннолетних. Проводятся координационные совещания, на которых разрабатываются комплексные планы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение совершения преступлений несовершеннолетними.

Однако не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Необходимо отметить, что повышается правовая культура населения, так как открываются различные юридические колледжи, филиалы высших учебных заведений, в школах проводятся уроки по правоведению. В связи с этим несовершеннолетние лучше знают свои права, и порядок реализации этих прав.

Также нужно сказать, что в последнее время законодатель стал совершенствовать правовую базу, регулирующую правоотношения с участием несовершеннолетних. Приняты следующие нормативные акты: Федеральный закон РФ «Об образовании»[1] в редакции от 15 января 1996 года и  Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[2] от 24 июля 1998 года.

УПК РФ предусматривает определенный порядок расследования и судебного разбирательства уголовных дел по делам несовершеннолетних. Этот порядок выделен в отдельную главу 50 УПК РФ. Такое выделение обусловлено многими особенностями производства по делам несовершеннолетних, которые отличают их от общего порядка производства по уголовному делу. Также это связано с тем, что несовершеннолетние – это особая категория граждан. Их (несовершеннолетних) отличают от других категорий граждан возрастные и психологические особенности.

Данные особенности учитываются вследствие того, что личность несовершеннолетнего не сформирована и легко поддается влиянию со стороны взрослых, что в свою очередь накладывает отрицательный отпечаток на поведение подростков.

Во все времена производство по делам несовершеннолетних было сопряжено с множеством проблем и вопросов, возникающих на практике. Это связано с тем, что в законодательстве имеется много неточностей и пробелов в данной сфере. В связи с этим Верховный Суд РФ обобщал практику производства по делам несовершеннолетних, а по результатам издавал постановления, обязательные для выполнения судами общей юрисдикции. Последним актом Верховного Суда РФ по данной теме  является постановление Пленума Верховного Суда РФ №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»[3] от 14 февраля 2000 года, в котором разъясняются многие вопросы, возникающие на практике, в частности, порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия, даются рекомендации, разъясняются основания применения статей 150, 151 УК РФ, то есть вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений либо иных антиобщественных действий, рассматриваются вопросы о компенсации морального вреда, причиненного в результате преступных действий несовершеннолетнего. Вынесение данного постановления было обусловлено изменениями в уголовном, уголовно-процессуальном и гражданском законодательстве РФ.

В УПК РФ законодателем регламентированы новеллы, которые заключаются в том,  что предварительное расследование по этим делам вправе проводить, как следователь, так и дознаватель, законодатель регламентировал полномочия законного представителя в досудебных стадиях уголовного процесса и в судебном заседании, особенности прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия.

На основании изложенного, можно отметить, что законодатель предусматривает дополнительные гарантии прав несовершеннолетних при производстве в отношении них по уголовным делам. Производство по делам несовершеннолетних всегда связано с тем, что орган производящий предварительное расследование, должен принимать во внимание, установленные законом особенности при проведении различных следственных действий с участием несовершеннолетнего. Эти же требования должен выполнять и суд.


[1] Об образовании: Федеральный закон РФ №12-ФЗ от 15.01.96г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996.- № 3.- Ст. 150.

[2] Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ №124-ФЗ от 24.07.98 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 31.- Ст. 3802.

[3] О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Пост. Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000 г.  // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2000. – № 4.– С. 9-13.

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.  Часть 5.  Часть 6.  Часть 7.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code