1.8.2. Основные консульские функции по защите прав и интересов граждан

Консул выполняет ряд функций, перечень которых предусмотрен в международных договорах (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.), двусторонних консульских конвенциях, заключенных между государствами, число которых исчисляется сотнями, а также в национальном законодательстве, в том числе и Российской Федерации, в частности в Положении о Консульском учреждении Российской Федерации 1998 г. Говорить о приоритетности той или иной выполняемой консулом функции было бы неправильно, ибо каждая консульская функция затрагивает важные жизненные аспекты граждан и отражает многогранность двусторонних консульских отношений между государствами. Тем не менее практика показывает, что консул значительную часть своей деятельности посвящает защите прав и интересов своих граждан.

Среди многосторонних консульских конвенций следует отметить Каракасскую конвенцию о консульских функциях от 18 июня 1911 г., Гаванскую конвенцию о консульских чиновниках от 20 февраля 1928 г. и Европейскую конвенцию о консульских функциях от 11 декабря 1967 г., которые, бесспорно, способствовали созданию международно-правовой основы для консульских функций. Российская Федерация не присоединилась к Европейской конвенции о консульских функциях 1967 г.

Общие функции или основные задачи консульских учреждений нашли отражение в положениях Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в ст. 5 которой дается в целом более или менее исчерпывающий перечень консульских функций. Они также отражены во всех двусторонних консульских конвенциях (например, в Консульской конвенции между Российской Федерацией и Украиной от 15 января 1993 г. <1>) и состоят в следующем:

———————————

<1> www.businesspravo.ru

 

— защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан;

— содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания;

— содействие развитию дружественных отношений между ними;

— выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам.

Кроме того, консульское должностное лицо <1> уполномочено на совершение дипломатических актов в государстве, где представляемое государство не имеет дипломатического представительства и где оно не представлено дипломатическим представительством третьего государства, а также в тех случаях, когда консульское должностное лицо представляемого государства является одновременно и представителем в международной организации (ст. 17 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.).

———————————

<1> «Консульское должностное лицо» означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнять консульские функции (в дальнейшем будет использован обобщенный термин «консул», который встречается в ряде двусторонних консульских конвенций).

 

Административные функции <1>. Консул осуществляет административные функции в отношении граждан в пределах своего консульского округа. Российский консул, кроме того, ведет учет граждан России, постоянно проживающих в его консульском округе. Распоряжения консула носят обязательную силу <2>.

———————————

<1> Консульские функции выполняются также дипломатическими сотрудниками консульских отделов посольств.

<2> См.: Бобылев Г.В. Консульское право: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и испр. М., 2007. С. 33.

 

В пределах своей компетенции консул должен предоставлять гражданам своего государства информацию и разъяснения относительно их пребывания в иностранном государстве и оказывать им помощь и всяческое содействие. Важна и значима информация о законах, правилах и обычаях государства пребывания, особенностях правового положения иностранных граждан. В этом контексте следует заметить, что на иностранных граждан с момента пересечения ими границы того или иного государства распространяется юрисдикция этого государства. Значима также информация об особенностях порядка регистрации, пребывания и передвижения по стране. Большинство государств, определяя порядок временного пребывания иностранных граждан, не предусматривает права на трудоустройство. Нарушение режима регистрации, пребывания, передвижения по стране, а также правил устройства на работу может повлечь за собой соответствующие санкции — административную ответственность, депортацию с запрещением въезда в государство на определенный срок.

В соответствии с международными договорами и внутренним законодательством консул представляет граждан своего государства перед местными властями. Так, согласно ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и нормам двусторонних консульских конвенций (например, Консульские конвенции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 1995 г. (п. 1 ст. 38) <1>; между Российской Федерацией и Украиной от 15 января 1993 г. (п. 1 ст. 14) <2>; между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 2 марта 1994 г. (п. 1 ст. 38) <3> и т.д.), предусмотрена возможность свободного сношения консула с гражданами представляемого государства. В свою очередь, государство пребывания никоим образом не должно ограничивать сношение граждан представляемого государства с консулом и их доступ в консульское учреждение.

———————————

<1> www.businesspravo.ru

<2> Там же.

<3> Там же.

 

К административным функциям относится и «передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений по снятию показаний для судов представляемого государства в соответствии с действующими международными соглашениями или, при отсутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противоречащем законам и правилам государства пребывания» (ст. 5 Венской конвенции 1963 г.).

Функции по защите прав и интересов граждан. Государства — участники СНГ подчеркнули значимость и закрепили эту функцию в соответствующих двусторонних консульских конвенциях: Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 1995 г. (п. «e» ст. 37) <1>; Консульская конвенция между Российской Федерацией и Украиной от 15 января 1993 г. (п. 1 ст. 9) <2>; Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 2 марта 1994 г. (п. «e» ст. 37) <3>; Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Грузия от 8 октября 1993 г. (п. «e» ст. 37) <4> и др. Законодательство многих государств содержит положения, касающиеся защиты их граждан за границей.

———————————

<1> Там же.

<2> Там же.

<3> Там же.

<4> Там же.

 

Так, например, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», вступивший в силу 1 июля 2002 г., предусматривает, что «органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы» (п. 2 ст. 7).

В случае ареста, задержания гражданина представляемого государства или ограничения его свободы в любой иной форме консул имеет право посетить этого гражданина и оказать ему правовую помощь. Сроки и порядок посещения четко оговорены в двусторонних консульских конвенциях Российской Федерации, например, с Республикой Молдова от 14 июня 1994 г. (ст. 12) <1>, Республикой Беларусь от 24 января 1995 г. (ст. 39) <2>, Республикой Грузия от 8 октября 1993 г. (ст. 39) <3>, Республикой Армения от 22 декабря 1992 г. (ст. 38) <4>, Сербией и Черногорией от 7 ноября 2005 г. (ст. 23) <5> и др. «Консул должен следить, чтобы в отношении граждан представляемого государства строго соблюдались процессуальные нормы, обеспечивающие их право на защиту и объективный ход расследования обстоятельств дела, а также соблюдались международные стандарты по правам человека» <6>.

———————————

<1> Там же.

<2> Там же.

<3> Там же.

<4> Там же.

<5> Там же.

<6> Бобылев Г.В. Консульское право: Учеб. пособие. С. 35.

 

В целях защиты нарушенных прав и интересов граждан представляемого государства консул имеет право и обязан обращаться с запросами к компетентным органам государства пребывания не только по жалобам граждан, но и по своей собственной инициативе и истребовать сведения относительно любого дела и инцидента, затрагивающего интересы физических лиц своего государства. При необходимости консул оказывает содействие в предоставлении в распоряжение гражданина представляемого государства доверенного лица для защиты его интересов в суде, а также переводчика.

Если граждане представляемого государства не могут осуществлять в государстве пребывания защиту своих прав и интересов в связи с их отсутствием в государстве пребывания или по другим причинам, то консул имеет право без особой доверенности представлять в учреждениях государства пребывания этих граждан. Это представительство продолжается до тех пор, пока представляемые лица не назначат своих уполномоченных или не возьмут на себя защиту своих прав и интересов (ст. 29 Консульского устава 1976 г.).

Консул может обращаться к компетентным властям государства пребывания за содействием в розыске пропавших без вести граждан представляемого государства, постоянно проживающих или временно находящихся на территории государства пребывания.

Консул может заниматься вопросами, связанными с назначением опекуна или попечителя, когда это отвечает интересам несовершеннолетнего или другого лица, не обладающего полной дееспособностью и являющегося гражданином представляемого государства.

Наследственные дела <1>. Данная функция отражена практически во всех консульских конвенциях, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами. Наследственные дела возникают в случае смерти лица представляемого государства. В этом случае компетентные органы государства пребывания в кратчайший возможный срок уведомляют об этом консула, а также информируют его о наличии наследственного имущества, завещания. Если же консул первым узнает о смерти на территории государства пребывания гражданина представляемого государства или о наличии на территории государства пребывания наследственного имущества, оставленного умершим гражданином представляемого государства, он информирует об этом компетентные органы государства пребывания (например, такой порядок предусмотрен в ст. 40 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Грузия от 8 октября 1993 г.).

———————————

<1> Более подробно см. подп. 12.5.3 настоящего тома учебника.

 

Если какой-либо гражданин представляемого государства умирает в период своего временного нахождения на территории государства пребывания, при этом не имея в этом государстве постоянного местонахождения, то консул имеет право в соответствии с законом представляемого государства распорядиться документами, деньгами и иным имуществом умершего. Консул имеет право лично предпринять шаги по обеспечению защиты и сохранности наследственного имущества (например, в соответствии со ст. 16 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 14 июня 1994 г.) <1>. «Однако все мероприятия, включая вывоз имущества, необходимо осуществлять с соблюдением законодательства государства пребывания. В случае смерти (гибели) гражданина представляемого государства консул обязан оформить необходимые документы и отправить его тело на Родину или организовать похороны на месте» <2>.

———————————

<1> www.businesspravo.ru

<2> Бобылев Г.В. Консульское право: Учеб. пособие. С. 36.

 

В обязанности российского консула входит оказание содействия по страховым случаям гражданам Российской Федерации, пребывающим в консульском округе, и их эвакуация в чрезвычайной ситуации (в случае военных действий, землетрясения и иных стихийных бедствий, эпидемий, техногенных катастроф и т.д.) <1>.

———————————

<1> Там же.

 

В рамках своей компетенции консул должен предоставлять физическим лицам представляемого государства информацию и сведения из имеющегося в консульском учреждении банка данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с партнерами представляемого государства, оказывать в этой связи на платной основе информационно-консультационные услуги, не запрещенные законодательством государства пребывания. Эта функция отвечает современным тенденциям расширения консульских функций.

Указанные услуги, в частности, включают в себя предоставление следующей информации:

— об иностранном юридическом лице (почтовые, банковские реквизиты, имена руководителей, основные виды деятельности, деловая репутация и т.п.);

— о требованиях законодательства того или иного государства к иностранным предпринимателям;

— о возможности получения товаров, услуг, инвестиций, технологий и т.п. из конкретного региона мира.

Консул может оказать содействие в поисках квалифицированного юриста, адвоката, нотариуса.

Консульские функции по вопросам паспортов, виз и иных проездных документов. Функции консульских учреждений и консульских отделов посольств в области выдачи паспортов и виз приобрели всеобъемлющий характер в условиях, когда государства ужесточили контроль при въезде иностранных граждан на свою территорию, а также выезде своих граждан в иностранные государства (такая тенденция была выявлена, в частности, после окончания Первой мировой войны), а также вследствие расширения отношений в области международного туризма.

В соответствии со своими функциональными обязанностями консул наделен правом оформлять и выдавать национальные паспорта гражданам своего государства, постоянно проживающим или временно находящимся на территории государства пребывания. Консул, выполняя функции в области оформления паспортов и выдачи виз, руководствуется положениями национального законодательства представляемого государства, а также межправительственными соглашениями по консульским вопросам. Основания для принятия консулом решения об оформлении и выдаче паспортов могут быть разными: случаи их утраты, кражи, непригодности или уничтожения, невозможность их продления, перемена фамилии в результате заключения брака и т.д.

При обращении своих граждан консул вправе продлевать указанные идентификационные документы в случае истечения срока их действия, если это предусмотрено национальным законодательством. Принимая решение о выдаче паспортов и других проездных документов (в данном случае речь идет главным образом о свидетельстве на возвращение), консул должен всесторонне исследовать каждый конкретный случай в целях уточнения и идентификации обращающихся лиц. При этом в случае необходимости запрашивается соответствующая информация от компетентных органов своего государства и, лишь убедившись в достоверности сведений и фактов, касающихся личности граждан представляемого государства, временно пребывающих или проживающих на территории консульского округа, консул вправе принимать обоснованное решение для их документирования.

Обо всех известных случаях изъятия паспортов или других документов для пересечения границы, выданных властями своего государства, консул призван ходатайствовать перед компетентными органами государства пребывания об их немедленном возврате. В случае отказа в возврате консул обязан информировать власти своего государства с указанием причин случившегося.

Консул наделен, как уже отмечалось выше, функцией в области визовой работы. При выдаче виз консул руководствуется положениями Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., другими многосторонними договорами (например, Шенгенскими соглашениями), двусторонними договорами по визовым вопросам, внутренним законодательством государств (консульские уставы, инструкции по визовым вопросам и т.д.).

Условия въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации также регулируются международными соглашениями, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами. К ним, в частности, относятся: Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников 1992 г.; двусторонние соглашения о безвизовых поездках граждан, соглашения о взаимных поездках граждан, например Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Албании о взаимных поездках граждан (подписано в Москве 7 апреля 1993 г., вступило в силу 6 августа 1993 г.) <1>. Еще одним примером о взаимных поездках граждан служит Соглашение между Правительством РФ и Правительством Французской Республики по облегчению на взаимной основе условий въезда, поездок и выезда граждан Российской Федерации и граждан Французской Республики от 15 июня 2004 г. <2>. Стремление Российской Федерации и государств Европейского союза в будущем перейти к безвизовому режиму зафиксировано в тексте Соглашения между Российской Федерацией и Европейским союзом об упрощении визового режима, которое вступило в силу 1 июня 2007 г. Данное Соглашение закрепляет упрощенный порядок оформления виз членам официальных делегаций, предпринимателям, журналистам, деятелям науки, культуры и образования, студентам и школьникам, близким родственникам проживающих в этих государствах, а также водителям, осуществляющим международные пассажирские и грузовые перевозки. С рядом государств действуют соглашения о безвизовых поездках лиц с дипломатическими и служебными паспортами. Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Венгерской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 14 июня 2001 г. <3>, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Пакистан о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 4 июля 1994 г. <4>, с некоторыми латиноамериканскими государствами и т.д.

———————————

<1> www.mid.ru

<2> Там же.

<3> Там же.

<4> Там же.

 

Консульские функции по вопросам гражданства. Международные договоры и национальное законодательство государств предоставляют консульским учреждениям определенные права по вопросам гражданства, в частности принимать от лиц, проживающих за границей, заявления и ходатайства по этим вопросам <1>.

———————————

<1> Бобылев Г.В. Консульское право: Учеб. пособие. С. 37.

 

Широкими обязанностями в вопросах гражданства наделены консульские учреждения Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» они отнесены к числу государственных органов, ведающих делами о гражданстве. Согласно положениям ст. 31 Закона российские консульские учреждения:

«а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых… приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона».

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» при решении вопросов гражданства консульские учреждения России руководствуются также положениями двусторонних соглашений об урегулировании вопросов двойного гражданства и соглашений об упрощенном порядке приобретения гражданства.

Важной консульской функцией является регистрация актов гражданского состояния. Законодательство многих государств, в том числе и Российской Федерации, предусматривает, что за рубежом государственная регистрация актов гражданского состояния граждан представляемого государства производится консульскими учреждениями и консульскими отделами посольств. Консул в своей деятельности руководствуется нормами, содержащимися в международных договорах, в том числе между государством пребывания и представляемым государством, законодательством представляемого государства и государства пребывания.

Так, например, согласно ст. 5 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» <1> консульские учреждения Российской Федерации производят регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, фамилии, смерти; принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные органами записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, составленные и хранящиеся у них в пределах календарного года; выдают повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния и справки, подтверждающие факт регистрации актов гражданского состояния, на основании составленных и хранящихся у них в пределах календарного года записей актов гражданского состояния.

———————————

<1> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340; www.garant.ru.

 

Ответственность за правильность регистрации и качество составления записей, а также свидетельств о регистрации актов гражданского состояния возлагается на руководителя консульского учреждения. Консул отказывает в регистрации акта гражданского состояния в следующих случаях: 1) регистрация противоречит законодательству об актах гражданского состояния представляемого государства; 2) документы, которые представлены для регистрации акта гражданского состояния в соответствии с законодательством об актах гражданского состояния представляемого государства, не соответствуют требованиям этого Закона или иных нормативных правовых актов.

В случае отказа в регистрации акта гражданского состояния консул обязан сообщить гражданину причины отказа в письменной форме. Отказ может быть обжалован в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, или в суде Российской Федерации.

Функции консула по вопросам нотариата, легализации и истребования документов. Должностные лица консульских учреждений наделены правом совершать нотариальные действия от имени своего государства на территории других государств в соответствии с положениями Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.; двусторонними консульскими конвенциями; договорами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, а также внутренним законодательством государств. Консул совершает нотариальные действия по просьбе граждан.

Существующая правоприменительная практика многих государств, в том числе и Российской Федерации, устанавливает, что консул вправе совершать следующие основные нотариальные действия: удостоверять сделки (в том числе доверенности на заключение договоров на отчуждение, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории представляемого государства); принимать меры к охране наследственного имущества; выдавать свидетельства о праве на наследство и о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верность перевода документов с одного языка на другой, сделанного переводчиком; удостоверять факт нахождения гражданина в живых, факт нахождения гражданина в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, время предъявления документов; принимать в депозит денежные суммы и ценные бумаги; совершать морские протесты; совершать исполнительные надписи. Законодательными актами представляемого государства могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые консулом.

Порядок совершения нотариальных действий российским консулом определяется Основами законодательства РФ о нотариате 1993 г. (в ред. 2013 г.), Консульским уставом РФ 2010 г. и Инструкцией о порядке оформления и выдачи паспорта гражданина РФ, утвержденной МИД России, МВД России и ФСБ России 6 октября 2006 г. <1>.

———————————

<1> http://www.consultant.ru/

 

Кроме российских граждан, к консулу Российской Федерации могут обращаться иностранные граждане и лица без гражданства для совершения нотариальных действий с документами, предназначенными для использования на ее территории.

Нотариальные действия совершаются, как правило, в российских консульских учреждениях. В тех случаях, когда заинтересованное лицо по уважительным причинам не может явиться в консульское учреждение, нотариальные действия могут быть исполнены вне указанного учреждения.

Консулу, совершающему нотариальные действия, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с выполнением указанных действий. Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов, уплаты консульских сборов и возмещения фактических расходов. При необходимости истребования дополнительных сведений или документов осуществление нотариальных действий может быть отложено.

При совершении нотариальных действий консул устанавливает личность обратившегося за совершением нотариальных действий лица. При удостоверении сделок консул обязан выяснить дееспособность граждан, участвующих в них. Нотариально удостоверяемые сделки, а также заявления и иные документы подписываются в присутствии консула, в противном случае подписавшийся должен лично подтвердить, что документ подписан лично им.

Консул не принимает для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные исправления, не оговоренные и не заверенные подписью должностного лица и печатью учреждения, выдавшего документы, а также документы, исполненные карандашом. Также не принимаются документы, изложенные на двух и более отдельных листах, если они не прошнурованы, не пронумерованы и их число не заверено подписью должностного лица и печатью учреждения, выдавшего документы.

Консул вправе отказать в совершении нотариального действия, если оно противоречит законодательству представляемого государства, или ущемляет права других граждан, или наносит им моральный ущерб.

Консульская легализация — это подтверждение того, что документ, исходящий от властей государства или составленный при участии этих властей, соответствует законодательству этого государства. Она заключается в удостоверении подлинности подписи должностного лица, подписавшего документ, и печати уполномоченного государственного органа. Порядок консульской легализации устанавливается законодательством государств. Не подлежат легализации документы, противоречащие национальному законодательству или способные своим содержанием нанести ущерб интересам государства.

Документы, исходящие от российских юридических лиц, подлежат легализации при условии их государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например, устав акционерного общества легализуется в нотариально удостоверенной копии при условии, что данный документ зарегистрирован в российском государственном органе и на нем имеются соответствующие отметки и печати о регистрации <1>.

———————————

<1> www.mid.ru

 

Согласно Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г., к которой Россия присоединилась 31 мая 1992 г., документы, предназначенные для представления в официальные органы государств — участников Конвенции, удостоверяются в особом упрощенном порядке. Так, уполномоченный орган государства, в котором документ был совершен, проставляет специальный штамп — апостиль.

Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступает должностное лицо, подписавшее документ, и подлинность печати и штампа, которыми он скреплен. Подпись, печать и штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого дополнительного заверения. Каждое государство — участник Конвенции само определяет и назначает органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля <1>.

———————————

<1> Там же.

 

Ряд двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных Российской Федерацией, а также Минская конвенция 1993 г., Кишиневская конвенция 2002 г. государств — членов СНГ определяют порядок, в соответствии с которым документы, выданные официальными властями одной договаривающейся стороны, рассматриваются как официальные и пользуются на территории другой договаривающейся стороны доказательной силой официальных документов без какого-либо дополнительного удостоверения, т.е. без легализации <1>.

———————————

<1> Там же.

 

Консульская функция по истребованию документов. Российские и иностранные граждане вправе обращаться в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей для истребования необходимых документов. В тех случаях, когда нужный гражданину документ находится на территории Российской Федерации, применяется следующий порядок его истребования <1>.

———————————

<1> Там же.

 

Заинтересованное лицо обращается в консульский отдел дипломатического представительства или в консульское учреждение в государстве своего пребывания. Оформленный запрос направляется дипломатическим представительством или консульским учреждением через Департамент консульской службы МИД России в соответствующие российские архивные учреждения, которые, в свою очередь, направляют запрашиваемые документы через Департамент консульской службы МИД России в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации <1>. Эта функция вытекает из обязанности российских консулов защищать права и интересы своих граждан.

———————————

<1> Там же.

 

Консульские функции в отношении судов, воздушных судов (самолетов) и их экипажа. Консул имеет право в пределах своего консульского округа оказывать помощь судну представляемого государства, а также капитану и членам экипажа судна. Кроме этого, консул имеет право подниматься на борт судна и заслушивать доклад капитана о судне, грузе, обстоятельствах плавания, а капитан и члены экипажа судна могут сноситься с ним, как только судну будет разрешено свободное сношение с берегом (п. 1 ст. 17 Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 14 июня 1994 г.) <1>.

———————————

<1> www.businesspravo.ru

 

Консул без ущерба для прав компетентных властей государства пребывания также вправе расследовать происшествия, имевшие место во время плавания судна, и опрашивать капитана и членов экипажа. В случае необходимости консул способствует входу, выходу и пребыванию судна в порту, а также проверяет судовые документы, принимает заявление относительно плавания судна и места назначения (п. 1 ст. 45 Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Грузия от 8 октября 1993 г.) <1>.

———————————

<1> Там же.

 

Консул имеет право разрешать в соответствии с законодательством представляемого государства споры между членами экипажа, включая споры между капитаном и членами экипажа, в том числе споры, касающиеся заработной платы и договора о найме (п. 4 «b» ст. 44 Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 1995 г.) <1>.

———————————

<1> Там же.

 

В случае приобретения судна за границей консул может выдавать временное свидетельство на право плавания этого судна под флагом представляемого государства. Консул может выполнять и другие дела в отношении судна, порученные компетентными властями представляемого государства, а также обращаться за помощью к компетентным властям государства пребывания при выполнении своих функций (п. «e» ст. 40 и п. 3 ст. 39 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 г.) <1>.

———————————

<1> Там же.

 

Одной из обязанностей консула является оказание помощи в случае повреждения судов представляемого государства. Так, если судно представляемого государства потерпело крушение, село на мель или иным образом пострадало во внутренних водах и территориальном море государства пребывания, компетентные органы государства пребывания в возможно короткий срок информируют об этом консульское учреждение и сообщают ему о мерах, принятых для спасения пассажиров и членов экипажа, судна, его груза и другого имущества. Консул имеет право принимать меры для оказания помощи потерпевшему бедствие судну представляемого государства, членам экипажа, пассажирам, а также может в этих целях обращаться за помощью к властям государства пребывания (п. п. 1, 2 ст. 47 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Туркменистаном от 18 мая 1995 г.) <1>.

———————————

<1> Там же.

 

Консул принимает от капитана заявление о гибели или повреждении судна или груза либо о предполагаемом повреждении судна или груза, а также составляет по просьбе капитана акт о морском протесте. Последний составляется на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и, по возможности, не менее двух свидетелей судовой команды. Акт о морском протесте консул заверяет своей подписью и гербовой печатью. Акт о морском протесте в случае возникновения спора является одним из доказательств по делу, и до опровержения заинтересованной стороной изложенные в нем данные являются действительными <1>.

———————————

<1> Бобылев Г.В. Консульское право: Учеб. пособие. С. 47.

 

Положение о Консульском учреждении РФ 1998 г. (п. 8) предусматривает в том числе следующие консульские функции в области защиты прав и интересов граждан представляемого государства на территории государства пребывания:

— содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа;

— оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме;

— принятие необходимых мер по обеспечению безопасности российских граждан в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа;

— участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций.

Таким образом, консульские учреждения при выполнении консульских функций в области защиты прав и интересов своих граждан руководствуются положениями Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., положениями двусторонних консульских конвенций, заключенных между представляемым государством и государством пребывания, и законодательством представляемого государства с учетом законодательства государства пребывания. При этом двусторонние консульские конвенции включают более полный перечень консульских функций, которые относятся в первую очередь к защите прав и интересов граждан.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code