1.5. Опека и попечительство

Коллизионные нормы об опеке и попечительстве впервые получили закрепление в ГК РФ в 2002 г., до этого они были включены в КоБС РФ, так как материально-правовое регулирование опеки и попечительства до вступления в силу части первой ГК РФ в 1994 г. осуществлялось на основе семейного законодательства.

Следует отметить, что в большинстве стран мира семейное право не является самостоятельной отраслью права и, соответственно, гражданские отношения с иностранным элементом, охватывая семейные отношения, регулируются гражданским законодательством либо специальными законодательными актами по международному частному праву.

Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами, а попечительство — над ограниченно или частично дееспособными лицами в целях защиты их прав и интересов.

При выборе применимого права к установлению и отмене опеки и попечительства основной коллизионной привязкой является личный закон лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство.

Согласно п. 1 ст. 1199 ГК РФ опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство. Аналогично осуществляется выбор применимого права к установлению и отмене опеки либо попечительства во многих государствах — в Армении, Белоруссии, Польше, Австрии, Венгрии, Италии, Тунисе, Объединенных Арабских Эмиратах и др.

В законодательстве ряда стран привязка к личному закону уточнена, и выбор применимого права осуществляется следующим образом: на основе права страны гражданства недееспособного или ограниченно дееспособного лица — в Германии, Греции, Испании, Южной Корее, Японии, Чехии, Турции; на основе права страны места жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, — в Венесуэле, Перу и др. Используется и коллизионная привязка к праву страны суда — в Киргизии, Узбекистане, Лихтенштейне.

Согласно п. 2 ст. 1199 ГК РФ обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем). Аналогичные специальные нормы относительно обязанности опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) закреплены в законодательстве многих стран СНГ — в Армении, Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, — а также в Чехии, Венгрии и др. Отсылка к личному закону отражает необходимость применять право страны, с которой иностранное лицо, назначаемое опекуном или попечителем, имеет наиболее тесную связь.

В законодательстве большинства государств нет специальной коллизионной нормы, устанавливающей, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным. В Российской Федерации такая специальная норма впервые получила закрепление в п. 3 ст. 1199 ГК РФ. Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Следует отметить, что закон не связывает непосредственно выбор права, регулирующего отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, с личным законом одного из участников отношений, как это предусмотрено в п. п. 1 и 2 ст. 1199 ГК РФ. Вместе с тем, учитывая, что опека (попечительство) устанавливается в России по личному закону несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченного в дееспособности совершеннолетнего лица, который в опеке (попечительстве) нуждается, можно сделать вывод, что лицо, в отношении которого устанавливается опека (попечительство), должно быть или российским гражданином, или иметь в России место жительства.

Подобные нормы, устанавливающие, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, закреплены в законодательстве Армении, Белоруссии, Австрии, Венгрии, Чехии, Киргизии, Узбекистана.

Так, в соответствии с п. 3 § 48 Указа Венгрии 1979 г. N 13 «О международном частном праве» «правоотношения между опекуном и опекаемым, включая также обязанности опекуна по управлению имуществом и представлению отчетов, регулируются правом государства, орган власти которого назначил опекуна; если, однако, опекаемый проживает в Венгрии, применяется венгерское право при условии, что оно более благоприятно для опекаемого».

Согласно § 30 Закона Чехословакии 1963 г. «О международном частном праве и процессе» «правоотношения между опекуном и несовершеннолетним регулируются правом государства, в котором находится суд или орган, назначивший опекуна».

Вопросы опеки и попечительства регулируются нормами Минской конвенции 1993 г. (ст. ст. 33, 34), Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. 36) и многих двусторонних международных договоров России о правовой помощи. Практически все международные договоры по вопросам опеки и попечительства исходят из привязки к праву страны гражданства физических лиц — участников правоотношения.

Установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.

Обязанность принять опекунство или попечительство устанавливается законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, назначаемое опекуном или попечителем.

Таким образом, если решение об установлении опеки (попечительства) принимается в России и опекуном (попечителем) назначается иностранный гражданин, то в соответствии с договором о правовой помощи (к примеру, с Болгарией, Венгрией, Кубой, Монголией, Польшей, Чехией, Словакией) вопрос об обязанности принять опеку или попечительство будет решаться на основе права страны гражданства этого лица. Указанные международные договоры содержат ограничение относительно опекуна или попечителя, в силу которого опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной договаривающейся стороны, может быть назначен гражданин другой договаривающейся стороны, если он проживает на территории страны, где будет осуществляться опека или попечительство.

Привязка к стране гражданства лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство, определяет и компетенцию органов, правомочных устанавливать опеку и попечительство. Вместе с тем большинство международных договоров о правовой помощи допускают возможность передачи полномочий компетентному органу другого договаривающегося государства, если недееспособное или ограниченно дееспособное лицо имеет постоянное местожительство, местопребывание или имущество на территории последнего. В таких случаях орган, который принял на себя осуществление мер по опеке и попечительству, действует в соответствии со своим национальным законодательством.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code