1.4. Соотечественники. Беженцы. Переселенцы

Российские граждане выезжают за границу как временно по приглашению родственников, в служебные командировки, на работу, учебу, лечение, отдых, в туристические поездки, так и на постоянное место жительства.

Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Многие соотечественники проживают за рубежом.

В целях обеспечения и защиты прав российских граждан за границей Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 590 принята Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом, в которой закреплены основные направления государственной поддержки соотечественников за рубежом:

— формирование условий для реального соблюдения прав и свобод соотечественников, включая разработку предложений для рассмотрения на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств, Межпарламентской Ассамблеи и Совета министров иностранных дел государств — участников СНГ;

— финансовая и экономическая поддержка соотечественников;

— содействие сохранению сферы распространения и функционирования русского языка, среднего и высшего образования на русском языке;

— поддержка в решении культурных и социальных проблем соотечественников;

— информационная поддержка и информационное обеспечение соотечественников;

— взаимодействие с соотечественниками в странах за пределами территории бывшего СССР.

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» <1> предусматривает меры по поддержке соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, финансирование деятельности Российской Федерации в этой сфере, представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Под термином «соотечественники за рубежом» в Законе понимаются российские граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к указанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

———————————

<1> СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2670.

 

Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется Российской Федерацией в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и законодательством РФ с учетом законодательства иностранных государств и принадлежности соотечественников к определенным группам, установленным законом.

Понятие «беженец» вошло в международное право с Первой мировой войны. Оно было выработано и закреплено в 1926 г. в Женеве на конференции по проблемам русских и армянских беженцев.

Беженцами признавались лица соответствующего национального или этнического происхождения, не пользующиеся защитой своего государства и не получившие другого гражданства. Как отмечает А.М. Ибрагимов, характерной чертой этого определения является то, что оно охватывает в основном лиц русской, армянской, ассирийской, турецкой, халдейской национальностей, в нем нет указаний на причины ухода беженцев из стран своего гражданства или с постоянного места жительства <1>.

———————————

<1> См.: Ибрагимов А.М. Понятие и критерии установления беженцев в международном частном праве // Российский юридический журнал. 1997. N 2. С. 98.

 

В 1936 г. на очередной сессии Института международного права понятие беженцев было уточнено и зафиксировано в Резолюции «Правовой статус апатридов и беженцев». Согласно этому документу беженец — это индивид, который по причине внезапно возникших политических событий на территории государства его гражданской принадлежности покинул его добровольно или принудительно, не приобрел нового гражданства и не пользуется дипломатической защитой какого-либо государства.

Обострение проблемы беженцев после Второй мировой войны усилило сотрудничество государств по созданию международно-правовой системы защиты прав и интересов беженцев. Центром такого сотрудничества стала Организация Объединенных Наций (ООН), в рамках которой в 1947 г. была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ).

В 1950 г. для содействия решению проблемы беженцев ООН учредила Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

В октябре 1992 г. было создано региональное представительство УВКБ в Москве и заключен ряд соглашений по сотрудничеству с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Вопросами беженцев на территории России занимается Федеральная миграционная служба, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 626 «О Федеральной миграционной службе России» <1> и действующая на основании Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711 <2> (в ред. 2013 г.).

———————————

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 25. Ст. 1422.

<2> СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.

 

Правовое положение беженцев определяется в соответствии с рядом международно-правовых актов: Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951 г., Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 г. Значение также имеет Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев 1950 г., которым определяются полномочия Верховного комиссара по вопросам оказания помощи беженцам.

Согласно Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. беженцем признается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г., и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. В ст. 33 Конвенции предусмотрено, что Договаривающиеся государства не будут никаким образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность по мотивам их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Государства — участники Конвенции в обеспечение своих международных обязательств включают в свои внутренние законодательные акты положения, касающиеся преследования по различным мотивам.

Договаривающиеся государства принимают на себя обязательства применять положения Конвенции к беженцам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии и страны их происхождения.

У каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.

Личный статус беженца определяется законами страны его домицилия или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Ранее приобретенные беженцами права, связанные с их личным статусом, и в частности вытекающие из брака, соблюдаются при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем.

В Конвенции закреплен принцип национального режима для осуществления и защиты авторских и промышленных прав беженцев, права обращения в суд, права на начальное образование, а также трудовых прав и права на социальное обеспечение. К примеру, в ст. 24 установлен принцип национального режима в отношении вознаграждения за труд, продолжительности рабочего дня, сверхурочной работы, оплачиваемых отпусков, труда женщин и т.д.

В отношении приобретения движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав, а также в отношении арендных и иных договоров, касающихся движимого и недвижимого имущества, права ассоциаций, права на занятие свободными профессиями, жилищных прав участвующие в Конвенции государства предоставляют беженцам, законно проживающим на их территории, возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранные граждане при тех же обстоятельствах.

Конвенция о статусе беженцев, подписанная в Женеве 28 июля 1951 г., распространяется только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г.

В 1966 г. был подписан Протокол, касающийся статуса беженцев, с целью охватить всех лиц, подпадающих под определение беженца независимо от даты 1 января 1951 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции и Протоколу в ноябре 1992 г.

Обострение социально-политической обстановки после распада СССР, межнациональные и религиозные конфликты, экономический кризис привели к значительному увеличению числа беженцев.

19 февраля 1993 г. был принят Федеральный закон N 4528-1 «О беженцах» <1> (в ред. 2013 г.), в соответствии с которым разработаны другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, касающиеся беженцев.

———————————

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 12. Ст. 425.

 

В соответствии с Законом «О беженцах» в Российской Федерации беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Данное в Законе определение в основном соответствует понятию «беженец», используемому в Конвенции о статусе беженцев. Вместе с тем Закон РФ предусматривает более широкий перечень причин, вынуждающих покинуть свою страну.

Решение о признании лица беженцем принимает соответствующий территориальный орган миграционной службы в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства гражданина о признании его в этом качестве (ст. 4 Закона «О беженцах»). Лицу, признанному беженцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных беженцами членах семьи, не достигших 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Удостоверение действительно на территории всей России.

Следует отметить, что беженцем не может быть признано лицо:

1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности;

2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании его беженцем;

3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

4) за которым компетентные власти государства, где проживало это лицо, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Федеральный закон «О беженцах» не распространяется и на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Особенностью правового положения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, является то, что при отказе в таковом они обязаны покинуть территорию России.

Лица, получившие статус беженцев, получают определенные права. В Федеральном законе «О беженцах» предусмотрены экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев.

От лиц, имеющих статус беженца, следует отличать такие категории физических лиц, как переселенцы и вынужденные переселенцы.

Переселенец — это лицо, добровольно покидающее страну своего проживания и переезжающее на постоянное место жительства в другую страну.

Россия заключила с рядом государств соглашения, регулирующие как процесс переселения, так и вопросы защиты прав переселенцев. Так, в Соглашении с Азербайджанской Республикой предусмотрено осуществление переселенцами права собственности в полном объеме, право переселенца на вывоз движимого имущества, за исключением предметов, запрещенных к вывозу законом государства выезда.

Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося на территории государства выезда, между переселенцами и членами их семей с одной стороны и заинтересованными лицами — с другой решаются в судебном порядке на территории государства выезда в соответствии с его законодательством и названным Соглашением.

Соглашения, регулирующие процессы переселения и вопросы защиты прав переселенцев, заключены Россией с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Латвией и др.

Вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Кроме того, вынужденным переселенцем признается гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением российского гражданства, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца обустройству на территории Российской Федерации. В соответствии с указанным Законом статус вынужденных переселенцев могут получить также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах этой территории по обязательствам, названным в Законе. Однако принципиальное отличие вынужденного переселенца от беженца состоит главным образом в том, что вынужденный переселенец является гражданином РФ. Поэтому исходя из наличия или отсутствия иностранной характеристики субъекта беженцы являются субъектами международного частного права, а вынужденные переселенцы таковыми не являются. В учебниках и учебных пособиях по международному частному праву говорится о вынужденных переселенцах с целью показать отличия их правового положения от правового положения беженцев.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code