1.3. Граждане России за рубежом

В ст. 27 Конституции РФ закреплено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой и покровительством своего государства. В ст. 61 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

В соответствии с Положением о Посольстве Российской Федерации 1996 г. (в ред. 2012 г.) к основным задачам и функциям посольства отнесены: защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан с учетом законодательства государства пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками, организация в установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями.

Деятельность консульских учреждений по защите за границей прав и интересов Российской Федерации, российских граждан и юридических лиц осуществляется на основе консульских конвенций, других международных договоров РФ и иных правовых актов РФ.

Так, согласно Положению о Консульском учреждении Российской Федерации 1998 г. (в ред. 2012 г.) основными задачами и функциями консульского учреждения являются:

— оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам;

— осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством РФ;

— осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;

— представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан РФ в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;

— осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания;

— ведение в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан РФ;

— содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа, и т.п.

Дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами РФ, а также содействовать восстановлению нарушенных прав.

Правовое положение российских граждан, проживающих за рубежом, с одной стороны, определяется законодательством страны проживания, а с другой — они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством России. Большое значение в этих отношениях имеют положения международных договоров РФ с иностранными государствами о предоставлении на основе взаимности определенного режима.

В области торговых отношений преимущественное значение получил режим наибольшего благоприятствования. Это значит, что одно государство в порядке международного соглашения обязуется предоставлять гражданам другого государства такой объем прав, который предоставляется или будет предоставляться гражданам третьего, «наиболее благоприятствуемого» государства. Принцип наибольшего благоприятствования в международных торговых договорах не уравнивает иностранных граждан в правах с местными гражданами, но уравнивает в правах иностранных граждан между собой.

От режима наибольшего благоприятствования следует отличать национальный режим, в силу которого иностранцам предоставляется такой же объем прав, какой предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам. Как правило, национальный режим предусматривается в отношении свободного доступа граждан в суды, социального обеспечения. Большое практическое значение имеет закрепление национального режима в многосторонних соглашениях в области авторского и патентного права.

Российские граждане в соответствии с национальным законодательством государства пребывания могут иметь такие имущественные права, которые неизвестны российскому законодательству.

М.М. Богуславский обосновывает следующие выводы: 1) поскольку объем прав собственника по общему правилу определяется законом места нахождения вещи, российский гражданин может осуществлять в отношении своего имущества все правомочия, которые установлены иностранным законом, и пользоваться защитой со стороны местных органов; 2) всякая попытка ограничить имущественные права российских граждан и лишить их законной защиты не может рассматриваться иначе, как дискриминация <1>.

———————————

 

Примечание.

Учебник М.М. Богуславского «Международное частное право» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2005 (5-е издание, переработанное и дополненное).

 

<1> См.: Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М., 1994. С. 97.

 

Таким образом, в силу национального режима на иностранных физических лиц распространяются права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические лица, все они ставятся в равное положение. Вместе с тем в законодательстве государств установлены изъятия из национального режима. Наиболее часто устанавливаются ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере трудовых отношений; деятельности иностранных инвесторов в области разработки недр, добычи полезных ископаемых, рыболовства, туризма и т.д.; осуществления права собственности, особенно на недвижимое имущество.

Как отмечает Л.П. Ануфриева, многие европейские государства (Германия, Испания, Франция) в целях запрещения либо ограничения «экономической иммиграции» вводят ограничения въезда иностранцев на свои территории и их дифференциацию на соответствующие группы. Так, в Испании иностранные граждане подразделяются на: туристов (с оформлением визы, допускающей пребывание до 90 дней); студентов (с оформлением учебной визы); работника по найму (с оформлением визы для получения вида на жительство); лиц, осуществляющих деятельность в Испании без контракта (предприниматели, инвесторы) и имеющих вид на жительство; лиц, проживающих в Испании без права получения доходов (с оформлением визы для получения вида на жительство); лиц, живущих на пенсию или ренту (с оформлением соответствующей визы и вида на жительство) <1>.

———————————

<1> Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2001. С. 196.

 

В других странах также практикуется дифференциация иностранных граждан на категории, однако по иным критериям. В ряде случаев национальное законодательство устанавливает запрет на замещение определенных должностей или профессий иностранными гражданами либо предусматривает определенные условия.

Т. Бендевский отмечает, что каждое государство самостоятельно в законодательном порядке устанавливает, какие права и на каких условиях являются доступными иностранцам, и подразделяет эти права на три группы — абсолютно недоступные, относительно доступные, общие права <1>.

———————————

<1> См.: Бендевский Траян. Указ. соч. С. 105 — 106.

 

Абсолютно недоступные права — это права, которые доступны только собственным гражданам государства и которыми не могут пользоваться иностранцы ни при каких условиях.

Относительно доступные права — это права, которыми иностранцы могут пользоваться при определенных условиях, причем от собственных граждан государство не требует исполнения этих условий.

Общие права — это права, которые доступны всем людям независимо от того, являются ли они гражданами страны или иностранцами.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code