1.2. Иностранные граждане и лица без гражданства в России

Право, подлежащее применению при определении правового положения физических лиц, устанавливается на основе личного закона.

Статья 1195 ГК РФ закрепляет следующие правила определения личного закона физического лица.

  1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.
  2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.
  3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.
  4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
  5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
  6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Таким образом, для российского законодательства характерно комбинированное применение закона гражданства и закона места жительства. При этом принцип гражданства является основным для определения применимого права.

Следует отметить, что, если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

Заинтересованность государств в применении своего национального права отчетливо проявляется в односторонних коллизионных нормах, устанавливающих отечественный правопорядок для лиц, имеющих несколько гражданств. К примеру, согласно Закону Австрии 1978 г. о международном частном праве, если наряду с иностранной государственной принадлежностью лицо имеет также австрийское гражданство, то последнее является определяющим. В соответствии с Указом Венгрии 1979 г. N 13 «О международном частном праве», если какое-либо лицо имеет гражданство нескольких государств и одно из них — венгерское, его личным законом является венгерское право. Перечень примеров можно продолжить. Они свидетельствуют, что далеко не во всех случаях коллизионная норма способна обеспечить преодоление коллизий материального права. По общему правилу конфликт законов может быть устранен путем применения коллизионной нормы. Однако включение в законодательство императивных односторонних коллизионных норм отражает интересы государства в применении своего национального права, но затрудняет определение правопорядка, с которым физическое лицо наиболее тесно связано.

Двойное гражданство или множественное — это такой правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства. Причинами возникновения двойного гражданства являются территориальные изменения, экономическая и политическая миграция, а также различия в законодательстве государств по вопросам приобретения и утраты гражданства. К примеру, двойное гражданство может возникнуть в силу коллизий «права почвы» и «права крови». Ребенок, родившийся у родителей-иностранцев на территории государства, где приоритетным является «право почвы», получает два гражданства: гражданство родителей и гражданство того государства, на территории которого он родился, если иное не предусмотрено международными соглашениями. Двойное гражданство может возникнуть у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если отечественное законодательство не лишает ее гражданства после вступления в брак, а законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей гражданство мужа.

Возникновение двойного гражданства порождает целый ряд проблем и у бипатрида, и у государств. Каждое из государств, считающих бипатрида своим гражданином, может требовать от него выполнения предусмотренных национальным законодательством обязанностей, в частности воинской повинности. При этом лицо, имеющее двойное гражданство, не может на территории государства, в гражданстве которого оно состоит, отказаться от выполнения гражданских обязанностей, ссылаясь на свои обязательства по отношению к другому государству, гражданином которого оно также является.

Многие государства не признают право на двойное гражданство. Так, положение о недопущении двойного гражданства закреплено в законодательстве США. Вместе с тем существуют и страны, допускающие состояние двойного гражданства, например Испания, Израиль, Канада и др.

Советская правовая доктрина основывалась на непризнании двойного гражданства. Законы о гражданстве СССР 1978 г. (ст. 8) и 1990 г. (ст. 11) устанавливали, что «за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства» <1>.

———————————

<1> Ведомости ВС СССР. 1979. N 49. Ст. 816; Ведомости СНД ССР и ВС СССР. 1990. N 23. Ст. 435.

 

Согласно ныне действующему Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 6) гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. При этом приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

Таким образом, приобретение российского гражданства возможно при сохранении гражданства другого государства. Гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации. Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ. В определенной степени закрепление в законе права на двойное гражданство связано с необходимостью обеспечить для россиян, живущих за пределами России, устойчивую правовую связь с родиной.

При решении спорных вопросов суды используют принцип эффективности гражданства, который предполагает учет таких критериев, как постоянное место жительства, место работы, несение государственной или военной службы и т.д.

В Модели Гражданского кодекса, разработанной странами — участницами СНГ, личный закон физического лица определяется правом страны, гражданство которой это лицо имеет. Однако при наличии у лица одного или более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано.

Следует отметить, что нормы международного частного права не предназначены для всестороннего регулирования общественных отношений с участием иностранных физических лиц, лиц без гражданства, беженцев. Эти нормы определяют общие принципы правового регулирования гражданской правосубъектности данных категорий лиц. К международному частному праву относятся «только нормы, определяющие содержание гражданской (в широком смысле) право- и дееспособности иностранцев, имущественного, семейного, трудового, авторского, изобретательского права иностранцев, а также коллизионные нормы, определяющие применение права по вопросам начала и окончания правоспособности и дееспособности» <1>.

———————————

<1> Международное частное право. Современные проблемы / Отв. ред. М.М. Богуславский. М., 1994. С. 121.

 

В соответствии со ст. 1196 ГК РФ гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом.

Содержание правоспособности иностранных граждан, так же как и российских граждан, состоит в том, что они могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ст. 18 ГК РФ).

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранному гражданину в каждом конкретном случае без требования взаимности. Из этого принципа исходят и другие законодательные акты, регулирующие права иностранцев в различных областях, например ГПК РФ, АПК РФ.

Ограничения правоспособности иностранных граждан могут быть установлены федеральными законами.

Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

6) заниматься иной деятельностью или замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.

Установлен также Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу (Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 755). К таковым относятся:

1) объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и военных формирований;

2) структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти;

3) организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, сооружение, испытания, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.

В организациях, учреждениях и на предприятиях иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, которые установлены для граждан РФ. При этом Правительством РФ ежегодно утверждается квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

В Земельном кодексе РФ и в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <1> установлен ряд ограничений для иностранцев. Так, в п. 2 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» закреплено, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

 

В соответствии с Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» <1> иностранные граждане могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только с архитектором — российским гражданином или юридическим лицом (ст. 3.1).

———————————

<1> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473 (в ред. 2011 г.).

 

По общему правилу предоставление национального режима носит безусловный характер. Однако существуют исключения из общего правила. Так, требование взаимности закреплено в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст. ст. 1336, 1341, 1409 ГК РФ). К примеру, согласно Закону Республики Македонии 2001 г. о праве собственности и иных вещных правах иностранные физические лица на основании принципа взаимности вправе приобретать в собственность недвижимые вещи путем наследования, приобретать в собственность квартиры или жилые дома в Республике Македонии <1>.

———————————

<1> Бендевский Траян. Указ. соч. С. 146 — 147.

 

Национальный режим может быть закреплен во внутригосударственном акте или международном договоре. Так, в ст. 830 ГК СРВ 1995 г. установлено, что иностранные граждане имеют гражданскую правоспособность во Вьетнаме наравне с вьетнамскими гражданами, кроме случаев, когда иное установлено Кодексом и другими законодательными актами СРВ.

Согласно двустороннему Договору между нашим государством и Республикой Финляндией о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 г. «граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой в судах, органах прокуратуры и других учреждениях, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, как и собственные граждане» (п. 1 ст. 1). В Договоре между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25 февраля 1993 г. установлено, что «граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны».

Таким образом, иностранные граждане на территории других стран обладают правоспособностью, содержание которой определяется местным законодательством.

Для современного законодательства характерно закрепление принципа равенства правоспособности как для граждан одного государства, так и в силу национального режима в отношении иностранных граждан.

В соответствии, например, с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ, «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». Это означает, что к имущественным отношениям с участием иностранных граждан гражданское законодательство применяется так же, как и для отечественных граждан.

Поэтому иностранные граждане в государстве пребывания обладают правоспособностью, содержание которой определено местным правопорядком. Объем этой правоспособности может быть более либо менее значительным по сравнению с тем, который они имеют в своем отечестве.

Применение личного закона согласно ст. 1196 ГК РФ ограничено определением пределов гражданской правоспособности физического лица. Следует согласиться с М.М. Богуславским, который при характеристике норм международного частного права указывает, что к МЧП относятся коллизионные нормы, определяющие применение права по вопросам начала и окончания правоспособности и дееспособности <1>.

———————————

<1> Международное частное право. Современные проблемы / Отв. ред. М.М. Богуславский. М., 1994. С. 121.

 

Особые правила установлены для определения правосубъектности индивидуального предпринимателя. В этом случае речь идет не об общей право- и дееспособности физического лица, а о специальной правоспособности физического лица — предпринимателя. В соответствии со ст. 1201 ГК РФ право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

Критерий места регистрации индивидуального предпринимателя для определения его гражданской правосубъектности получил закрепление и в международных договорах. Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. гражданская правоспособность и дееспособность предпринимателей определяется по законодательству государства — участника Содружества, на территории которого зарегистрирован предприниматель. Следовательно, к специальной правоспособности иностранного гражданина — предпринимателя (если регистрация имела место за рубежом) будет применяться в Российской Федерации не национальный режим, а законодательство той страны, где был зарегистрирован индивидуальный предприниматель. Аналогичное правило установлено в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. (п. «а» ст. 11).

Согласно ст. 1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом.

В Канаде (кн. 10 ГК 1991 г.) статус и дееспособность физического лица регулируются правом его домицилия. В Тунисе (ст. 40 Кодекса международного частного права 1998 г.) установлено, что дееспособность физических лиц регулируется законом гражданства. В Швейцарии (ст. 35 Федерального закона 1987 г. «О международном частном праве») гражданская дееспособность лица определяется по праву места жительства.

В п. 2 ст. 1197 ГК РФ закреплено, что физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

Аналогичный подход закреплен и в законодательстве других государств. В частности, венгерское законодательство устанавливает, что лица, не имеющие венгерского гражданства и считающиеся согласно их личному закону недееспособными или ограниченно дееспособными, но по венгерскому праву являются дееспособными, считаются дееспособными в отношении имущественно-правовых сделок, если правовые последствия этих сделок наступают в Венгрии (Указ 1979 г. N 13 о международном частном праве).

Закон Японии 1898 г. N 10 «О применении законов» устанавливает общее правило, в соответствии с которым дееспособность лица определяется правом его страны гражданства. Однако когда иностранец совершает в Японии юридическое действие и если он является полностью дееспособным лицом согласно японскому праву, то даже если он не имеет дееспособности согласно праву его страны гражданства, он рассматривается как полностью дееспособное лицо.

Исключение из общего правила составляет определение дееспособности иностранных граждан в отношении не только сделок, но и в отношении обязательств, возникающих вследствие причинения вреда. Так, п. 1 ст. 1219 ГК РФ устанавливает, что к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. В ст. 1220 ГК РФ содержится уточнение: «На основании права, подлежащего применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяется, в частности, способность лица нести ответственность за причиненный вред…».

Вопросы определения дееспособности физических лиц решаются не только на основе национального законодательства государств, большое значение имеют международные договоры о правовой помощи.

Дееспособность иностранных граждан подчиняется их личному закону и преимущественно закону гражданства. Так, в Договоре между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенном 26 января 1993 г. (ст. 22), «дееспособность физического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо».

Такое же правило закреплено в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 25 февраля 1993 г.

Большое значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран — участниц СНГ (Минская конвенция) с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г. В п. 1 ст. 23 данного документа установлено, что «дееспособность физического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо», дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства (п. 2 ст. 23). Аналогичное правило закреплено в Конвенции, подписанной странами — участницами СНГ в 2002 г. в Кишиневе (Кишиневская конвенция).

Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (п. 3 ст. 1197 ГК РФ).

Компетентными решать вопрос о признании физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным являются учреждения страны гражданства или основного места жительства, и применимым правом, следовательно, будет право суда (lex fori). Юридические последствия признания лица ограниченно дееспособным или недееспособным определяются по праву того государства, в котором имело место такое признание.

Вопросы ограничения и лишения дееспособности физических лиц находят разрешение и в международно-правовых актах.

По общему правилу при лишении дееспособности применяется законодательство и компетентны учреждения юстиции государства, гражданином которого является лицо, которое должно быть признано недееспособным. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, учреждение юстиции государства, где находится местожительство или местопребывание лица, подлежащего признанию ограниченно дееспособным или недееспособным и являющегося гражданином другого государства, может само принять меры, необходимые для защиты этого лица и (или) его имущества. Копии распоряжений должны быть направлены соответствующему учреждению юстиции договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо.

Рассмотрению вопросов и принятию мер в связи с лишением дееспособности предшествует уведомление учреждений юстиции государства, гражданство которого имеет физическое лицо, в отношении которого и предполагается принять соответствующие меры.

Если уведомленное учреждение юстиции сообщит, что дальнейшие действия могут быть осуществлены учреждением юстиции местожительства или местопребывания этого лица, или не выскажется в трехмесячный срок, то учреждение юстиции местожительства или местопребывания лица может вести дело о лишении или ограничении дееспособности этого лица согласно законодательству своего государства, если основание лишения или ограничения дееспособности предусматривается и законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является данное лицо. Решение о лишении и ограничении дееспособности пересылается соответствующему учреждению другой Договаривающейся Стороны.

Такие правила закреплены, к примеру, в Договоре между СССР и Республикой Куба от 28 ноября 1984 г. о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. ст. 18 — 20), в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 25 февраля 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. ст. 23, 24).

Правовое регулирование по данным вопросам, содержащееся в Минской конвенции 1993 г., совпадает с приведенными положениями двусторонних соглашений.

Порядок признания физического лица ограниченно дееспособным или недееспособным, согласно Кишиневской конвенции 2002 г., не подвергся существенному изменению. Однако договаривающиеся стороны уточнили срок, в течение которого компетентный суд страны гражданства лица должен принять дело к рассмотрению или сообщить свое мнение. Этот срок равен 90 дням, по истечении которых рассматривать дело будет суд той договаривающейся стороны, на территории которой этот гражданин имеет место жительства.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code