Налоговая индульгенция. Перезагрузка отношений с государством

8 июня 2015 г. подписан и вступил в силу Федеральный закон N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон N 140-ФЗ).

Прежде чем перейти к анализу принятого Закона N 140-ФЗ, вкратце обозначим факторы для его принятия. Как следует из пояснительной записки комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, данный Закон разработан во исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014, в котором было отмечено, что «нужно окончательно закрыть и перевернуть офшорную страницу в нашей истории». И эта страница была перевернута, поскольку 24.11.2014 подписан антиофшорный Закон (Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ, далее — Закон N 376-ФЗ), целью которого является возврат капитала (в виде налогов) от использования офшорных компаний на территорию РФ.

И если Закон N 376-ФЗ предполагает возврат российского капитала от использования офшоров без налоговых последствий для российских юридических лиц, то своеобразную налоговую амнистию принятый Закон N 140-ФЗ предлагает и в отношении налогоплательщиков — физических лиц.

 

Задачи и основные понятия

 

По мнению законодателей, Закон N 140-ФЗ направлен на:

— создание простого, понятного и необременительного с экономической точки зрения (т.е. все процедурные действия, включая подачу декларации, осуществляются бесплатно) механизма добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) физических лиц в банках;

— обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц;

— защиту имущественных интересов физических лиц, в том числе за пределами РФ;

— снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах.

То есть все стимулы, включая правовую защиту капитала физических лиц, для добровольного декларирования «всего, что нажито непосильным трудом», вроде как созданы.

Рассматриваемый Закон впервые оперирует понятиями номинального и фактического владельца имущества применительно к физическим лицам (ст. 2 Закона N 140-ФЗ).

Данные термины раскрываются через договор номинального владения имуществом, которые заключаются в международной практике и означают передачу права собственника имущества, принадлежащего физическому лицу, другому лицу, которое будет осуществлять эти права в интересах и (или) по поручению данного физического лица.

Использование номинальных владельцев имущества характерно прежде всего для офшорных компаний для обеспечения конфиденциальности истинного владельца.

И контролирующие органы не имеют возможности получить актуальную информацию об истинных собственниках компании (бенефициарах). С этой целью в рамках программы добровольного декларирования физическим лицам (в терминологии Закона N 140-ФЗ «фактическим владельцам имущества») предлагается самим задекларировать такое имущество.

 

Перечень имущества, подлежащего декларированию

 

Закон N 140-ФЗ предполагает добровольное декларирование физическими лицами своего имущества и счетов (вкладов) в банках за пределами РФ путем представления в налоговый орган соответствующей налоговой декларации. Сама форма и Порядок заполнения налоговой декларации приведены соответственно в Приложениях N N 1 и 2 к Закону.

В представленной в налоговый орган декларации физическое лицо должно отразить сведения (п. 1 ст. 3 Закона N 140-ФЗ):

1) об имуществе, собственником или фактическим владельцем которого оно является. Речь идет о земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций;

2) о контролируемых иностранных компаниях (далее — КИК), в отношении которых физическое лицо признается контролирующим лицом.

Напомним, что в силу пп. 2 п. 1 ст. 25.14 НК РФ налогоплательщики — налоговые резиденты РФ должны уведомить налоговый орган о КИК в случае своего контроля.

Приказ ФНС России от 24.04.2015 N ММВ-7-14/177@ «Об утверждении формы и формата представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), а также порядка заполнения формы и порядка представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)» опубликован на официальном сайте ведомства. Срок уведомления об участии в КИК перенесен с 1 апреля 2015 г. на 15 июня 2015 г.;

3) об открытых счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, об открытии и изменении реквизитов таких счетов.

Данные сведения должны представляться налоговым органам в рамках действия Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в форме уведомления;

4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) физическое лицо признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также представить описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

При этом физическому лицу дано право в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в декларации, источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), указанные в декларации, а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации (п. 6 ст. 3 Закона N 140-ФЗ).

Следовательно, физическое лицо по желанию может раскрыть источник происхождения активов и документально подтвердить право на них.

Все представленные к налоговой декларации документы и (или) сведения должны быть оформлены на русском языке или иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык (п. 7 ст. 3 Закона N 140-ФЗ).

 

Процедурные моменты представления декларации

 

Декларация может быть представлена физическим лицом в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории РФ) либо в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 9 ст. 3 Закона N 140-ФЗ).

Какие причины могут послужить отказом налоговым органам в принятии декларации физического лица? Так, в п. 10 ст. 3 Закона N 140-ФЗ приведены условия, при одновременном выполнении которых налоговый орган не вправе отказать в принятии документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации:

— форма и Порядок представления декларации соответствуют требованиям, установленным Законом N 140-ФЗ;

— составленная опись документов и (или) сведений, которые прилагаются к декларации, соответствует их фактическому наличию;

— физическим лицом при декларировании представлен документ, удостоверяющий его личность, а в случае представления декларации через уполномоченного представителя — документы, подтверждающие полномочия уполномоченного представителя физического лица;

— каждый лист декларации скреплен подписью физического лица;

— декларация представлена в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории РФ) либо в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (в центральный аппарат ФНС России).

Если одно из условий не будет выполнено, то налоговый орган обязан выдать письменный отказ в приеме декларации с указанием причины отказа (п. 12 ст. 3 Закона N 140-ФЗ). Никаких специальных сроков на этот счет Закон не содержит, следовательно, действуют те же сроки, что и в отношении «обычной» налоговой декларации.

Закон N 140-ФЗ предусматривает соблюдение режима налоговой тайны, но в отношении принятой декларации. Декларация и документы к ней будут передаваться на централизованное хранение в центральный аппарат ФНС России (п. 13 ст. 3 Закона N 140-ФЗ). Иные государственные или негосударственные органы и организации не вправе получать доступ к таким сведениям и документам. Такие сведения и документы могут быть истребованы только по запросу самого физического лица (п. 6 ст. 4 Закона N 140-ФЗ).

Однако декларация по тем или иным причинам может быть не принята, а физическое лицо уже обнародовало перечень своих активов. В этом случае налоговые органы будут располагать информацией в отношении таких активов несостоявшихся декларантов. Законом N 140-ФЗ не предусмотрено повторное представление декларации (за исключением случая представления декларации после получения письменного отказа в приеме ранее представленной декларации) и представление уточненной декларации (п. 8 ст. 3 Закона N 140-ФЗ).

 

Гарантии декларирования

 

В ст. 5 анализируемого Закона прописаны сроки представления такой декларации — с 1 июля по 31 декабря 2015 г.

Реализация Закона о добровольном декларировании имущества невозможна без обеспечения соответствующих гарантий со стороны государства. О том, какие гарантии будут обеспечены добровольному декларанту, указано в ст. 6 Закона N 140-ФЗ.

Так, декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются от:

— уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 76.1 УК РФ;

— административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ;

— ответственности за налоговые правонарушения.

При этом предусмотренные гарантии предоставляются только в пределах указанного в декларации имущества (п. 10 ст. 4 Закона N 140-ФЗ) и в отношении деяний, совершенных декларантом и (или) номинальным владельцем имущества до 1 января 2015 г. (п. 13 ст. 4 Закона N 140-ФЗ).

Согласно п. 8 ст. 4 Закона N 140-ФЗ гарантии не будут действовать, если на дату представления декларации в отношении декларанта было возбуждено уголовное дело, начато производство по делу об административном правонарушении либо начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении по вопросам, касающимся декларирования, и (или) не была начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления и уплаты налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).

Кроме того, сама операция передачи имущества от номинального владельца фактическому освобождена от налогообложения (п. 7 ст. 4 Закона N 140-ФЗ). Однако сам механизм такой передачи имущества непонятен.

Заявленные гарантии потребовали внесения соответствующих изменений в УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ст. ст. 9, 10, 11 и 12 Закона N 140-ФЗ).

Поскольку физическим лицом могут быть задекларированы сведения об открытых им по состоянию на 1 января 2015 г. счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ, о наличии которых декларант ранее не представлял уведомление в налоговые органы, то налоговые органы также закроют на это глаза. В п. 4 ст. 7 Закона N 140-ФЗ прописано, что валютные операции (в том числе зачисление денежных средств), совершенные до 1 января 2015 г. по счетам (вкладам), указанным в декларации и открытым в банках, расположенных за пределами РФ, признаются совершенными без нарушения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

 

И.Стародубцева

«Финансовая газета», 2015, N 23

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code