КАК СНЯТЬ С КВАРТИРЫ СТАТУС СЛУЖЕБНОГО ЖИЛЬЯ?

Снять с квартиры статус служебного жилья нужно для того, чтобы заключить в отношении этой квартиры договор социального найма и (или) в дальнейшем приватизировать ее.

Служебные жилые помещения — это жилые помещения специализированного жилищного фонда, в качестве которого используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Они предназначены для проживания граждан, состоящих в трудовых отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями или назначенных на выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления (п. 2 ч. 2 ст. 19, п. 1 ч. 1 ст. 92, ст. 93 ЖК РФ). Использовать жилое помещение в качестве служебного можно только после его отнесения к специализированному жилищному фонду.

К служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42).

Чтобы снять с квартиры статус служебного жилья, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

 

Шаг 1. Удостоверьтесь в том, что ваша квартира относится к служебному жилью.

Рекомендуем уточнить, действительно ли ваша квартира является служебной и законно ли она отнесена к данной категории. Следует иметь в виду: ордер с отметкой о том, что данная квартира является служебной, или указание на это в вашем договоре найма не являются доказательством того, что квартира отнесена к служебному жилью.

До 01.03.2005 полномочиями по отнесению жилых помещений к служебным были наделены исполкомы районных и городских советов народных депутатов (ст. 101 ЖК РСФСР; ст. 1 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

С 01.03.2005 полномочиями по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду и по исключению жилых помещений из указанного фонда наделены органы, управляющие государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ; ст. 1 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; п. 12 Правил; п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 N 179).

В связи с этим следует запросить у собственника архивных документов соответствующее решение и ознакомиться с ним.

Решение об отнесении квартиры к служебному жилью могло быть принято лишь в тот период, когда в ней никто не проживал (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ; п. 3 Правил). Соответственно, дата решения об отнесении квартиры к служебному жилью должна быть ранее даты предоставления этой квартиры гражданам в качестве служебной.

Кроме того, можно сделать запрос в территориальное подразделение Росреестра и получить выписку из ЕГРП. Решение об отнесении квартиры к служебному жилью должно было быть направлено в отделение Росреестра в течение трех дней со дня его принятия (п. 14 Правил). Данное сообщение носит уведомительный характер и не является юридически значимым для целей придания или непридания квартире статуса служебной, поэтому отсутствие в ЕГРП сведений о присвоении квартире статуса служебного жилого помещения не может свидетельствовать о недействительности его присвоения.

Если в территориальном подразделении Росреестра необходимая информация отсутствует или право собственности на квартиру возникло до 31.01.1998 и не было впоследствии зарегистрировано в управлении Росреестра, жителям г. Москвы необходимо обратиться в Департамент городского имущества г. Москвы, жителям иных регионов — в территориальное подразделение БТИ (п. п. 2.1.1, 2.3.1 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП).

Если все указанные выше условия соблюдены, можно говорить о том, что квартира законно отнесена к категории служебного жилья.

 

Шаг 2. Удостоверьтесь в том, что вы относитесь к категории граждан, которые вправе заключать договор социального найма в отношении предоставленных им служебных жилых помещений.

К таким гражданам относятся граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до 01.03.2005, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете (ст. ст. 1, 13 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

В г. Москве, в частности, утверждены правила использования жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, ранее предоставленных гражданам в качестве служебных жилых помещений (п. 1.1 Постановления Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП).

В соответствии с указанными правилами договоры социального найма в г. Москве заключаются с гражданами в отношении занимаемых ими жилых помещений при наличии следующих условий (п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП):

— граждане проживают в жилых помещениях, ранее предоставленных им в качестве служебных жилых помещений;

— граждане проработали в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы, 10 лет;

— занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает установленную норму предоставления площади жилого помещения.

Примечание. В г. Москве норма предоставления площади жилого помещения на одного человека составляет 18 кв. м (ст. 20 Закона от 14.06.2006 N 29).

 

Кроме того, договоры социального найма могут быть заключены с гражданами, проработавшими в указанных выше организациях менее 10 лет, но только в следующих случаях (п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП):

— увольнение работника в связи с выходом его на пенсию по старости;

— получение работником инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей;

— смерть работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено в качестве служебного жилого помещения;

— увольнение работника в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.

Примечание. Указанные правила заключения договора социального найма в г. Москве распространяются на служебные жилые помещения, предоставленные до 01.03.2005 (п. 5 Постановления Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП; ст. 1 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

 

Шаг 3. Обратитесь к собственнику квартиры для заключения с вами договора социального найма (или договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации).

По общему правилу приватизировать служебное жилое помещение нельзя. Однако собственник жилищного фонда или уполномоченный им орган с согласия собственника вправе принять решение о приватизации служебного жилого помещения (ст. 4 Закона от 04.07.1991 N 1541-1).

Если квартира имеет статус служебного жилья, подайте собственнику квартиры заявление о заключении с вами договора социального найма или договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации и необходимые документы.

 

Справка. Список документов, представляемых собственнику

При подаче заявлении от вас могут потребовать следующие документы:

— копии паспортов всех зарегистрированных в квартире лиц;

— копию финансового лицевого счета;

— выписку из домовой книги;

— справку об отсутствии задолженности по оплате ЖКУ;

— единый жилищный документ;

— документы БТИ (поэтажный план, экспликацию);

— копию трудовой книжки нанимателя помещения (кому предоставлялось жилье), а в случае его смерти дополнительно копию свидетельства о смерти;

— копию распоряжения о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ);

— справки из Департамента городского имущества г. Москвы (или БТИ для жителей регионов) о зарегистрированных правах по состоянию на 31.12.1998 на всех членов семьи;

— выписки из Росреестра о правах зарегистрированных после 31.12.1998;

— копию доверенности и копию паспорта лица, представляющего ваши интересы по доверенности;

— копию свидетельства о браке/расторжении брака (при наличии).

 

Кроме того, можно приватизировать служебное жилое помещение, которое было добровольно передано органам местного управления (например, в связи с ликвидацией организации, реорганизацией или невозможностью нести расходы по его содержанию). В этом случае жилое помещение утрачивает статус служебного и его можно приватизировать как жилье, предоставленное по договору социального найма (ст. 18 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; вопрос 21 в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.).

Если квартира утратила статус служебного жилого помещения, обратитесь в орган местного самоуправления с заявлением о заключении с вами договора социального найма в общем порядке.

Для заключения договора социального найма жителям г. Москвы следует обратиться в Департамент городского имущества г. Москвы (п. 4.2.56 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП).

Дождитесь рассмотрения заявления и документов, запрошенных у вас органом местного самоуправления, и придите в назначенный день для заключения договора социального найма.

Органы местного самоуправления не всегда идут навстречу гражданам, в связи с чем приходится обращаться в суд. Судьи в подобных случаях становятся, как правило, на сторону граждан (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14.05.2013 N 5-КГ13-18).

 

Шаг 4. В случае отказа в заключении договора социального найма или выяснения факта незаконности отнесения квартиры к статусу служебного жилья обратитесь в суд с заявлением об обязании заключения с вами договора социального найма или признания права собственности в порядке приватизации.

Подготовьте соответствующее исковое заявление со ссылками на нормы права и приложите к нему все имеющиеся у вас документы по спорному жилому помещению, включая ответы собственника на ваши обращения (при наличии таковых) (ст. ст. 131, 132 ГПК РФ).

Уплатите госпошлину в размере 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

 

Обратите внимание!

Для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь специалиста, стоимость которой в зависимости от сложности дела, суммы иска и иных факторов может оказаться существенной. В случае представления ваших интересов в суде потребуется подготовить нотариальную доверенность на представителя (ст. 53 ГПК РФ; ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ). Расходы на оплату услуг представителя суд может взыскать с ответчика в вашу пользу по письменному ходатайству (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code