Учет на предприятиях малого бизнеса

В силу с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) субъекты малого предпринимательства (за исключением организаций, поименованных в ч. 5 названной статьи) вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая ведение упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Среди исключений, приведенных в ч. 5, выделим п. 1: организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ. Поскольку п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что акционерные общества подлежат обязательному аудиту, в случае если ими соблюдаются критерии отнесения их к субъектам малого предпринимательства, вести учет упрощенным способом они все равно не вправе.

Упрощенные способы учета должны быть определены федеральными стандартами (п. 10 ч. 3 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Учитывая то, что после вступления в силу действующего сегодня Закона о бухгалтерском учете ни одного федерального стандарта принято так и не было, в настоящее время продолжают применяться правила ведения бухгалтерского учета, действовавшие ранее (ПБУ) (ч. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете). И прежде чем перечислить и начать комментировать способы упрощенного учета, ответим на вопрос, кто относится к субъектам малого предпринимательства.

 

Кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (СМП) установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Коммерческие организации могут быть отнесены к таковым при одновременном выполнении следующих условий:

Условия отнесения организации к субъектам малого предпринимательства

———————————

<*> Предельные значения выручки, полученной от реализации товаров, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101.

 

Как правило, критерии выполнения условий 2 и 3 не вызывают у бухгалтеров вопросов. В отношении формулировок условия 1 следует дать некоторые пояснения. Для проверки его соблюдения необходимо, во-первых, определить величину суммарного участия лиц, поименованных в п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов). Напомним, что в совокупности она не должна превышать 25%. Во-вторых, определить долю участия лиц, не являющихся субъектами малого и среднего <1> предпринимательства. Она также не должна превышать 25%. Иными словами, торговое предприятие может быть признано СМП (при соблюдении условий 2 и 3), если доля участия в нем других организаций, являющихся субъектом малого или среднего предпринимательства, составляет 75%.

———————————

<1> К субъектам среднего предпринимательства относятся организации со средней численностью работников от 100 до 250 человек и размером выручки за предшествующий календарный год до 1 млрд руб. (при соблюдении условия о доле участия в организации иных лиц).

 

Среди малых предприятий в отдельную группу выделяются микропредприятия. К ним относятся организации со средней численностью работников до 15 человек и выручкой за соответствующий период до 60 млн руб. Отметим, что критерии отнесения предприятия к малому или микропредприятию определяются по наибольшему значению.

 

Пример 1. В организации трудятся 10 сотрудников. Выручка за предшествующий календарный год составила 100 млн руб. Условие 1 (о доле участия других организаций) выполняется.

Данное предприятие может быть квалифицировано как субъект малого предпринимательства. Несмотря на то что на предприятии трудится всего 10 человек, оно не может быть отнесено к числу микропредприятий, поскольку не выполняется условие 3 (о размере выручки).

 

Следует отметить, что предприятия, соответствующие всем критериям отнесения их к СМП, не должны никак подтверждать этот статус. Удостоверить данный факт при необходимости можно выпиской из ЕГРЮЛ, бухгалтерской и статистической отчетностью.

 

В каких случаях организация может лишиться статуса СМП?

Предположим, в течение календарного года торговое предприятие допустило превышение одного из предельных значений, предусмотренных ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ (условия 2 или 3), либо изменился состав участников этой организации таким образом, что она перестала соответствовать определению СМП (условие 1). Изменится ли статус данного предприятия? В ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ говорится, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Иными словами, категория субъекта малого и среднего предпринимательства меняется, если каждый год из двух лет подряд происходит снижение или превышение предельных значений (Письмо Минэкономразвития России от 15.10.2009 N Д05-4741).

 

Пример 2. Торговая организация, созданная в 2010 г., имела следующие показатели по количеству работников и величине выручки (условие 1 о составе участников в целях признания организации СМП выполнялось):

Наименование показателя 2010 2011 2012 2013 2014
Численность (чел.) 80 96 102 98 97
Величина выручки (тыс. руб.) 200 350 390 450 390

Торговая организация с 2010 по 2013 г. (несмотря на превышение отдельных предельных показателей в 2012 и 2013 гг.) признавалась СМП. В 2014 г. ее категория изменилась: она перешла в разряд субъекта среднего предпринимательства (поскольку два года подряд было допущено превышение предельных значений). По итогам 2014 г. условия отнесения ее к СМП снова соблюдены, следовательно, в 2015 г. предприятие снова может быть отнесено к СМП.

 

Что касается изменения состава участников… По нашему мнению, организация утрачивает право признаваться субъектом малого предпринимательства с даты регистрации в ЕГРЮЛ соответствующих изменений доли в уставном капитале.

 

Комментируем поправки в ПБУ

Приказом Минфина России от 06.04.2015 N 57н внесены изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету:

Наименование ПБУ Принявший документ
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н
ПБУ 9/99 «Доходы организации» Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н
ПБУ 10/99 «Расходы организации» Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» Приказ Минфина России от 29.04.2008 N 48н
ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» Приказ Минфина России от 02.07.2002 N 66н
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» Приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н
ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» Приказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н

Положения названных документов приведены в соответствие бухгалтерскому законодательству. Так, в частности, отчет о прибылях и убытках теперь именуется в ПБУ отчетом о финансовых результатах (документ вступил в силу 17.05.2015).

Изменения внесены и в формулировки, касающиеся бухгалтерских преференций для малых предприятий. Точнее, сами привилегии остались прежними, но поменялись определения таких организаций: вместо «субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации» сейчас «организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность». То есть лица, которые вправе применять упрощенный порядок учета, теперь определяются только Законом о бухгалтерском учете.

 

Упрощенный порядок учета для микропредприятий

Микропредприятиям даются наиболее значительные бухгалтерские преференции. Такие предприятия вправе вести учет по простой схеме (п. 6.1 ПБУ 1/2008). Что это значит? При формировании учетной политики данные предприятия могут предусмотреть ведение бухгалтерского учета без применения двойной записи. То есть организации, совершающие незначительное количество хозяйственных операций, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности.

 

Упрощенный порядок учета для малых предприятий

Остальные преференции могут применяться всеми субъектами малого предпринимательства, поименованными в ч. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, в том числе и микропредприятиями.

Отметим, что при написании статьи помимо положений, непосредственно приведенных в ПБУ, будем неоднократно обращаться к Информации Минфина России N ПЗ-3/2012, а также к Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н.

 

Сокращенный план счетов

СМП вправе сократить количество синтетических счетов в принимаемом ими рабочем плане счетов по сравнению с Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Ниже приведем возможные замены.

Возможно применение
Счета Вместо счетов
10 «Материалы» 07 «Оборудование к установке», 10, 11 «Животные на выращивании и откорме»
20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» 20, 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44
41 «Товары» 41, 43 «Готовая продукция»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76, 79 «Внутрихозяйственные расчеты»
51 «Расчетные счета» 51, 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»
80 «Уставный капитал» 80, 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»
99 «Прибыли и убытки» 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99

 

Упрощенная система регистров бухгалтерского учета

Малые предприятия, которые в течение месяца осуществляют небольшое количество хозяйственных операций (чиновниками из Минфина названа приблизительная цифра — не более 30 операций в месяц), вправе вести учет без применения регистров бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции могут регистрироваться ими в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (форма книги разрабатывается предприятием самостоятельно).

 

Кассовый метод учета доходов и расходов

По умолчанию коммерческие предприятия в бухгалтерском учете применяют метод начисления. Субъекты малого предпринимательства вправе использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99). Коротко поясним, в чем он заключается. Выручка, полученная от реализации товаров, признается не на дату их продажи, а по мере поступления денежных средств от покупателей (причем к выручке относятся также полученные авансы). То же касается и расходов: если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

Сразу отметим, что применение кассового метода в бухгалтерском учете вызывает много вопросов у бухгалтеров, поэтому данную тему мы рассмотрим подробно в одном из ближайших номеров журнала.

 

Учет финансовых вложений

По общим правилам финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату (необходимые записи делаются бухгалтерами ежемесячно либо ежеквартально). СМП вправе не переоценивать финансовые вложения, то есть отражать их в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости. Более того, указанные организации могут принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02).

 

Оценочные обязательства

Отражение в учете обязательств с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения (оценочных обязательств) — долг всех предприятий, за исключением малых (п. 3 ПБУ 8/2010). Таким образом, СМП могут не создавать резервы предстоящих расходов на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание проданных товаров, а также не признавать оценочные обязательства в иных случаях, когда у организации возникла обязанность, величину которой можно измерить и в результате которой, вероятно, произойдет уменьшение экономических выгод в будущем, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать (например, обязанность, возникшая в результате участия в судебном процессе, при заключении заведомо убыточного договора и пр.).

 

Расходы по займам

По общим правилам в случае, если у торговой организации случился долгострой (приобретены иные объекты инвестиционного актива), проценты по долговым обязательствам, взятым для приобретения (сооружения, изготовления) такого актива, относятся на его стоимость (то есть учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»). Субъекты малого предпринимательства могут это правило игнорировать и учитывать проценты, причитающиеся к уплате кредитору, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, в составе прочих расходов (п. 7 ПБУ 15/2008).

 

Отложенные налоговые активы и обязательства

Субъект малого предпринимательства вправе отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без указания сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности СМП могут не раскрывать отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты (п. 2 ПБУ 18/02). Иными словами, отражать нелюбимые всеми бухгалтерами временные разницы в учете малого предприятия необязательно.

 

Прекращение деятельности

При принятии уполномоченным органом организации решения о прекращении части деятельности (например, закрытии одного или нескольких магазинов) у организации, как правило, возникают обязательства, обусловленные требованиями законодательства, условиями договоров либо добровольно принятые на себя организацией перед физическими и юридическими лицами, интересы которых будут затронуты в результате прекращения деятельности. Для урегулирования подобных обязательств, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация образует резерв. СМП могут игнорировать данное требование: п. 3.1 ПБУ 16/02 дает возможность названным предприятиям не применять его положения.

 

Информация о связанных сторонах

Если в отчетном периоде организация проводила операции со связанными сторонами (юридическими и (или) физическими лицами, которые способны оказывать влияние на ее деятельность или на деятельность которых сама эта организация способна оказывать влияние), то в бухгалтерской отчетности по каждой связанной стороне раскрывается информация о характере отношений, виде и объеме операций, условиях и сроках осуществления расчетов по операциям, величине образованных резервов по сомнительным долгам, величине списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и др. Малые предприятия по своему желанию указанную информацию в отчетности также могут раскрыть, но это их право, а не обязанность: согласно п. 3 ПБУ 11/2008 названное ПБУ указанными лицами может не применяться.

 

Исправление ошибок

В случае если организация, имеющая право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, выявила существенную ошибку в учете после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, она вправе исправить ее записями по соответствующим счетам в том месяце отчетного года, в котором она была выявлена (без ретроспективного пересчета). Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, нужно отразить в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 14 ПБУ 22/2010).

 

Ведение бухгалтерского учета

Руководитель организации, относящейся к СМП, в зависимости от объема учетной работы вправе (ч. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете):

— возложить ведение бухгалтерского учета на штатного бухгалтера;

— заключить договор аутсорсинга со специализированной организацией (бухгалтером-специалистом);

— вести бухгалтерский учет самостоятельно.

 

Упрощенная система бухгалтерской отчетности

Субъекты малого предпринимательства вправе формировать бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

— в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включать показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям (в этом случае код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя);

— в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).

* * *

Бухгалтеры малых торговых предприятий ведение бухгалтерского учета могут максимально упростить. В частности, российское законодательство дает им право применять сокращенный план счетов, вести минимально необходимое количество бухгалтерских регистров, не признавать в учете оценочные обязательства, не показывать временные разницы и пр. Микропредприятия вправе вовсе уйти от применения двойной записи, что позволяет предприятиям обходиться без бухгалтера.

В одном из ближайших номеров журнала мы продолжим рассмотрение темы о порядке ведения бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства, в частности рассмотрим применение кассового метода учета доходов и расходов.

С.В.Манохова

«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code